Сценарий мероприятия « Нет фашизму»
Мероприятие проводится в актовом зале. Свет приглушен. На главной сцене, на экране изображение «Книги памяти и скорби». (Мероприятие можно начать с презентации « Нет фашизму»), рядом со сценой на постаменте (можно использовать мольберт) плакат, посвященный узникам фашистских концлагерей. 1 ведущий. - Время, устремляясь в будущее, уносит в небытие великие и обыденные явления жизни, их участников и свидетелей.. Память, во всех ее проявлениях – истории, литературе, искусстве,- спасает мир от забвения. 2-й ведущий. Спасти от забвения память живших и боровшихся против смерти, миллионов жертв фашизма, наш долг. Звучит музыка, «Бухенвальдский набат» (в исполнении Муслима Магомаева). Под музыку выходят ученики, в руках свечи, подходят к постаменту и ставят свечи, выстраиваются в шеренгу, склонив головы. Читают стихотворение татарского поэта-узника «Маобита» Мусы Джалиля «Палачу». Не преклоню колен, палач, перед тобою, Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье, Я уничтожить смог подобных палачей. За это, возвратясь, я попрошу прощенья Колена преклонив. У родины моей.
Ученики уходят со сцены. На экран проецируются данные о жертвах концентрационных лагерей. Голос за экраном озвучивает текст слайда: Освенцим - (1940-1945)—405 тыс. Бухенвальд-(1937-1945)—238 тыс. Дахау- (1933-1945)--238 тыс. Заксенхаузен- (1936-1945)-- 200 тыс. Маутхаузен- (1938-1945)-- 335 тыс. Равенсбрюк- (1939-1945)-- 150тыс. Флосенбюрг-1938-1945)-- 142 тыс. Штутгоф- (1939-1945)-- 117 тыс. Майданек- (1941-1944)-- 300тыс. 1-й ведущий. Из 7,2 миллионов человек, прошедших только через лагеря массового уничтожения фашистской германии в живых осталось 530 тыс., в их числе 250 тыс., - граждане бывшего Советского Союза. ( все данные взяты из книги «Казематами смерти», П.П. Лялякин, П.М. Кравченко, «Мысль», Москва – 1996 г.) 2-й ведущий. После гитлеровского ада, по возвращении на родину, они прошли новые моральные и физические испытания сталинского лагерного режима, проверок органов госбезопасности, недоверия и подозрения, являясь в своем отечестве «людьми» второго сорта», как бы не существующими для государства. 1-й ведущий. Только в годы перестройки государство их признало, а потом эти люди в полосатой форме в День Победы в городских колоннах прошли по Красной площади Москвы. 2-й ведущий. Они не относят себя к «героям» в ратном понимании этого слова. Но выстоять годы в нечеловеческих испытаниях за колючей проволокой гиммлероовских казематов смерти, сберечь человеческое достоинство и верность родине – даже им, выжившим, представляется пределом возможного… (на экран проецируется слово « Освенцим», кадры или фотодокументы о чудовищной жизни военнопленных) Учащийся читает стихотворение казахского поэта Халимжана Бекхожина «Освенцим» Разве можем мы быть равнодушными к злу? Страшный призрак я вижу сквозь смрадную мглу: Черным прахом дымятся на страшных кострах Миллионы людей, превращенных в золу.
Слышу голос я жалобный, памятный мне. Показалось на миг – наяву иль во сне?- Стонет, плачет и кличет на помощь меня Брат мой, ставший золой в этом адском огне.
Безутешная полька над пеплом стоит. Нет, любимого…Кто ей его возвратит?... Льются слезы, и пепел тускнеет седой, Будто дождь ледяной его хмуро кропит
В этой страшной, угрюмой, больной тишине Образ брата погибшего видится мне, Он из пепла восстал и назвал палачей- Тех , кого я в атаках встречал на войне
Голос брата среди голосов я узнал- Он убийц проклинал, он убийц проклинал. И, когда уходил я в гремящую даль, Он за мной торопился, меня нагонял.
Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки- старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом. Первая. Ах, как рано мы вас потеряли- Сильных, смелых, таких молодых… Никого потом не замечали, Потому, что не надо других Ах, как горько, как больно, как страшно Провожать сыновей на войну! И, лелея в душе день вчерашний, Принимать на себя всю вину. Ах, как жалко, жалко, как жалко, Что сиротами дети росли… Рябитишек - их было так мало, Что сказать слово «папа» могли! Слово «папа» родному, живому Без конца, без конца повторять! Еще больше жаль тех, у которых Все война умудрилась отнять! Много дней прошло… Десятилетий… Говорят – все быльем поросло… Только все же, кто за это в ответе- За войну, за проклятое зло?
Вторая Они ушли, а мы остались, как будто у нас вынули сердце, оставив пустоту в груди, которую нечем заполнить… Третья Они ушли, а мы остались с потухшими глазами, как будто они забрали с собой свет наших некогда счастливых глаз. Четвертая Они ушли на испытания, о которых мы могли только догадываться, придавленные гнетом нашей пустоты, нашей обреченности на одиночество… Пятая Что мы могли тогда для них сделать? Чем помочь? Первая. Посылать письма? Но куда? Мы могли только молиться – на улице ли, дома ли - про себя, про себя, про себя.. Вторая. Как больно знать, что мы вас потеряли, Что вас молитвы наши не спасли….
1-й ведущий. Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося ХХI века. 2-ведущий Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет ХХI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье. Век ХХI-й набирает свой оборот, а потому мы за него в ответе. Давайте помнить о том, что : История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают?! Она тот высший суд, Где нет прощенья, Где срока давности не признают…
В заключение звучит «Реквием» Моцарта, выходят все участники акции с гвоздиками в руках и возлагают их к «Книге памяти и скорби» на постамент.
|