КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ, от 04.06.2014 N 148-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 21.07.2014 N 216- ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 21.07.2014 N 262-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 198-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 238-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ, от 02.05.2015 N 122-ФЗ).
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15 сентября 2020 г. N 1441 г. Москва.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
- Устав ГОАОУ «Гимназия №3».
- Локальные акты ГОАОУ «Гимназии №3».
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная анатомия+» является практико-ориентированной. Значительная роль в программе отводится лабораторному практикуму. На занятиях выполняются занимательные и исследовательские лабораторные и практические работы. Лабораторный практикум применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения биологии.
Реализация программы «Занимательная анатомия+» основывается на общедидактических принципах доступности последовательности, системности, связи теории с практикой. Особо актуальными при реализации программы признаются следующие принципы.
1) Принцип научности формирует у учащихся понятия через раскрытие причинно-следственных связей явлений, процессов, событий; проникновение в сущность явлений и событий; раскрытия истории развития культуры, борьбы тенденций; ориентации на междисциплинарные научные связки.
2) Принцип связи обучения с жизнью реализуется через использование на занятиях жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности, раскрытие практической значимости знаний.
3) Экологический принцип поможет обучающимся углубить знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, заложить основы правильного понимания вопросов природы, направленных на решение проблемы защиты восстановительных механизмов биосферы от разрушения, организовать практическую деятельность по охране природы.
4) Принцип эвристической среды означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации деятельности объединения. При этом творчество рассматривается как необходимая составляющая жизни каждого человека и как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
5) Принцип природосообразности. Осуществление данного принципа дает возможность построить «индивидуальные маршруты» каждому обучающемуся. Это в свою очередь открывает очевидные плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания и умения в соответствии с интересами, запросами личности.
6) Принцип интегративности предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний по экологии, биологии, химии, физике, истории, краеведению, этике, литературе.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
Актуальность. Программа «Занимательная анатомия+» ориентирована на получение учащимися знаний о законах и теориях, отражающих особенности живой формы движения материи, приобретении умений и навыков в постановке биологического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой. Очень важно, чтобы обучающиеся научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии, а основы геронтологии, валеологии, в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы обучающихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области анатомии человека. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Педагогическая целесообразность программы. Содержание дополнительной образовательной программы актуально и с точки зрения реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), которая нацеливает на «создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения».
Программа «Занимательная анатомия+» даёт обучающимся возможность выбрать профиль обучения, пополнить знания о профессиях, расширить знания предметабиологии, необходимые для получения дальнейшего образования. Идея личностно-ориентированного подхода, заложенная в основу программы, допускает возможность широкого варьирования учебного материала педагогом при его конкретизации, создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- расширение кругозора обучающихся при изучении биологических явлений, физиологических, генетических процессов, происходящих в окружающем нас мире и организме человека;
- формирование устойчивого интереса к биологическому эксперименту, приобретение необходимых практических умений и навыков при работе с лабораторной техникой.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления учащихся об организме человека;
- совершенствовать экспериментальные умения;
- расширять представления учащихся о применении биологических знаний в окружающем нас мире;
- повышать интерес учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;
- расширять и углублять знания о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;
- формировать знания о достижениях современной медицины;
- научить выявлять связи организма человека с внешней средой;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
- развивать интерес к науке биологии;
- развивать биологическое мышление и пространственное воображение;
- развивать творческие способности обучающихся при обучении анатомии;
- формировать навыки проведения биологического эксперимента;
- развивать способность усваивать научные знания об особенностях строения организма человека как единого целого
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению биологии;
- совершенствовать умение работать в коллективе;
- прививать навыки самостоятельной работать с различными источниками информации;
- воспитать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Категория обучающихся
Возраст – 15 – 17 лет.
Численный состав группы – 15 – 25 чел.
Сроки реализации программы, форма и режим занятий
Форма организации деятельности на занятиях – очная, групповая. Занятия проводятся в аудиториях гимназии.
Занятия носят практический характер (проведение лабораторных опытов, экспериментов, создание проектов).
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Программа рассчитана на 60 часов, продолжительность часа – 40 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
– давать определения изученных понятий;
– описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык биологии;
– классифицировать изученные объекты и явления;
– делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей;
– структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере:
– анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
– разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
– строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
– планировать и проводить биологический эксперимент;
– использовать лабораторное оборудование и вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
– оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Методы и формы обучения: Основной формой обучения являются практические занятия, на которых осуществляются активизация уже знакомого теоретического материала, работа в группах, проектная деятельность.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы обучения:
• практические и лабораторные занятия,
• дискуссии, конференции,
• презентации, творческие отчеты,
• экскурсии
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися лабораторных и практических работ. Проводится диагностика: входная и на завершающем занятии (диагностическое тестирование).
Виды контроля |
Содержание |
Методы |
Сроки контроля |
Вводный |
Общий уровень знаний по анатомии человека |
Тестирование |
1-е занятие |
Ценностные ориентации |
Тест М. Рокича. |
Текущий |
Освоение учебного материала по теме, учебной единице |
Диагностические задания: лабораторные работы и экскурсия |
В течение учебного периода |
Итоговый |
Контроль выполнения поставленных задач |
Тестирование и защита проектов |
Итоговое занятие |
Полная информация во вложении.
|