Тема урока«Строение и функции скелета человека»
Цель:организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций скелета человека. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата. Воспитывать интерес к изучению строения организма человека, ответственное отношение о сохранении и укреплении здоровья.
Задачи:
1.Обучающая: раскрыть значение скелета, указать опорную, защитную и двигательную функцию.
2.Развивающая: Формировать умения работать с текстом учебника, находить и выделять нужную информацию, развить мыслительные способности учащихся.
3.Воспитательная: Формировать в потребности в здоровом образе жизни.
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Оборудование: Муляж скелета, плакаты, декальцинированные кости.
Ход урока
1. Введение в ситуацию урока.
-Приветствие
-Проверка готовности
-А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:
«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!»
-Сообщение темы и целей урока.
- Прочитайте тему урока. Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель на урок. (Изучить строение и функции скелета человека)
2. Проверка домашнего задания.
а) Фронтальный опрос «Кости скелета»
- На предыдущем уроке мы изучали отдельные элементы скелета человека – кости. Давайте проверим, как вы усвоили данный материал.
- Возьмите лежащие на столах карточки желтого цвета и в течение 15 секунд продумайте ответ на вопрос. Отвечаем по номеру карточки.
1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
2. Чем образован скелет?
3. Какие функции выполняет скелет?
4. Каков химический состав костей?
5. Какая ткань образует кость?
6. Какие бывают кости?
7. Как устроено губчатое вещество кости?
8. Что такое надкостница?
9. Как кости растут в длину?
10. Как кости растут в толщину?
11. Какие бывают соединения костей?
12. Что такое шов?
13. Где встречается непрерывное полуподвижное соединение костей?
14. Что такое сустав?
15. Какое строение имеет сустав?
16. Что способствует уменьшению терния суставов?
б) Задание по карточкам.
- Теперь возьмите карточки розового цвета и вставьте пропущенные слова в тексте, на выполнение данного задания вам отводится 2 мин.
Опорно-двигательный аппарат состоит из ……………… и …………….
Скелет образован ………………….., хрящами, связками, …………………
Он выполняет ……………………. и …………………. функции. Различают ……………………., ……………………….. и …………………… кости. Соединения костей могут быть …………………………….. и …………………………. Рост костей в толщину осуществляется за счет деления клеток ……………………………., в длину - за счет клеток …………….. между телом и концами кости.
- Поставили прочерки, проверяем с ответами на экране.
Выставьте оценки:
«5» - 0 - 1 ошибка
«4» - 3 – 4 ошибки
«3» - 5 – 7 ошибок
Более 8 ошибок прочитайте еще раз текст с. 100 – 107.
3. Активизация опорных знаний.
а) Работа с рисунком «Кости скелета»
- На экране вы видите изображение скелета человека, цифрами обозначены кости. Задание по номерам ваших карточек вы должны дать название кости.
б) Найди ошибку «Соединение костей»
На слайде изображение соединения костей. Задание – найдите ошибку.
4. Изучение нового материала.
а)Вступительное слово учителя о строении скелета человека.
б)Скелет головы.
- Прослушайте информацию на экране и выполните задание в рабочей тетради с. 65 № 100. Учитель указывает носовую и скуловую кости.
- Проверка с изображением на экране.
в)Скелет туловища. (Работа в парах)
- Изучив текст учебника с. 109 – 110, заполнить пропуски в таблице в карточке
Позвоночник
Отделы - шт Ребра - пар
Грудной - шт
- шт
- шт
Копчиковый - шт
- Проверка с опорой на слайд. Поточный опрос учащихся в парах.
Занимательная минутка: Самый большой объем груди – 315 см – был зафиксирован у американского супертяжеловеса Роберта Хьюза, вес которого составлял – 485 кг при росте 184 см. У мужчин среднего роста – не превышает 140 см.
Физкультминутка для глаз: На экране будут появляться цифры, вы должны будите вслух сказать какому отделу туловища они относятся: 4-5 (копчиковый), 12 (грудной), 7 (шейный), 12 пар (ребра), 5 (поясничный, крестцовый), 33-34 (позвоночник), 1 (грудина).
- Объяснение учителя о строении позвонков с опорой на слайд.
Ответить на вопросы:
- Какова функция позвоночника? (Защитную и опорную)
- Сколько всего позвонков в позвоночнике? (33-34)
- Каково значение изгибов позвоночника? (Благодаря изгибам смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках предохраняя головной мозг и внутренние органы от сотрясений)
- Какова функция грудной клетки? (Защитная, служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей)
Физкультминутка «Релаксация»: шейный отдел, плечевой пояс, нижние конечности.
г) Скелет верхней конечности и скелет нижней конечности (Работа в группах)
1 группа - верхняя конечность.
2 группа – нижняя конечность.
- Задание с опорой на материал учебника с. 110 – 112 выполнить задание в рабочей тетради № 102 с. 66 – 67.
- Проверка: участники каждой группы должны назвать по одной кости конечности.
Занимательная минутка: Самая длинная ступня – около 60 см – принадлежала великану Мохаммеду Алан Чана (рост 233 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.
Самое малое число пальцев на ногах – 2 – встречается у некоторых людей из африканских племен вадамо и каланга. Их называют «страусиными людьми»
Физкультминутка. Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа – круговые вращения головы; туловище – наклоны вперед; верхняя конечность – поднятие рук вверх, нижняя конечность – присесть.
Кости: Лучевая, лобная, грудина, тазовая, теменная, позвонок, ключица, бедренная.
5. Закрепление.
а) Биологические примеры «Строение скелета человека» (Работа в группах)
Задание: из предложенных табличек составить верные биологические примеры.
1 группа:
Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей
Скелет головы = мозговой отдел + лицевой отдел
Мозговой отдел черепа = 1 лобная кость + 1 затылочная кость + 1 клиновидная кость + 1 решетчатая + 2 теменные + 2 височные
Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная.
2 группа
Скелет туловища = позвоночник + грудная клетка
Позвоночник = 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5 копчиковых
Грудная клетка = 12 пар грудных позвонков + 12 пар рёбер + грудина
Скелет конечности = пояс конечности + скелет свободных конечностей
3 группа
Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы
Скелет свободной верхней конечности = 1 плечевая кость + 2 кости предплечья + кости кисти
Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец
Скелет свободной нижней конечности = 1 бедренная кость + 2 кости голени + кости стопы.
Проверяет правильность составления примеров с ответами на экране.
б) Задание № 104 в распечатках
6. Итог. Анализ работы, выставление оценок.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы её?
- Кто нет? Почему?
7. Д\З: 1 группа – заполнить таблицу «Сравнительная характеристика скелета человека и млекопитающего»
№ п/п Признаки Человек Млекопитающее животное
1. Положение тела
2. Позвоночник
3. Грудная клетка
4. Кости пальцев
5. Большой палец кисти
6. Пояс нижних конечностей
7. Кости нижних конечностей
8. Стопа
9. Строение черепа
2 группа – подготовка сообщений на тему «Заболевания опорно-двигательного аппарата»
8. Рефлексия.
- Сейчас вы должны будите оценить свою работу и самочувствие на уроке. Для этого при выходе прикрепите стикер розового цвета – если вы на уроке чувствовали себя не комфортно, сковано, или зеленого цвета – если – чувствовали себя хорошо на любую из трех ступеней: 1 ступень обозначает – что вы усвоили хорошо весь материал, 2 ступень – заинтересовались изучаемым материалом, но имеются пробелы в знаниях, 3 - вам нужна еще помощь в изучении данного материал.
|