Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Разработка интегрированного урока «Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных» 8 класс

СКАЧАТЬ (16.6 Kb) 29.12.2013, 18:34
Гладких Алевтина Владимировна
Учитель биологии, МОУ СОШ №4 г.о. Орехово-Зуево Московской области
Разработка интегрированного урока по математике и биологии, 8 класс Тема: Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных
Характеристика урока
Класс: 8 «А» , количество учеников в классе – 30 человек.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.
Форма урока: работа в  смешанных группах.
Интеграция: математика и биология.
Образовательные технологии: интегрирование, элементы проблемного обучения,   здоровьесбережение.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить функциональные возможности дыхательной системы подростка;
- сформировать представления о жизненной ёмкости легких;
- выработать навыки сбора и обработки  информации,  умения  составлять характеристические данные, строить графики.
Воспитательные:
-   продолжить воспитание у школьников бережного отношения к своему здоровью;
- продолжить формирование материалистического мировоззрения о взаимосвязях учебных предметов;
Развивающие:
- продолжить развитие логического и образно-чувствительного мышления, творческих способностей учащихся;
-   продолжить развитие основных биологических  и математических понятий,
- развитие элементов творческой деятельности через вовлечение школьников в самостоятельную работу частично поискового и исследовательского характера;
- развитие памяти и пространственного воображения,
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы, составления плана ответа, синтеза и обобщения информации;
- развитие познавательного интереса у учащихся к урокам биологии, математики.

Цели  урока:
-    Показать простейшие приёмы самообследования дыхательной системы;
-    Познакомить учащихся с причинами остановки дыхания, обосновать необходимость оказания первой медицинской помощи.
-    Разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней сердца и лёгких;
-    Познакомить с элементами статистики.
-    применение полученных знаний на практике;  
-     закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и
-     вариационной кривой;  
-     вовлечение обучающихся в активную деятельность;  
-     совершенствование умений работы с источниками знаний;  
-     совершенствование навыков анализа, обобщения;  
-     развитие познавательного интереса к окружающей жизни.
Оборудование: ИКТ, таблицы с изображением органов дыхательной системы, приёмов проведения искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца,  проектор, презентация, ростомер.
Ход урока
1.    Организационный момент.
Приветственные слова учителей биологии и математики. Сообщение темы и целей урока.          Эпиграфом к  уроку служат слова Аристотеля  «…ум заключается не только в знании, но и в  умении  прилагать знание  на деле…»
Учитель биологии: сегодня на уроке мы узнаем, что такое жизненная ёмкость ваших лёгких и что надо делать, если у пострадавшего нарушено дыхание.
Учитель математики: а так же сегодня на уроке вы познакомитесь с новым разделом математики «Математической статистикой». Это раздел математики, в котором изучаются методы сбора информации, систематизации и обработки результатов наблюдений для выявления закономерностей. Данные, которые получают в результате экспериментов (наблюдений), называются статистическими данными.  
Учитель биологии:  по полученным измерениям мы составим статистическую таблицу и построим диаграмму, обобщив результаты измерений, и сделаем рекомендации по сохранению вашего здоровья.
2.    Проверка знаний и умений учащихся.
Учитель биологии: давайте вспомним основные термины и положения необходимые для изучения дыхательной системы.
- Где находятся лёгкие  и каково их строение? (в грудной полости, имеют ячеистое строение, состоят из долей).
- Как поддерживается газообмен в лёгких? (дыхательный центр расположён в продолговатом мозге - это нервная регуляция дыхания).
- Назовите  способ регуляции дыхания через жидкость? (гуморальная регуляция, через кровь).
- Какую роль при дыхании выполняет диафрагма? (диафрагма, это куполообразная мышца, она создаёт давление в легких).
Откроем тетради, запишем дату и тему урока «Расчёт функциональных возможностей дыхательной системы и статистическая обработка данных».

Учитель математики: меня, как учителя математики, интересуют точные цифра и факты. Знаете ли вы что, в покое взрослый человек может вдохнуть и выдохнуть относительно постоянный объем воздуха (около 500 мл). (Демонстрирует надутый шар с цифрами (500 мл.) Но при усиленном дыхании можно вдохнуть еще около 1500 мл воздуха. (Демонстрирует второй шар).

3.Изучение нового материала.

Экспериментальная часть урока: в эксперименте принимают участие  юноша и девушка восьмого класса  и ученик шестого класса.  Предлагается после максимального вдоха , за один прием, надуть шарик. Учащиеся делают выводы и выдвигают гипотезы.
 Учитель биологии: наибольшее кол-во воздуха, которое человек может выдохнуть после глубокого вдоха, называют жизненной емкостью легких.
Учитель математики:  с возрастом ЖЕЛ меняется,  этот показатель зависит от пола, от степени развития грудной клетки,  дыхательных мышц, Обычно она больше у мужчин, чем у женщин; у спортсменов она больше, чем у нетренированных людей.  К 16-17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека.
Учитель биологии: запишем первое определение ЖЕЛ- стр. 148 учебника.  Для измерения  ЖЕЛ используют прибор спирометр. Рассмотрите его строение на рис. 67 стр. 148 учебника биологии.
Учитель математики: 1) Я предлагаю вам  определить жизненную ёмкость легких с  помощью математических формул. Для этого вы накануне измерили свой рост. Внесите показания своего роста в таблицу.
2) Вводятся  определение «статистической математики», понятия  статистический ряд, размах, медиана, среднее, мода.
Учитель биологии: ставится проблема, а можно ли вычислить ЖЕЛ с помощью математики?
Учитель математики: предлагает варианты математических формул для вычисления ЖЕЛ, в зависимости от возраста и пола участника эксперимента.

Задание для работы в группах:
 Вычислить ЖЕЛ, занести данные в таблицу, представить данные в виде статистического ряда,  расположив их в порядке возрастания. Выписать характеристики наблюдаемой величины: среднее арифметическое, моду, медиану и размах числового ряда.
Составить диаграмм  (по заранее заготовленному шаблону) по оси абсцисс откладываем номер участника эксперимента, по оси ординат –ЖЕЛ, строим столбчатую диаграмму. Закрепить диаграммы на доске.
4.Закрепление материала
Учитель математики: Отличаются ли ваши показатели от показателей ваших одноклассников?
Если да, то почему?
- Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха и жизненную емкость легких? Может ли  иметь значение жизненная емкость легких для людей  разных профессий?
Учитель биологии:  предлагает обсудить и  прокомментировать диаграммы,  сделать выводы по полученным результатам, учитель подводит к определениям «клинической» и «биологической смерти».
Учитель биологии: Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную емкость легких? Как? (ЖЕЛ уменьшается, некоторые органы и ткани испытывают кислородное голодание).

5.Итоги урока.
Учителя подводят итоги урока, аргументируют и оценивают работу учащихся.
Для определения степени усвоения материала и психологического состояния, уровня комфортности на уроке предлагается выбрать условное обозначение «Смайлик».
6.Домашнее задание:
по биологи: параграф 29, выписать приемы реанимации при остановке дыхания.
по математике: знать определения статистических характеристик, составить характеристический ряд  отметок за 1 триместр, выписать все характеристические данные


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: AlevtinaGlad
Просмотров: 2979 | Загрузок: 193 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог