Автор: Калмыкова Ольга Владимировна, учитель биологии
МБОУ Арефинская СОШ, Вачский район, Нижегородская область
Технологическая карта урока биологии
Класс: 5
Тема урока: Нужны ли минеральные соли животным и человеку
Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала
Цель дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой информации путем проектно -исследовательской деятельности.
Цель предметная: помочь учащимся сформировать представление о значении минеральных солей для животных и человека, их источни-ках.
Планируемые результаты:
1. предметные – уч-ся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой, цепи питания, находить необходимую информацию о значении минеральных солей в жизни человека.
2. метапредметные – уч-ся смогут овладеть способностями понимать учебную задачу, организовывать работу в группах, оценивать свои достижения, пользоваться учебником, делать выводы, вести наблюдения, объяснять увиденное.
3. личностные – получат возможность осознавать целостность мира, ценности экологической культуры ведения с/х деятельности, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы, получить навыки исследовательской работы.
Задачи урока:
Задачи Планируемые результаты
1. Выявить источники минеральных солей
1. предметные – уч-ся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой, цепи питания, находить необходимую информацию о значении минеральных солей в жизни человека.
2. метапредметные – уч-ся смогут овладеть способностями понимать учебную задачу, организовывать работу в группах, оценивать свои достижения, пользоваться учебником, делать выводы, вести наблюдения, объяснять увиденное.
3. личностные – получат возможность осознавать целостность мира, ценности экологической культуры ведения с/х деятельности, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы, получить навыки исследовательской работы.
2. Выявить роль минеральных солей для жи-вотных и человека
4. Определить, все ли минеральные соли по-лезны
5. Способствовать формированию ценностей биологических знаний
6. Развивать умения работать в группе с различ-ными источниками информации, способство-вать формированию биологической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображе-ния и интеллекта
Регулятивные. Умение:
1.1. принимать учебную задачу;
1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану;
1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые корректи-вы;
1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
1.5 высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
1.6 осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные. Умение:
2.1. осознавать познавательную задачу;
2.2. находить информацию о минеральных веществах в учебнике, анализировать и оцени-вать её, переводить из одной формы в другую
2.3. выявлять сущность, особенности объектов
2. 4. на основе анализа объектов делать выводы
2.5. обобщать и классифицировать по признакам
2.6. находить ответы на вопросы в иллюстрации
2.7. владение элементарными практическими умениями работать с гербариями для иссле-дования
2.8. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
2.9. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные. Умение:
3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей бесе-де, соблюдая правила речевого поведения;
3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать соб-ственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3.3. слушать и понимать других;
3.4. строить небольшие монологические высказывания;
3.4. осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
- предметные - личностные - метапредтметные
ХОД УРОКА:
№ Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1 Организационный этап
Приветственное слово учителя: Здрав-ствуйте, ребята! Самое удивительное явление в мире – это доброта, а доброта не может быть без улыбки. Подарите улыбку друг другу, а я подарю ее вам
Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со струк-турой рабочего листа Л: Понимание важности знаний,
положительное отношение к уче-нию, к познавательной деятельно-сти, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
2 Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Внимание на экран. В начале учебного года мы с вами говорили о, что живая и неживая природа взаимосвязаны. А ве-щества, которые встречаются в окружа-ющей природе делятся на 2 группы: ор-ганические и минеральные. Сейчас мы с вами будем отвечать на вопросы и помо-жем ученому коту продвигаться по це-почке.
Давайте вспомним, каким образом обра-зуются органические вещества в растени-ях? Как называется этот процесс?
К какой группе веществ относятся веще-ства, образуемые растениями?
Какой орган растения поглощает мине-ральные вещества?
Итак, органические вещества образуются в живых организмах, а минеральные по-ступают извне. Давайте вспомним, какие минеральные вещества вы знаете Называют вещества.
Дают характеристику
Отвечают на вопросы, рабо-тая на интерактивной доске Р: оценивают границы своих знаний
К: высказывают свою точку зрения, вступают в беседу
Л: проявляют интерес к изучаемому материалу
3 Формулирование темы урока, по-становка цели Для растения необходимы минеральные вещества для образования органических веществ. Человек же и животные эти ор-ганические вещества потребляет. А мо-жет быть ни человеку, ни животным и не нужны минеральные вещества. Как вы считаете? Давайте сформулируем тему нашего урока. Какие задачи вы поставите перед собой сегодня:
Задачи:
1. Выявить роль солей для человека и животных
2. Определить, какие минеральные соли необходимы человеку и живот-ным
3. Рассмотреть, а все ли соли полез-ны?
4. Получить удовольствие от работы
Практические все задачи совпадают с вашими.
Вступают в дискуссию по определению темы урока.
Формулируют задачи урока.
Отвечают на вопросы учи-теля.
Формулируют проблемный вопрос.
Выдвигают гипотезы.
Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому со-держанию.
Р: Умение ставить цель, планиро-вать деятельность.
Р: Умение организовать выпол-нение задания учителя
4 Изучение нового материала
Итак, как бы ответили сейчас на вопрос «Нужны ли минеральные вещества жи-вотным и человеку?
Наше мнение разделилось. Чтоб опреде-лить кто прав, необходимо провести не-большое исследование. Какую гипотезу мы выдвинем? (Минеральные вещества нужны человеку и животным)
Чтобы доказать или опровергнуть гипо-тезу проведем следующую работу. Рабо-тать вы будете в группах, выполнять тео-ретическое исследование, а затем пред-ставите результаты своей работы в виде небольшого продукта- схемы. На столах у вас лежат карточки зеленого цвета, где указаны инструкции к работе. Не забыва-ем правила работы в группе: слушаем мнения каждого, н перебиваем, следим за временем. На работу отведем 10 минут.
Задания для групп: 1 группа ,
Тема: Источники минеральных солей для человека и животных
Цель: выявить источники минеральных солей для человека и животных
Гипотеза: Минеральные вещества организм получает с пищей и водой
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок 76 в учебнике
2. Изучите текст на с. 85 и определите, какие соли необходимы человеку и животным?
3. Составьте схему поступления мине-ральных веществ в организм челове-ка и животных
4. Сделайте вывод: подтвердили вы ги-потезу или нет
Тема: Значение минеральных солей для че-ловека
Цель: выявить значение минеральных солей для человека и животных
Гипотеза: при недостатке солей у человека и животных возникают заболевания
Ход работы:
1. Изучите данные таблицы 3 на стра-нице 86 в учебнике
2. Составьте схему, отражающую значение минеральных солей для организма человека и животных
3. Сделайте вывод: подтвердили вы ги-потезу или нет
Тема: Всё ли, что поступает в организм по-лезно?
Цель: выявить источники вредных солей для организма человека
Гипотеза: Некоторые вещества, например, нитраты, вредны для организма
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок 76 в учебнике и определите, где больше всех содер-жится нитратов
2. Изучите текст на с. 87 и определите, откуда берутся нитраты
3. Составьте схему отражающую по-ступление нитратов в организм чело-века
4. Сделайте вывод: подтвердили вы ги-потезу или нет
Тема: Всё ли, что поступает в организм по-лезно?
Цель: выявить источники вредных солей для организма человека
Гипотеза: Автомобили с выхлопными газами выбрасывают вредные вещества, которые поступают в почву
Ход работы:
1. Изучите текст на с. 88 и определите, каким образом автомобили оказы-вают вредное влияние на организм человека?
2. Составьте схему отражающую по-ступление свинца в организм человека
3. Сделайте вывод: подтвердили вы ги-потезу или нет
Находят информацию в тек-сте стр. 86-88
Выполняют работу, работая с текстом, иллюстрациями, в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Состав-ляют соответствующие схе-мы, используя дидактиче-ский материал (рисунки жи-вотных, человека, растений, минеральных удобрений, ав-томобилей)
Изучают содержание пара-графа, анализируют
новую информацию.
Формулируют вывод: под-тверждают выдвинутые ги-потезы
В группах обсуждают биоло-гические задачи П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать ин-формацию из одного вида в дру-гой
К: Умение сотрудничества в поис-ках и систематизации результатов
Л: осваивать новые виды деятель-ности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
П: Умение работать по алгорит-му, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осу-ществлять коррекцию своей дея-тельности.
7. Применение нового знания.
Закрепление
Группы готовы. Прежде чем начнем об-суждение результатов, проведем физ-культминутку.
