Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Планирование


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная анатомия"

СКАЧАТЬ (59.6 Kb) 02.03.2024, 22:26
Ясакова Елена Геннадьевна
учитель биологии, ГОАОУ "Гимназия №3" г.Великий Новгород
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.02.2014 N 11-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 05.05.2014 N 84-ФЗ, от 27.05.2014 N 135-ФЗ, от 04.06.2014 N 148-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 21.07.2014 N 216- ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 21.07.2014 N 262-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 198-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 238-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ, от 02.05.2015 N 122-ФЗ).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15 сентября 2020 г. N 1441 г. Москва.
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
  7. Устав ГОАОУ «Гимназия №3».
  8. Локальные акты ГОАОУ «Гимназии №3».

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная анатомия+» является практико-ориентированной. Значительная роль в программе отводится лабораторному практикуму. На занятиях выполняются занимательные и исследовательские лабораторные и практические работы. Лабораторный практикум применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения биологии.
Реализация программы «Занимательная анатомия+» основывается на общедидактических принципах доступности последовательности, системности, связи теории с практикой. Особо актуальными при реализации программы признаются следующие принципы.
1) Принцип научности формирует у учащихся понятия через раскрытие причинно-следственных связей явлений, процессов, событий; проникновение в сущность явлений и событий; раскрытия истории развития культуры, борьбы тенденций; ориентации на междисциплинарные научные связки.
2) Принцип связи обучения с жизнью реализуется через использование на занятиях жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности, раскрытие практической значимости знаний.
3) Экологический принцип поможет обучающимся углубить знания о взаимосвязи организма с окружающей средой, заложить основы правильного понимания вопросов природы, направленных на решение проблемы защиты восстановительных механизмов биосферы от разрушения, организовать практическую деятельность по охране природы.
4) Принцип эвристической среды означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации деятельности объединения. При этом творчество рассматривается как необходимая составляющая жизни каждого человека и как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
5) Принцип природосообразности. Осуществление данного принципа дает возможность построить «индивидуальные маршруты» каждому обучающемуся. Это в свою очередь открывает очевидные плюсы: психическое здоровье, отсутствие комплексов, глубокие и прочные знания и умения в соответствии с интересами, запросами личности.
6) Принцип интегративности предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний по экологии, биологии, химии, физике, истории, краеведению, этике, литературе.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Актуальность. Программа «Занимательная анатомия+» ориентирована на получение учащимися знаний о законах и теориях, отражающих особенности живой формы движения материи, приобретении умений и навыков в постановке биологического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой. Очень важно, чтобы обучающиеся научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе биологии, а основы геронтологии, валеологии, в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы обучающихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области анатомии человека. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Педагогическая целесообразность программы. Содержание дополнительной образовательной программы актуально и с точки зрения реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), которая нацеливает на «создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения».
Программа «Занимательная анатомия+» даёт обучающимся возможность выбрать профиль обучения, пополнить знания о профессиях, расширить знания предметабиологии, необходимые для получения дальнейшего образования. Идея личностно-ориентированного подхода, заложенная в основу программы, допускает возможность широкого варьирования учебного материала педагогом при его конкретизации, создание индивидуальных образовательных маршрутов.

Цели и задачи программы
Цели программы: 
  • расширение кругозора обучающихся при изучении биологических явлений, физиологических, генетических процессов, происходящих в окружающем нас мире и организме человека;
  • формирование устойчивого интереса к биологическому эксперименту, приобретение необходимых практических умений и навыков при работе с лабораторной техникой.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления учащихся об организме человека;
- совершенствовать экспериментальные умения;
- расширять представления учащихся о применении биологических знаний в окружающем нас мире;
- повышать интерес учащихся к изучению биологии, познанию своего организма;
- расширять и углублять знания о факторах, влияющих на здоровье человека; предупреждение заболеваний человека;
- формировать знания о достижениях современной медицины;
- научить выявлять связи организма человека с внешней средой;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
- развивать интерес к науке биологии;
- развивать биологическое мышление и пространственное воображение;
- развивать творческие способности обучающихся при обучении анатомии;
- формировать навыки проведения биологического эксперимента;
- развивать способность усваивать научные знания об особенностях строения организма человека как единого целого
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению биологии;
- совершенствовать умение работать в коллективе;
- прививать навыки самостоятельной работать с различными источниками информации;
- воспитать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

Категория обучающихся
Возраст15 – 17 лет.
Численный состав группы – 15 – 25 чел.

Сроки реализации программы, форма и режим занятий
Форма организации деятельности на занятиях – очная, групповая. Занятия проводятся в аудиториях гимназии.
Занятия носят практический характер (проведение лабораторных опытов, экспериментов, создание проектов).
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Программа рассчитана на 60 часов, продолжительность часа – 40 мин.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
     
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
– давать определения изученных понятий;
– описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык биологии;
– классифицировать изученные объекты и явления;
– делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических закономерностей;
– структурировать изученный материал и биологическую информацию, полученную из других источников;
В ценностно-ориентационной сфере:
– анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека;
– разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
– строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере: 
– планировать и проводить биологический эксперимент;
– использовать лабораторное оборудование и вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
– оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Методы и формы обучения: Основной формой обучения являются практические занятия, на которых осуществляются активизация уже знакомого теоретического материала, работа в группах, проектная деятельность.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы обучения:
•    практические и лабораторные занятия,
•    дискуссии, конференции,
•    презентации, творческие отчеты,
•    экскурсии

Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися лабораторных и практических работ. Проводится диагностика: входная и на завершающем занятии (диагностическое тестирование).

 
Виды контроля Содержание Методы Сроки контроля
Вводный Общий уровень знаний по анатомии человека Тестирование 1-е занятие
Ценностные ориентации Тест М. Рокича.
Текущий Освоение учебного материала по теме, учебной единице Диагностические задания: лабораторные работы и экскурсия В течение учебного периода
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач Тестирование  и защита проектов Итоговое занятие

Полная информация во вложении.


Категория: Планирование | Добавил: Lena1971
Просмотров: 118 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог