Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Критическое мышление как компонент воспитательной программы в дополнительном образовании: способы и критерии оценивания

СКАЧАТЬ (32.2 Kb) 23.01.2023, 20:53
Сайтаева Людмила Владимировна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества"
Сайтаева Людмила Владимировна
МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Ижевск
Педагог дополнительного образования

Развитие критическое мышления является неотъемлемой частью образовательных программ естественнонаучной направленности. В основе критического мышления лежат умения анализировать и интерпретировать информацию, логично излагать свои суждения. Одним из способов логичного изложения информации является установка причинно-следственных связей. Следовательно, в качестве критериев развития критического мышления можно выделить следующие элементы:

1) Умение устанавливать причину (событие 2 произошло, потому что случилось событие 1).
2) Умение прогнозировать (если произошло событие 1, то произойдет событие 2).
3) Вариативность устанавливаемых причинно-следственных связей (причиной события 1 может быть событие 2 и/или событие 3).

В качестве инструментов развития критического мышления и оценивания уровня его развития приведены примеры упражнений, которые не занимают большого количества времени и могут быть использованы на занятиях разной предметной направленности и в разных возрастных группах обучающихся.

1. «Найди лишнее и объясни ответ»
А) Пример перечня объектов для школьного курса ботаники: саговник поникающий, голубая ель, яблоня домашняя.
Возможные варианты ответов:
• лишняя ель (у саговника и яблони листья не видоизмененные, у ели – хвоя; другой вариант – ель не используется в качестве пищи для человека);
• лишняя яблоня (ель и саговник – голосеменные растения, яблоня – цветковое).
Б) Пример перечня чисел для математики: 3, 6, 11.
Возможные варианты ответов:
• 6 – четное (3 и 11 – нечетные; другой вариант – 3 и 11 – простые числа);
• 11 – не кратно трем.

2. «Расположи по порядку и объясни свое решение»
Из предложенного перечня понятий обучающиеся должны выстроить логическую цепочку (не обязательно используя все элементы) и объяснить возникшие причинно-следственные связи.
А) Пример для естествознания: ель, лось, волк, клещ, белка, куница, полевка.
Возможные варианты ответа:
• пищевая цепь ель – лось – волк – клещ (и другие варианты)
• животные, обитающие на разных ярусах лесного сообщества (перечисляются в соответствии с называемыми ярусами леса)
Б) Пример для школьного курса химии: C, СО, Cu2O, Cu, CO2, SnO2, CaCO3, Sn, Na2CO3
Возможные варианты ответов:
• цепочка превращений: C → CO2 → Na2CO3 (и другие варианты)
• восстановление металлов из руды методом карботермии: SnO2 + C → Sn + CO2 (и другие варианты)
• Изменение степени окисления атома при окислительно-восстановительных реакциях: C, CO, CO2 (и другие варианты)

3. Ситуационные задачи
Обучающимся предъявляют ситуацию, требующую решения на основе предоставленных данных.
Несмотря на то, что данное упражнение в значительной степени помогает диагностировать достижение предметных результатов, оно содержит и этап выявления причинно-следственных связей, и элементы прогнозирования последствий принятого решения (рис. 1), по которым можно оценивать уровень развития критического мышления.


Рисунок 1. Этапы решения проблемной ситуации.

Пример проблемной ситуации: «Представьте, что в майские праздники вы собираетесь устроить отдых на природе. Территория Удмуртии – один из природных очагов клещевого энцефалита. Предложите способы снизить риск заражения клещевым энцефалитом, не отменяя поездки». Обучающимся предоставляются информационные карточки (объем и содержание которых зависит от возраста) с данными об образе жизни клещей-переносчиков заболевания, ареале их распространения, способах заражения человека энцефалитом.

Возможные варианты решения ситуации (формулировка зависит от возраста):
• Выбрать территорию с низкой численностью клещей /избегать характерных для клещей биотопов
• Изменить сроки поездки (период с низкой активностью клещей)
• Принять меры по предотвращению укуса клеща, пройти вакцинацию.

В системе дополнительного образования уровень освоения программы и достижения отдельных результатов оценивается, как правило, не по пятибалльной шкале, а по трем уровням: «низкий», «средний», «высокий».
Довольно удобным для оценивания уровня развития критического мышления является градация, приведенная в таблице 1.

Таблица 1. Уровни развития критического мышления


При этом умение устанавливать причинно-следственные связи определяет как способность объяснить полученные результаты и сделать вывод, так и понимание причин собственного успеха или неудачи в работе. И, таким образом, позволяет оценить умение обучающихся анализировать и оценивать информацию, планировать и аргументировать решение, проводить самооценку и коррекцию – умения, из которых и формируется критическое мышление.

Список использованной литературы:
1) Малькова Ирина Леонидовна, Рубцова Ирина Юрьевна Анализ причин трансформации природного очага клещевого энцефалита на территории Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». 2013. №3.
2) Формирование компетенций «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) обучающихся профессиональных образовательных организаций. Методические рекомендации. - Санкт-Петербург, 2021. 
3) ЯКласс. Получение металлов. (дата обращения: 23.01.2023).


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: saitlud
Просмотров: 235 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог