Сегодня: 24.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Интегрированный урок литературы и биологии "Насекомые в баснях С.Михалкова" 7 класс

СКАЧАТЬ (219.0 Kb) 22.09.2014, 18:23
Бородачева Любовь Николаевна
учитель биологии, МБОУ СОШ №9
Конспект интегрированного урока литературы и биологии «Насекомые в баснях С.Михалкова»
(для учащихся 7 класса)

Авторы-составители:
учитель биологии высшей категории Бородачёва Л.Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории Дементьева Е.А.
МБОУ СОШ №9 г. КАМЫШИНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



2014 г.
Цели урока:
• познакомить с содержанием басен С.Михалкова о насекомых, повторить основные сведения по теме «Класс «Насекомые», найти соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных;
• совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы);
• помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности

Оборудование: технологические карты, таблицы «Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных», распечатки с текстами басен С.Михалкова, презентация «С.В.Михалков», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик»

Ход урока

I. Вступительная беседа. Постановка проблемы.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги!
- Мы рады вас видеть на нашем, не совсем обычном уроке, уроке литературы и биологии.
-УЛ : Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что каждый из нас, учителей, считает свой предмет лучшим, наиболее важным. И я не исключение. Мне кажется, что биологию, например, мир животных, можно изучать по литературным произведениям. Писатели, по-моему, были настоящими знатоками повадок животных, их особенностей питания, образа жизни. Ну вот, например, всем известны строчки:

Попрыгунья – стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит глаза…

По-моему всё ясно: автор знает, как живёт стрекоза, что она делает летом.

-УБ: Ребята, а вы как считаете, всё ли верно в таком описании стрекозы. Какие неточности вы заметили? (ответы учащихся) Так что, герои басен вымышленные животные. Ребята, поднимите руки, кто со мной согласен?
-УЛ: Неужели все из вас так думают? А кто считает, что автор басни опирался всё же на реальные факты и намеренно о чём-то умолчал, а что-то даже исказил? (ответы учащихся) Итак, у нас два мнения.
- УБ:Тогда предлагаем провести своё небольшое исследование. Какой может быть основная проблема? Сформулируйте.

(на доске: Герои басен – реальные животные)

- УЛ:Но в этом предложении нет знака завершения предложения? Ребята, какие знаки вы поставили бы? (Вопросительный, восклицательный, точка, многоточие) Почему? Вернемся к этой проблеме в конце урока.
-УБ: Итак, тема определена. У каждого из вас на столах есть технологические карты, которые мы будем заполнять в течение урока, отражая в них каждый его этап. В конце урока она поможет нам подвести итоги работы.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

II. Актуализация опорных знаний.
1.УЛ: Поскольку исследовать мы будем басни, вероятно, полезно вспомнить, в чём особенности басни как жанра литературного произведения.
- Чем отличается басня от рассказа, стихотворения?
- Кто обычно является героями басен?
- В начале или в конце басни есть обязательная часть. Как она называется? (мораль)
-Что такое мораль?
-Каких баснописцев вы знаете?
2. Один из известных современных баснописцев С.В.Михалков. (слайд)
- Для исследования вам предлагаются басни: «Лев и муха», «Назойливый комар», «Муха и пчела», «Неврученная награда муравья».
3.УБ: Чем, судя по названию, с точки зрения биологии, похожи эти басни?
-Какие герои объединяют эти басни? (насекомые) Ребята, вспомним этот самый многочисленный класс животных, насчитывающий около 1,5 млн. видов - насекомых.
-Почему класс насекомые получил такое название?
-К какому типу животных относится этот класс?
-Каковы общие признаки всех насекомых?
-Какие вам известны отряды насекомых?
- К какому отряду относятся мухи и комары?
-К какому отряду относятся пчелы и муравьи?
-Когда даем характеристику насекомым, что необходимо знать о них?
III. Работа в группах.
-УЛ: А теперь – за работу, В течение 7 минут вам предстоит работа в группах. Каждая группа исследует одну басню С.В.Михалкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
-УБ: Задача: подготовить выразительное чтение басни, в образах главных героев найти признаки, которые соответствуют и не соответствуют реальным биологическим признакам этих насекомых.
Результаты внести в таблицу.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
-УЛ: Подумайте также, для чего автор допустил какие-либо неточности, несоответствия?
Внимание: оцените свою готовность выполнить эту работу, отметив её на шкале.

IV. Итоги исследования (выступления групп)
V. Заключительная беседа – вывод.
-УЛ: Вернемся к нашему проблемному вопросу, вынесенному в тему. Какой же знак препинания вы бы поставили. Почему? Для чего баснописцы порой искажают реальные признаки, особенности животных? Какова их цель, ради чего пишут они свои басни? (учат, высмеивают)
-Чему же учат басни С.В.Михалкова о насекомых?
-Впишите подходящие, по-вашему прилагательные во фразы
( На доске изображение совы, над ней заголовок «Басни учат»,учащиеся вывешивают листы с вписанными прилагательными во фразы)

Не будь ………………………….. , как комар;
Не будь ………………………….. , как муха;
Будь ……………………………… , как муравей;
Будь ……………………………… , как пчела.

VI. Подведение итогов работы в технологической карте.
-УБ: В начале урока вы начали заполнять технологическую карту. Закончите эту работу и ,сверив с образцом на слайде, оцените её в баллах. (1 – 5 баллов)

VII. Домашнее задание. (звучит песня «В траве сидел кузнечик» )
-УЛ: Конечно, вы узнали эту популярную детскую песенку. Получается ,что насекомые оказывались источником вдохновения для творческих людей. Поэтому мы тоже предлагаем вам творческие задания по выбору. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – технологическую карту)

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lubov50
Просмотров: 1945 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог