Задачи урока: сформировать понятия дигибридного и полигибридного скрещивания; II закона Менделя; развивать навыки написания генотипов, составления схем моногибридного и дигибридного скрещиваний; решения задач на I и II законы Менделя.
Ход урока.
- Проверка готовности класса к уроку.
- Проверка знаний по теме: «Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя».
Шесть учеников получают карточки.
Карточка № 1.
- Что такое генетика?
- Гаплоидный набор хромосом равен 23, чему равен диплоидный набор хромосом?
- Что является материальной основой наследственности?
Карточка № 2.
- Что называется наследственностью?
- Выберите правильный ответ.
Для профазы I деления митоза характерно:
а) удвоение хромосом;
б) расхождение хромосом;
в) деление центромеры;
г) конъюгация хромосом;
д) выстраивание хромосомм на экваторе.
Карточка № 3.
- Какие гены называются аллельными?
- Какой метод изучения наследственности называется гибридологическим?
- В чем заключается правило единообразия первого поколения?
Карточка № 4.
- Какими были генотипы родителей, если в поколении F1, F2, F3 расщеплений по фенотипу нет?
- Выберите правильный ответ.
Для анафазы митоза характерно:
а) удвоение хромосом;
б) спирализация хромосом;
в) конъюгация хромосом;
г) образование веретена деления;
д) расхождение хромосом.
Карточка № 5.
- Назовите известных ученых-генетиков.
- Какими были генотипы родителей, если в поколении F1 наблюдается единообразие фенотипов, а в поколении F2 расщепление 3 : 1?
- Каким будет расщепление по генотипу в F2?
Карточка № 6.
- Что такое ген?
- При скрещивании желтоокрашенных томатов с красными в поколении F1 все томаты были красной окраски. Объясните, почему.
Пока дети работают с карточками, три ученика готовят ответы у доски:
- Демонстрационная модель I закона Менделя.
- Оформление задачи на I закон Менделя.
3. Гипотеза чистоты гамет.
Фронтальный опрос:
Что такое генетика?
Что такое наследственность, изменчивость?
Что является материальной основой наследственности?
Какие гены называется аллельными?
Что такое доминантный и рецессивный признак?
Что называется гомо- и гетерозиготой?
Что называется генотипом, фенотипом?
Что такое моногибридное скрещивание?
Учитель оценивает ответы у доски и собирает карточки.
Учитель подводит итог: «Мы с вами вспомнили закономерности наследования при моногибридном скрещивании, а сегодня познакомимся с дигибридным скрещиванием и II законом Менделя».
III. Изложение нового материала (беседа).
Вопрос: 1. Какое скрещивание называется моногибридным? 2. Что означает приставка ди- (два)?
Вывод: Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам альтернативных признаков.
На экране через мультимедийный проектор учитель показывает ход дигибридного скрещивания и решетку Пиннета.
Задание: Посмотрите на экран. Выпишите фенотипы горошин.
Гладких желтых – 9.
Морщинистых желтых – 3.
Гладких зеленых – 3.
Морщинистых зеленых – 1.
F2 9 : 3 : 3 : 1.
Работа с учебником.
Внимательно рассмотрите рис. 106 – скрещивание морских свинок. Справедливо ли расщепление по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 и для морских свинок?
Ученики делают вывод: Данные закономерности прослеживаются.
Задание: Посмотрите на экран и посчитайте по каждому признаку отдельно количество горошин:
желтые : зеленые – 12 : 4 = 3 : 1;
гладкие : морщинистые – 12 : 4 = 3 : 1.
Вопрос: При каком скрещивании наблюдается данное расщепление по фенотипу (3:1)?
Ответ: При моногибридном скрещивании.
Вывод: Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков.
Доказать алгебраически: (3 + 1)2 = 9 + 6 + 1 = 9 + 3 + 3 + 1.
Прочитайте на стр. 107 II закон Менделя.
Запишите формулировку в тетрадь.
IV. Закрепление:
Устно:
1. Может ли у 2 растений гороха (зеленосемянные) быть в потомстве растение с желтыми семенами?
Решение на экране (проверка).
2. Может ли у голубоглазых и светловолосых родителей родиться кареглазый темноволосый ребенок?
Решение на экране (проверка).
Задача:
Ген красной окраски томатов доминирует над желтой, круглая форма – над грушевидной. Какие результаты можно ожидать при скрещивании растения, имеющего красные круглые плоды, гетерозиготного по 2 парам признаков, с растением, имеющим желтые грушевидные плоды?
Задание у доски:
Записать генотипы:
а) дигомозигота ( AABB; aabb);
б) дигетерозигота (AaBb);
в) гетерозигота по 1 паре признаков AaBB; Aabb.
Подведение итогов.
Учитель делает обзор урока и подводит итоги:
– Мы сегодня с вами вспомнили и закрепили закономерности наследования при моногибридном скрещивании; узнали, что такое дигибридное скрещивание и какие закономерности наследования наблюдаются при дигибридном скрещивании. Вывели II закон Менделя и доказали его алгебраическим методом. В чем заключается II закон Менделя?
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.
Домашнее задание: § 35.
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица
Весь текст материала находится в приложенном файле
|