Занятие с использованием технологии критического мышления методом «Мозговой штурм»
«Им нужна наша помощь».
Описание: В настоящее время существует много экологических проблем. Одна из них – бездомные животные. Причина её появления – безответственные и бездушные люди. Данная работа предлагает учащимся поиск решения проблемы бездомных животных путем мозгового штурма. Это дает возможность получить максимальное количества идей от каждого из участников для того, чтобы найти решение данной проблемы. В результате у каждого из участников формируется социально-экологическая позиция на личностном уровне. Материал адресуется педагогам объединений по интересам экологического профиля, учителям биологии, и классным руководителям, учащимся 3-4 классов и всем не равнодушным людям.
Состав учебной группы: возраст детей: 10-11 лет, количество учащихся: 10-12
Цель: способствовать воспитанию ответственного отношения к животным и расширить знания о возможностях каждого человека путей решения проблемы бездомных животных.
Задачи:
Обучающая – показать возможности личного участия ребят в решении проблемы бездомных животных.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов; развить критическое и практическое мышления через анализ ситуации; научить оценивать ситуации через формулировку выводов; развивать творческое мышления через формулирование необычных идей.
Воспитывающая – научить отстаивать свою точку зрения, воспитывать культуру общения.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
• овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
• формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• развитие навыков сотрудничества;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель занятия, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Форма занятия: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
• развития критического мышления.
Методы обучения:
* Мозговой штурм
Материально-техническое обеспечение: бумага, ручки, цветные карандаши, магнитная доска, магниты.
Предварительная подготовка:
Учащимся дано задание, опросить знакомых, взрослых и детей, с целью узнать, как они относятся к бездомным животным и как, по их мнению, можно помочь уличным кошкам и собакам.
1. Орг.момент.
2. Сообщение темы занятия.
Педагог: Проблема кошек и собак на наших улицах с каждым годом всё острее. По вине людей их становится всё больше. До тех пор пока каждый из нас не станет добрее, ответственней по отношению к этим животным, их будет все больше и больше. Одичавшие собаки всё чаще нападают на людей, кошки на птиц, обитающих в городах. И те и другие могут быть переносчиками некоторых заболеваний. Жизнь уличной кошки в несколько раз короче, чем домашней. Животные болеют, страдают от холода, голода, от жестокого отношения людей. Давайте назовем причины появления их на улицах.
Ответы учащихся.
3.Мозговой штурм «Им нужна наша помощь»
Педагог: Сегодня вы участники мозгового штурма, посвященного проблеме бездомных животных.
С помощью жеребьевки ребята делятся на 2 группы, которые рассаживаются за отдельные столы с заранее подготовленными листами ватмана и карандашами. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит запись идей по решению проблемы бездомных животных.
Правила проведения мозгового штурма
1. Ни какой критики. Критика будет после штурма.
2. Важно количество идей.
3. Эксперт должен фиксировать все идеи без исключения.
4. Применяйте логику, ищите сравнения, сходства с другими событиями, ситуациями и вещами.
5. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, она должна быть встречена группой с одобрением.
6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
7. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
8. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
Итак, начинаем. На листах ватмана записывайте все идеи, реализация которых может помочь уличным кошкам и собакам. В вашем распоряжении будет 30 минут. По истечении времени мы приступим к обсуждению ваших предложений и создадим банк идей.
(Непринужденность обстановки (легкий шум и оживление) способствует активизации мысли)
Педагог: Время истекло. Теперь я попрошу, чтобы от каждой группы выступил эксперт в течение 3-5 минут.
Выступление первого эксперта
Выступление второго эксперта
Педагог: Теперь давайте обсудим, какие из предложений из области фантастики, какие смогут реализовать только уполномоченные люди, а что под силу нам с вами.
Высказывание мнений и обсуждение каждого предложения в отдельности.
Педагог: Сейчас пришло время подвести итог мозгового штурма и создать банк идей по решению проблемы беспризорных животных.
Создается банк идей по решению проблемы бездомных животных (Приложение).
Педагог: Теперь мы с вами постараемся познакомить с возможными решениями проблемы наибольшее количество людей, выступая перед школьниками и рассказывая взрослым знакомым.
Приложение
Банк идей по решению проблемы бездомных животных
1. Строить приюты.
2. Брать животных к себе домой.
3. Подкармливать животных.
4. Строить ветеринарные больницы.
5. Выпускать ошейники со встроенными датчиками для отслеживания местонахождения собак.
6. Построить дом престарелых для животных.
7. Принять закон, запрещающий жестокое обращение с животными.
8. Создание мест кормежки бездомных животных.
9. Оказание материальной помощи за содержание бездомных животных.
10. Создание уголка живой природы, где смогут жить бездомные животные.
11. Штрафовать за жестокое обращение с животными.
12. Организовывать и проводить различные акции в защиту бездомных животных.
13. Собирать налоги на корм бездомным животным.
14. Открывать косметические салоны для бездомных животных.
15. Проводить праздники и шествия в честь кошек и собак.
16. Открывать счета для сбора средств в поддержку беспризорных кошек и собак.
17. Создать скорую помощь для бездомных животных.
18. Проверять содержание домашних любимцев.
19. Рекламировать необходимость приютов.
20. Информировать людей о существовании проблемы бездомных животных и необходимости её решения.
4.Подведение итогов занятия. Рефлексия
|