Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Доска и
оборудование
|
Создание
проблемной ситуации.
|
-
На предыдущем уроке мы с вами изучали, как происходит развитие растения из
семени. И пришли к выводу о том, что человек использует эти знания для
выращивания культурных и комнатных растений.
|
|
|
- Достаточно ли, того, что человек создал
благоприятные условия для прорастания семян, чтобы получить хороший урожай от
этого растения?
|
-
Нет, этого не достаточно.
|
|
-
А что ещё, по вашему мнению, необходимо для получения хорошего урожая?
|
-
Ухаживать за растением: поливать и рыхлить почву.
|
|
-
Объясните, зачем надо поливать и рыхлить почву, если речь идёт о развитии
самого растения.
|
-
В почве находится корень, который является органом цветкового растения и
выполняет важные функции для него.
|
|
-
Какой вывод из этого напрашивается?
|
-
Следовательно, растение будет развиваться и даст хороший урожай, если корень
выполнит все необходимые для растения функции.
|
|
Формулирование
проблемы.
|
-
Какая проблема возникает перед человеком, который решил вырасти растение и
получить от него хороший урожай?
|
-
Какие условия необходимо создать корню, чтобы он смог выполнить свои функции?
|
Основной
вопрос урока записывается учителем на доске.
|
Выдвижение
гипотез (версий).
|
-
Кто из вас может ответить на поставленный вопрос?
|
Предлагают
свои версии ответа. Чаще всего ребята затрудняются ответить на этот вопрос.
|
Версии
(если есть) фиксируются на доске.
|
Планирование
деятельности.
|
-
Что необходимо узнать на уроке, чтобы найти решение данной проблемы?
|
-
Узнать о корне, его функциях и строении.
|
Тема
урока «Корень, его строение, формирование и функции» записывается на доске.
|
-
Что нужно для этого сделать?
|
Составляют
план действий:
1.Определить функции корня.
2.Выявить особенности
строения корня, связанные с выполняемыми функциями.
3.Определить условия для
лучшего функционирования корня.
|
Запись
плана действий на доске и в тетради.
|
Совместное
открытие нового знания.
|
Работа по плану.
1) Функции корня.
- Какие функции выполняет
корень?
|
Вспоминают изученный ранее
материал и называют функции корня.
|
Составление опорной схемы
на доске (Приложение №1)
|
2) Строение корня.
- Задание №1: Изучение
внешнего строения корня (Приложение №2)
|
Изучают строение корня,
используя текст и рисунки учебника. Результаты выполненного задания
озвучивают у доски.
|
Составление опорной схемы
на доске (Приложение №1)
|
-
Задание №2: Изучение типов корневых систем (Приложение №2)
- У всех ли получился
одинаковый результат?
- Каким функциям корня
способствуют стержневая и мочковатая корневая система?
Доп. информация: размеры корневой системы зависят от
жизненной формы растения (травы, деревья, кустарники). Например: земляника,
одуванчик, сосна, ель, яблоня, боярышник.
|
Работают
с гербариями растений. Результаты выполненного задания озвучивают у доски.
Сравнивают полученные
результаты и оценивают правильность выполнения задания.
Устанавливают взаимосвязь
строения и функций корня.
|
Составление
опорной схемы на доске (Приложение №1)
Демонстрация изображений
различных корневых систем.
|
-
Корень, в поисках воды и минеральных веществ, врастает в почву с помощью
нарастания верхушки корня, которая защищена корневым чехликом (рис. 42.3 стр.
144)
|
Рассматривают
строение корневого чехлика на рисунке учебника.
|
|
-
Как вы думаете, все ли клетки корня одинаковы?
- Задание №3: Изучение
внутреннего строения корня (Приложение №2)
- Каким функциям
способствует такое внутреннее строение корня?
|
С
помощью микроскопов рассматривают микропрепарат «Внутреннее строение корня».
Результаты выполненного задания озвучивают у доски.
Сравнивают полученные
результаты и оценивают правильность выполнения задания.
Устанавливают взаимосвязь
строения и функций корня.
|
Составление опорной схемы
на доске (Приложение №1)
|
-
Одна из главных функций корня – передвижение воды и минеральных веществ.
Каковы же причины движения веществ в корне?
- корневое давление
- испарение воды листьями
- Задание №4: Составить
схему «Движение воды и минеральных веществ в корне» (Приложение №2)
|
Смотрят
видеофрагмент «Передвижение веществ в корне».
|
Использование
мультимедийного оборудования.
|
|
-
Какие вещества, кроме воды и минеральных веществ, необходимы корню?
- Органические вещества
взаимодействуют с кислородом и превращаются в углекислый газ, в ходе этого
превращается и выделяется энергия.
- Каким функциям корня это
способствует?
|
-
Органические вещества и кислород.
Смотрят видеофрагмент
«Передвижение веществ в корне».
Устанавливают взаимосвязь
строения и функций корня.
|
Использование
мультимедийного оборудования.
Составление опорной схемы
на доске (Приложение №1)
|
-
Где лучше хранить запасы питательных веществ?
- Органические вещества
накапливаются в корнях для хранения, что приводит к их видоизменению.
- Каким функциям корня это
способствует?
|
-
В погребе.
Рассматривают изображения
«Видоизменения корней»
Устанавливают взаимосвязь
строения и функций корня.
|
Использование
мультимедийного оборудования.
Составление опорной схемы
на доске (Приложение №1)
|
-
Что у нас получилось в результате проделанной работы?
|
-
Схема, отображающая взаимосвязь строения и функций корня.
|
|
3) Условия для корня.
- Используя полученную
схему и текст &42 стр. 146-147, определите условия для лучшего
функционирования корня.
|
Записывают условия для
лучшего функционирования корня в тетрадь.
Результаты выполненного
задания озвучивают.
Сравнивают полученные
результаты и оценивают правильность выполнения задания.
|
Записывают условия для
лучшего функционирования корня на доске.
|
Применение
нового знания.
|
-
Вопросы 8 – 11 на стр.148
Задачи 42.1; 42.2; 42.9 из
практикума.
|
Отвечают
на вопросы и задания устно.
|
|
Итог
урока.
|
-
Что нового узнали на уроке? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем
дать?
- Давайте, сравним
полученные нами выводы с выводами автора учебника (стр. 148, выводы в красной
рамке)
- Используя «Оценочный
лист» оцените свою работу на уроке.
- Д/з & 42 – 43
прочитать. Задачи 42.3 – 42.8 (2 на выбор) из практикума.
|
Обобщают,
делают вывод по проблеме.
Сравнивают и оценивают
полученный результат с эталоном.
Самооценка деятельности на
уроке.
Записывают Д/з в дневник.
|
«Оценочный лист»
(Приложение №3)
|