Автор - Шмыкова Ирина Апполинарьевна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ №29 г.Георгиевска, Ставропольского края
Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии в рамках модернизации образования
Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. По словам президента В.В.Путина это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом и обеспечить достойную жизнь всем гражданам в 21 веке. В связи с этим новой целью образования является формирование креативных и социальных компетентностей, готовность к переобучению, передаче знаний и технологий. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения.
Приоритетом современного образования является самореализация и самообразование личности ребенка. Для достижения этого необходимо внедрение новых перспективных направлений развития технологий обучения. Одним, из которых на современном этапе являлся обучение с использованием дистанционных технологий, которое уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе школы вместе с традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися. Технология заключается в том, что обучение и контроль над усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, а это дает возможность привлечь все больший круг учителей школ к освоению и использованию компьютера в своей работе. Использование дистанционных технологий позволяет наладить обратную связь в процессе обучения, повысить степень усвоения учебных, коммуникативных и личностно-адаптивных компетенций.
Обучение с помощью дистанционных образовательных технологий предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Оно представляет собой современный подход к обучению, интересный, развивающийся, способствующий повышению уровня мотивации как обучающегося, так и учителя, при этом меняются формы и методы преподавания. Обучающиеся используют новые образовательные ресурсы и проявляют деловую активность.
Особенностью содержания обучения с использованием дистанционных технологий является его открытость. Сеть Интернет позволяет значительно расширить потенциальную образовательную среду - ученик перестаёт быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний. Главным компонентом содержания дистанционного образования является технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них.
Обучение с использованием дистанционных технологий базируется на использовании компьютера и телекоммуникационной сети. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала. Интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.
С 2004 года в нашей школе создан и работает мультимедийный центр (ММЦ), электронная библиотека которого постоянно пополняется, с 2006 года функционирует единая локальная сеть Интернет, с 2010 года школа включена в программу дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя школы проходят разнообразные курсы повышения квалификации по дистанционному обучению.
Использование в биологии и химии дистанционных образовательных технологий я применяю в урочной и внеурочной деятельности:
• при планировании и проведении уроков;
• в проектно-исследовательской деятельности;
• в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
• в работе с одаренными детьми;
• в работе с детьми, часто болеющими или пропускающими занятия в связи с выездом на длительный срок (на соревнования или в санатории);
• в проведении консультаций при подготовке к ГИА и ЕГЭ;
• во внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета;
• при проведении дистанционных курсов.
С января 2013 года на своем сайте я создала страничку «дистанционное обучение», в которую сначала включила 8А класс по биологии по «Программе 2100», а с сентября 6 – 11 классы. На странице каждого класса вывешены тематики уроков на весь год с домашними заданиями. Если обучающийся пропустил уроки, он может в любое время зайти на сайт на страничку класса и посмотреть тематику пропущенных уроков и домашних заданий. В домашние задания включены электронные образовательные ресурсы практических и контрольных модулей. Ребята выполняют задания и высылают результаты на мой почтовый ящик в виде скриншота экрана. Кроме ЭОР практического и контрольного модулей я включаю в темы уроков ЭОР информационных модулей, что позволяет учащимся получить более глубокие и дополнительные знания по изучаемой тематике.
Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений системно-деятельностного подхода в образовании. Она гармонично дополняет классно-урочную систему, тесно связана с практикой, стимулирует учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, саморазвиваться и самореализоваться. Введение проектов я начинаю с детьми уже в 5 классе в курсе природоведения. Например, при проведении экскурсии по теме «Природа живая и неживая (пришкольный двор)», после проведения инструктажа класс делится на группы по 4-5 человек, каждая группа получает задание и свой участок щкольного двора, на котором она работает. Отчет по экскурсии ребята создают в электронном виде с использованием фотографий места проведения экскурсии, растений, животных, элементов неживой природы, встречающихся на участке и краткого описания растения или животного. При оформлении отчета ребята общаются друг с другом и со мной через электронную почту или социальную сеть «одноклассники.ру». Я показываю, как прикрепить и отправить файл с отчетом по электронной почте, если есть недоработки, вместе с детьми редактируем работу. Выполнение такого проекта требует много времени, т.к. у детей нет еще навыков работы с компьютером и сетью Интернет. Однако это позволяет развивать у ребят коммуникативную и информационную компетентности, что является очень важным в рамках современной школы.
В старших классах ребята занимаются созданием индивидуальных проектов по различным темам биолого-химической направленности. Очень популярны мини-проекты, выполненные в виде презентаций в Power Point к урокам: «Акулы. Скаты. Химеры», «Аквариумные рыбки», «Бабочки», «Двоякодышащие рыбы», «Воробьинообразные», «Непарнокопытные», «Витамины», «Закаливание и его значение», «Влияние курения на здоровье», «Работы Мичурина по селекции», «История развития генетики», «Химические волокна», «Полисахариды», «Каучук», «Белки» и другие. При выполнении таких проектов моя роль – это учитель-консультант. Мы общаемся через электронную почту и Скайп., а так же ребята могут задать вопросы, используя мини-чат на моем сайте. Если ребенок работает в данном направлении в системе, то к старшей ступени образования у него практически не возникают трудности в поиске информационных источников, оформления презентации и представления своего проекта. Однако большинство школьников слабо включаются в работу по созданию проектов-презентаций, поэтому при обучении на третьей ступени образования у них возникают трудности.
В 2012-2013 учебном году в профильной группе 11 класса проведение элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность» было основано на использовании дистанционных технологий обучения биологии. В курсе использовались технологии учебного проектирования и исследовательского обучения, которые являются технологиями деятельностного подхода, что и соответствует программе модернизации образования.
С февраля 2011 года я работаю по программе дистанционного обучения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Центра образования «Технологии обучения» Московского института открытого образования
Весь текст материала находится в приложенном файле
|