Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 классов.
Автор: Парукова Л.И. учитель биологии МАОУ «СОШ №9» г. Нурлат Республики Татарстан
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что человек - часть живой природы, что лес, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
Задачи: Образовательная: Дать представление о том, что лес – это дом(сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; Развивающая: развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары. Развивать коммуникативные способности детей. Воспитательная: воспитание правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. Оборудование: Фотоаппарат для фотографирования природы и детей. Лупы. Определители растений. Атласы.
Подготовительный этап. Беседа о лесе. Знакомство с лесом при помощи ЭОР »Леса умеренного пояса». ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент. Группу сопровождают 2—3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми. II. Вводная беседа. 1. Сообщение темы и целей экскурсии. 2. Техника безопасности на экскурсии.(Приложение 1).Напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы). Учитель. Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес, Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою. Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться. Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь - мы свои! Погореловский Сергей Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес — настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ. Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод. Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.Необходимо знать, любить и беречь лесные богатства России. 3.Основная часть. Беседа. Как влияет природа на человека. Вы знаете, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха. Какое разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. Потрогайте осторожно деревья, понюхать цветы. Как вы думаете, чем можно есть в лесу, а что нельзя есть? Можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена. Знаете ли вы ,что лес может лечить. Какие лекарственные растения вы знаете? Объясните пословицы и поговорки. • В лес дров не возят, в колодец воду не льют. • Лес и вода-брат и сестра. • Сломать дерево-секунда, а вырастить-годы. • Кто дерево посадит, тот человеку друг. • Леса от ветра защищают, урожаю помогают. • Вырос лес, так будет и топорище. • Под большим деревом и гриб вольготнее растёт. Практическая работа. Ребята, обратите внимание на муравейники, немногочисленные травы. Какова роль муравьев в природе? Остановитесь около деревьев. Назовите их. Придумайте и скажите деревьям ласковые слова, полюбуйтесь ими. Посмотрите, как расположены листочки на деревьях. Правильно мозаично. Почему? Сколько ярусов в нашем лесу? На каждом ярусе свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живут — зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. А как вы думаете ,есть ярусы под землей — Каких почвенных животных вы знаете? Правильно кроты, черви, почвенные насекомые. Все это — лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. А как располагаются корни деревьев? Правильно, там тоже соблюдается ярустность. Исследовательская работа. Мальчики роют небольшой шурф. Ребята рассматривают почвенный срез, находят корни растений. Называют корневые системы. Найдите корневые волоски у трав,у деревьев. Вспомните их роль для растений. Разбиваемся на группу по 4 человека. Задание 1.Назовите и запишите растения каждого яруса. Если не знаете растения, постарайтесь определить по определителю. Соберите коллекцию листьев. Задание 2. Сбор природного материала для занятий кружка. Игры. Найдите два бревна, находящихся на расстоянии около полуметра друг от друга. Пройти по бревнам с двадцатью шишками в руках. Если шишки будут падать, то придется начинать все сначала. Задание 3. Рассмотреть поваленные деревья, определить их возраст. Как можно определить возраст дерева. Правильно сосчитав годичные кольца. Дидактические игры. • Выбери самый красивый уголок в лесу, чем он тебе понравился. • Нарисуй словесный портрет дерева. • Расскажи про самое удивительное растение. • Кто больше услышит звуков? Задание 4.Ребят осмотритесь вокруг, выяснить, есть ли мусор. Мусор надо убрать. Почему? Собирать нужно палочкой или руками в перчатках. Ребята давайте попрощаемся с лесом, скажем слова благодарности. После сбора вещей обратите внимание, нет ли мусора. Рефлексия. Ребята, понравилось вам в лесу? Что запомнили на экскурсии? Чему порадовались? Как лес повлиял на ваше настроение и самочувствие? 4.Задание на дом. 1.Написать сочинение или впечатление об экскурсии. 2. Составьте правила поведения в лесу.
Приложение 1. Учащимся запрещается: • покидать место расположения группы; • ходить босиком; • трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения; • пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»; • трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных; • пить воду из водоемов без соответствующей обработки; • без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости; • без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным; • выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
|