Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Конспект урока "Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя"

СКАЧАТЬ (18.7 Kb) 09.05.2016, 21:45
Омета Елена Александровна
учитель биологии, МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов» города Энгельса
Задачи урока: сформировать понятия дигибридного и полигибридного скрещивания; II закона Менделя; развивать навыки написания генотипов, составления схем моногибридного и дигибридного скрещиваний; решения  задач на I и II законы Менделя.
Ход урока.
  1. Проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка знаний по теме: «Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя».
Шесть учеников получают карточки.
Карточка № 1.
  1. Что такое генетика?
  2. Гаплоидный набор хромосом равен 23, чему равен диплоидный набор хромосом?
  3. Что является материальной основой наследственности?
Карточка № 2.
  1. Что называется наследственностью?
  2. Выберите правильный ответ.
Для профазы I деления митоза характерно:
а) удвоение хромосом;
б) расхождение хромосом;
в) деление центромеры;
г) конъюгация хромосом;
д) выстраивание хромосомм на экваторе.
Карточка № 3.
  1. Какие гены называются аллельными?
  2. Какой метод изучения наследственности называется гибридологическим?
  3. В чем заключается правило единообразия первого поколения?
Карточка № 4.
  1. Какими были генотипы родителей, если в поколении F1, F2, F3 расщеплений по фенотипу нет?
  2. Выберите правильный ответ.
Для анафазы митоза характерно:
а) удвоение хромосом;
б) спирализация хромосом;
в) конъюгация хромосом;
г) образование веретена деления;
д) расхождение хромосом.
Карточка № 5.
  1. Назовите известных ученых-генетиков.
  2. Какими были генотипы родителей, если в поколении F1 наблюдается единообразие фенотипов, а в поколении F2 расщепление 3 : 1?
  3. Каким будет расщепление по генотипу в F2?
Карточка № 6.
  1. Что такое ген?
  2. При скрещивании желтоокрашенных томатов с красными в поколении F1 все томаты были красной окраски. Объясните, почему.
Пока дети работают с карточками,  три ученика готовят ответы у доски:
  1. Демонстрационная модель I закона Менделя.
  2. Оформление задачи на I закон Менделя.
3. Гипотеза чистоты гамет.
Фронтальный опрос:
Что такое генетика?
Что такое наследственность, изменчивость?
Что является материальной основой наследственности?
Какие гены называется аллельными?
Что такое доминантный и рецессивный признак?
Что называется гомо- и гетерозиготой?
Что называется генотипом, фенотипом?
Что такое моногибридное скрещивание?
Учитель оценивает ответы у доски и собирает карточки.
Учитель подводит итог: «Мы с вами вспомнили закономерности наследования при моногибридном скрещивании, а сегодня познакомимся с дигибридным скрещиванием и II законом Менделя».
III. Изложение нового материала (беседа).
Вопрос: 1. Какое скрещивание называется моногибридным? 2. Что означает приставка ди- (два)?
Вывод: Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам альтернативных признаков.
На экране через мультимедийный проектор учитель показывает ход дигибридного скрещивания и решетку Пиннета.
 
Задание: Посмотрите на экран. Выпишите фенотипы горошин.
Гладких желтых – 9.
Морщинистых желтых – 3.
Гладких зеленых – 3.
Морщинистых зеленых – 1.
F2   9 : 3 : 3 : 1.
Работа с учебником.
Внимательно рассмотрите рис. 106 – скрещивание морских свинок. Справедливо ли расщепление по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 и для морских свинок?
Ученики делают вывод: Данные закономерности прослеживаются.
Задание: Посмотрите на экран и посчитайте по каждому признаку отдельно количество горошин:
желтые : зеленые – 12 : 4 = 3 : 1;
гладкие : морщинистые – 12 : 4 = 3 : 1.
Вопрос: При каком скрещивании наблюдается данное расщепление по фенотипу (3:1)?
Ответ: При моногибридном скрещивании.
Вывод: Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков.
Доказать алгебраически: (3 + 1)2 = 9 + 6 + 1 = 9 + 3 + 3 + 1.
Прочитайте на стр. 107 II закон Менделя.
Запишите формулировку в тетрадь.
IV. Закрепление:
Устно:
1. Может ли у 2 растений гороха (зеленосемянные) быть в потомстве растение с желтыми семенами?
Решение на экране (проверка).
2. Может ли у голубоглазых и светловолосых родителей родиться кареглазый темноволосый ребенок?
Решение на экране (проверка).
Задача:
Ген красной окраски томатов доминирует над желтой, круглая форма – над грушевидной. Какие результаты можно ожидать при скрещивании растения, имеющего красные круглые плоды, гетерозиготного по 2 парам признаков, с растением, имеющим желтые грушевидные плоды?
 
Задание у доски:
Записать генотипы:
а) дигомозигота ( AABB; aabb);
б) дигетерозигота (AaBb);
в) гетерозигота по 1 паре признаков AaBB; Aabb.
Подведение итогов.
Учитель делает обзор урока и подводит итоги:
– Мы сегодня с вами вспомнили и закрепили закономерности наследования при моногибридном скрещивании; узнали, что такое дигибридное скрещивание и какие закономерности наследования наблюдаются при дигибридном скрещивании. Вывели II закон Менделя и доказали его алгебраическим методом. В чем заключается II закон Менделя?
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.
Домашнее задание: § 35.
 
Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица
 
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ometaeavs | Теги: урок биологии, конспект урока, Биология
Просмотров: 2935 | Загрузок: 161 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог