Конспект интегрированного урока литературы и биологии «Насекомые в баснях С.Михалкова»
(для учащихся 7 класса)
Авторы-составители:
учитель биологии высшей категории Бородачёва Л.Н.,
учитель русского языка и литературы высшей категории Дементьева Е.А.
МБОУ СОШ №9 г. КАМЫШИНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2014 г.
Цели урока:
• познакомить с содержанием басен С.Михалкова о насекомых, повторить основные сведения по теме «Класс «Насекомые», найти соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных;
• совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы);
• помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности
Оборудование: технологические карты, таблицы «Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных», распечатки с текстами басен С.Михалкова, презентация «С.В.Михалков», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик»
Ход урока
I. Вступительная беседа. Постановка проблемы.
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги!
- Мы рады вас видеть на нашем, не совсем обычном уроке, уроке литературы и биологии.
-УЛ : Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что каждый из нас, учителей, считает свой предмет лучшим, наиболее важным. И я не исключение. Мне кажется, что биологию, например, мир животных, можно изучать по литературным произведениям. Писатели, по-моему, были настоящими знатоками повадок животных, их особенностей питания, образа жизни. Ну вот, например, всем известны строчки:
Попрыгунья – стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит глаза…
По-моему всё ясно: автор знает, как живёт стрекоза, что она делает летом.
-УБ: Ребята, а вы как считаете, всё ли верно в таком описании стрекозы. Какие неточности вы заметили? (ответы учащихся) Так что, герои басен вымышленные животные. Ребята, поднимите руки, кто со мной согласен?
-УЛ: Неужели все из вас так думают? А кто считает, что автор басни опирался всё же на реальные факты и намеренно о чём-то умолчал, а что-то даже исказил? (ответы учащихся) Итак, у нас два мнения.
- УБ:Тогда предлагаем провести своё небольшое исследование. Какой может быть основная проблема? Сформулируйте.
(на доске: Герои басен – реальные животные)
- УЛ:Но в этом предложении нет знака завершения предложения? Ребята, какие знаки вы поставили бы? (Вопросительный, восклицательный, точка, многоточие) Почему? Вернемся к этой проблеме в конце урока.
-УБ: Итак, тема определена. У каждого из вас на столах есть технологические карты, которые мы будем заполнять в течение урока, отражая в них каждый его этап. В конце урока она поможет нам подвести итоги работы.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
II. Актуализация опорных знаний.
1.УЛ: Поскольку исследовать мы будем басни, вероятно, полезно вспомнить, в чём особенности басни как жанра литературного произведения.
- Чем отличается басня от рассказа, стихотворения?
- Кто обычно является героями басен?
- В начале или в конце басни есть обязательная часть. Как она называется? (мораль)
-Что такое мораль?
-Каких баснописцев вы знаете?
2. Один из известных современных баснописцев С.В.Михалков. (слайд)
- Для исследования вам предлагаются басни: «Лев и муха», «Назойливый комар», «Муха и пчела», «Неврученная награда муравья».
3.УБ: Чем, судя по названию, с точки зрения биологии, похожи эти басни?
-Какие герои объединяют эти басни? (насекомые) Ребята, вспомним этот самый многочисленный класс животных, насчитывающий около 1,5 млн. видов - насекомых.
-Почему класс насекомые получил такое название?
-К какому типу животных относится этот класс?
-Каковы общие признаки всех насекомых?
-Какие вам известны отряды насекомых?
- К какому отряду относятся мухи и комары?
-К какому отряду относятся пчелы и муравьи?
-Когда даем характеристику насекомым, что необходимо знать о них?
III. Работа в группах.
-УЛ: А теперь – за работу, В течение 7 минут вам предстоит работа в группах. Каждая группа исследует одну басню С.В.Михалкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
-УБ: Задача: подготовить выразительное чтение басни, в образах главных героев найти признаки, которые соответствуют и не соответствуют реальным биологическим признакам этих насекомых.
Результаты внести в таблицу.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
-УЛ: Подумайте также, для чего автор допустил какие-либо неточности, несоответствия?
Внимание: оцените свою готовность выполнить эту работу, отметив её на шкале.
IV. Итоги исследования (выступления групп)
V. Заключительная беседа – вывод.
-УЛ: Вернемся к нашему проблемному вопросу, вынесенному в тему. Какой же знак препинания вы бы поставили. Почему? Для чего баснописцы порой искажают реальные признаки, особенности животных? Какова их цель, ради чего пишут они свои басни? (учат, высмеивают)
-Чему же учат басни С.В.Михалкова о насекомых?
-Впишите подходящие, по-вашему прилагательные во фразы
( На доске изображение совы, над ней заголовок «Басни учат»,учащиеся вывешивают листы с вписанными прилагательными во фразы)
Не будь ………………………….. , как комар;
Не будь ………………………….. , как муха;
Будь ……………………………… , как муравей;
Будь ……………………………… , как пчела.
VI. Подведение итогов работы в технологической карте.
-УБ: В начале урока вы начали заполнять технологическую карту. Закончите эту работу и ,сверив с образцом на слайде, оцените её в баллах. (1 – 5 баллов)
VII. Домашнее задание. (звучит песня «В траве сидел кузнечик» )
-УЛ: Конечно, вы узнали эту популярную детскую песенку. Получается ,что насекомые оказывались источником вдохновения для творческих людей. Поэтому мы тоже предлагаем вам творческие задания по выбору. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – технологическую карту)
Весь текст материала находится в приложенном файле
|