План-конспект урока по теме « Отряды насекомых. Перепончатокрылые» , 7 класс. План - конспект составлен для учебника «Биология. Животные» , 7 класс пол редакцией В.В. Латюшина и В.А. Шапкина. Разработка урока составлена с использованием познавательных задач по теме и иформационно – коммуникационной технологии.
Ашурова Гульнур Темиргалиевна
учитель биологии МБОУ СОШ № 2
п.г.т. Актюбинский Азнакаевский р-н,
Республика Татарстан.
Тема : Биология. Животные
План-конспект урока по теме « Отряды насекомых. Перепончатокрылые» ,
7 класс.
Цели урока:
Образовательная цель:
- сформировать у учащихся понятия о перепончатокрылых насекомых, умения устанавливать взаимосвязи между строением, образом жизни и средой обитания животного; уметь проводить сравнительную характеристику представителей разных отрядов насекомых, знать о значении насекомых в природе и жизни человека; находить признаки усложнения организации животных, дать представление о общественных насекомых.
- развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
Развивающая цель :
- через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа , сравнения и синтеза необходимых данных, способствующие укреплению у них веры в свои способности и вызывающие у них желания к самостоятельному поиску и овладению знаниями по предмету.
Воспитательная цель:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей
- совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу.
- использовать полученные знания о целительных свойствах меда для укрепления здоровья, оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, проверка посещаемости.
Постановка цели урока:
- Изучить основные признаки строения представителей отряда Перепончатокрылые.
- Познакомиться с образом жизни общественных насекомых.
- Значение представителей перепончатокрылых в природе и жизни человека
Опрос домашнего задания:
Тема: Класс Насекомые. Отряды Чешуекрылые, Равнокрылые и Двукрылые
Опрос домашнего задания проводится при помощи слайдов с изображениями насекомых , учащимся надо определить отряд, к которому принадлежит насекомое, дать ему характеристику по плану :
1. Назовите отряд, к которому принадлежит насекомое.
2. Дать название насекомому.
3. Назовите особенности строения, по которым вы определили принадлежность насекомого к этому отряду.
4. Какую роль играет данное животное в природе?
Объяснение новой темы.
1. Общая характеристика о. Перепончатокрылые – рассказ учителя с элементами беседы.
2. Хищные и паразитические перепончатокрылые. Особенности их строения и жизнедеятельности. Основные представители – осы, шмели, наездники.
Значение этих животных в природе . Использование наездников как биологического метода борьбы с вредителями растений. (рассказ учителя с элементами беседы).
3. Пчелы. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя с привлечение учащихся.
Познавательные задания для учащихся:
1. Какое строение пчел способствует сбору нектара и пыльцы ?
Возможные варианты ответов – Ротовой аппарат , туловище покрыто волосками и на задних лапках имеются «корзиночки».
2. Используя свои знания о пчелах расскажите какой образ жизни ведут пчелы ?
Что такое пчелиная семья ? Почему их называют общественными насекомыми?
Что вы знаете о жизни пчелиной семьи ? Есть ли распределение обязанностей
среди пчел ? Как пчелы общаются между собой ?
3. Как размножаются пчелы ? Что такое роение пчелиной семьи?
4. Что произойдет на Земле если вымрут пчелы ? Ответ – они основные опылители растений, следовательно, это грозит экологической катастрофой. С 2006 г. наблюдается массовая гибель пчел. По расчетам ученых пчелы к 2035 г. полностью вымрут, если не принять меры по их выживанию.
5. Что такое мед ? Какой состав он имеет ? Для чего используют мед сами пчелы ?
Как люди используют мед ? Какие другие полезные продукты жизнедеятельности
пчел вам известны ?
Ответы учащихся дополняются и корректируются и учителем.
4. Муравьи. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя с привлечение учащихся.
Познавательные задания для учащихся:
1. Какие особенности строения указывают принадлежность муравьев к отряду Перепончатокрылые ?
2. Наблюдается ли сходство между образом жизни пчелиной и муравьиной семьи ?
3. Известно, что муравьи используют других насекомых для своих нужд. Приведите примеры таких симбиотических отношений.
4. Какое значение играют муравьи в природе и жизни человека?
5. Представители отряда Перепончатокрылые относятся к жалящим насекомым .
Опасно ли это для здоровья человека ? (аллергическая реакция)
Какую помощь нужно оказывать человеку при укусах насекомых?
Ответы учащихся дополняются и корректируются и учителем.
Закрепление изученного материала:
1. Какие особенности строения и жизнедеятельности перепончатокрылых вас удивили?
2. Можно ли назвать перепончатокрылых разумными животными ?
3. Значение насекомых – Друзья или враги?
4. Производится по карточкам найти признаки, характерные для перепончатокрылых
насекомых .
5. Найти представителей отряда перепончатокрылые (игра крестики – нолики).
6. Какие поговорки о насекомых вы знаете ?
(«Трудится, как пчелка», «Трудолюбивый, как муравей», «Осиная талия»
Домашнее задание: Учебник «Биология. Животные» , 7 класс, Параграф № 19, подготовиться к
контрольной работе.
|