А теперь давайте заслушаем каждую группу учащихся.
Итак, гипотезу мы подтвердили: мине-ральные соли нужны животным и чело-веку. Поступают они в наш организм с пищей и водой.
А теперь давайте закрепим наши знания. На столах у вас лежат листочки розового цвета, на которых написан тест, давайте его выполним. Поменяйтесь листочками, проверяем, выставляем оценку: если нет ошибок – 5, 1-2 ошибки- 4; 3 ошибки – 3; больше трех ошибок – 2.
Давайте обратимся к задачам урока, все ли мы их выполнили? Выполняют тест Л: Готовность к личностному са-моопределению, самооценке на основе критерия успешной учеб-ной деятельности.
Р: Умение оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки
8 Рефлексия Учитель должен направить обучающих-ся:
• уметь соотнести полученный ре-зультат с поставленной целью;
• осуществлять самоконтроль овла-дения учебным материалом;
• оценивать результат учебной дея-тельности;
• оценивать свое эмоциональное со-стояние.
приём «Что ты за птица» Заполняют в рабочем листе рефлексию, Познавательные: ориентируются в системе знаний
Регулятивные: оценивают степень достижения цели
Личностные: выражают свои эмоции
9 Информация о до-машнем задании
Сообщает домашнее задание:
1. изучить параграф 23, выполнить зада-ние Д в рабочей тетради.
Записывают в дневник до-машнее задание, задают ин-тересующие их вопросы.
Приложения:
Задания для групп учащихся
Тема: Источники минеральных солей для человека и животных
Цель: выявить источники минеральных солей для человека и животных
Гипотеза: Минеральные вещества организм получает с пищей и водой
Ход работы:
5. Рассмотрите рисунок 76 в учебнике
6. Изучите текст на с. 85 и определите, какие соли необходимы человеку и животным?
7. Составьте схему поступления минеральных веществ в организм человека и животных
8. Сделайте вывод: подтвердили вы гипотезу или нет
Тема: Значение минеральных солей для человека
Цель: выявить значение минеральных солей для человека и животных
Гипотеза: при недостатке солей у человека и животных возникают заболевания
Ход работы:
4. Изучите данные таблицы 3 на странице 86 в учебнике
5. Составьте схему, отражающую значение минеральных солей для организма человека и животных
6. Сделайте вывод: подтвердили вы гипотезу или нет
Тема: Всё ли, что поступает в организм полезно?
Цель: выявить источники вредных солей для организма человека
Гипотеза: Некоторые вещества, например, нитраты, вредны для организма
Ход работы:
5. Рассмотрите рисунок 76 в учебнике и определите, где больше всех содержится нитратов
6. Изучите текст на с. 87 и определите, откуда берутся нитраты
7. Составьте схему отражающую поступление нитратов в организм человека
8. Сделайте вывод: подтвердили вы гипотезу или нет
Тема: Всё ли, что поступает в организм полезно?
Цель: выявить источники вредных солей для организма человека
Гипотеза: Автомобили с выхлопными газами выбрасывают вредные вещества, которые поступают в почву
Ход работы:
4. Изучите текст на с. 88 и определите, каким образом автомобили оказывают вредное влияние на организм человека?
5. Составьте схему отражающую поступление свинца в организм человека
6. Сделайте вывод: подтвердили вы гипотезу или нет
Тест
1. Нехватка каких солей вызывает малокровие у человека?
А) солей железа Б) солей кальция В) солей магния
2. Какое вещество придает крови красный цвет?
А) вода Б)гемоглобин В)поваренная соль
3. Нехватка каких солей вызывает разрушения зубов, плохой рост скелета?
А) солей железа б)солей Кальция В) солей магния
4. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) нитраты полезны для организма человека
Б)минеральные соли поступают в организм человека с пищей
В)растения добывают минеральные вещества из почвы
5. На рисунке изображен опыт, доказывающий наличие в почве:
А)органических веществ Б)минеральных
Литература
1. Биология 5-11 классы: программы/Т. С. Сухова, С. Н. Исакова.-Вентана –Граф, 2015.-320 с.-(Живая природа)
2. Учебник. Биология 5 кл Т.С. Сухова, В.И. Строганов издательство: Вентана-граф 2015 год.
|