Тема: «Грибы в биосфере и жизни человека»
5 класс. Биология.
Формирование универсальных учебных действий на уроке
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Задание или фрагмент задания Размышление над представленными ситуациями, их оценивание на этапе решения проблемы Построение схемы « Значение грибов», используя учебник и раздаточный материал Постановка цели урока, выявление противоречия урока Конкурс «Эрудит», работа в парах
Задание или фрагмент задания Рефлексия Самопроверка самостоятельной работы по эталону Самостоятельная работа на этапе закрепления-решение задачи и составление своей Выведение общей схемы на доску
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания о грибах как самостоятельном царстве органического мира.
2. Узнать о роли грибов в природе и жизни человека.
3. Развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой.
4. Воспитывать навыки коммуникативности в работе.
5. Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к природе через осознание роли грибов в биосфере и жизни человека.
Материалы к уроку: учебник, раздаточный материал, письмо в конверте.
Ход урока:
I этап – Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, желает хорошего настроения.
II этап- Актуализация знаний
Этап актуализации начинается с определения темы урока. Учитель читает учащимся заметку из научного журнала и просит их угадать, о чем пойдет речь на уроке.
« … В 2002 г. ученые изучали захоронения великих княгинь и цариц, находящиеся в некрополе бывшего Вознесенского монастыря в Кремле. В складках шелкового платья Марии Владимировны Долгорукой, первой жены царя Михаила Романова, умершей в 1625 г., нашли стебли какого-то растения.
Разрешить загадку необычных стеблей помогли биологи МГУ им. М.В. Ломоносова. Обнаруженные в саркофаге «растения» оказались ризоморфами каких-то живых организмов…»
Учащиеся определяют, что речь пойдет о грибах и формулируют тему урока.
В качестве актуализации знаний проводится конкурс «Эрудит». Учащиеся работают в парах, поясняя термины: микориза, гетеротрофы, грибница, споры, паразиты, сапрофиты.
III этап – Постановка проблемы
Учитель объявляет классу, что пришло письмо. А от кого, необходимо прочесть и угадать.
Вызывается ученик для чтения письма всему классу.
Письмо:
Знатокам грибов-ученикам 6 класса
от верноподданного Amanita muscaria
Жалоба
Смею довести до Вашего сведения, что я постоянно незаслуженно подвергаюсь обвинениям, наговорам, а также телесным наказаниям. Считая меня грибом вредным, поганым, страшно ядовитым, детвора, да и многие взрослые, встретив меня в лесу, так и норовят пнуть или растоптать.
Вы ведь знаете, мои замечательные ребята, что я совершенно не ядовит. А в лесах средней полосы и в странах Южной Европы, я считаюсь деликатесом! Еще древние скандинавы употребляли меня перед сражением для поднятия боевого духа
Я настолько популярен и привлекателен своей яркой окраской, что меня можно встретить в детских книгах, фильмах, декоре сада, поздравительных открытка.
А еще меня называют грибом мух, так как если истолочь меня в молоке, то полученная смесь убивает этих надоедливых насекомых. Еще я обладаю лекарственными свойствами.
Считаю, что жестокое обращение со мной не оправданно. И прошу Вас разобраться и принять меры для охраны моей персоны.
Amanita muscaria
Ребята догадываются, что письмо пришло от мухомора. Выявляют противоречие урока: положительная и отрицательная роль грибов.
IV этап- Решение учебной проблемы
Построение схемы «Значение грибов». Учащиеся работают в парах, используя учебник, собственные знания и раздаточный материал - дополнительные сведения о роли грибов (приложение).
Построение схемы
Схема:
ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ
ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ БИОСФЕРЫ
Выведение общей схемы на доске с обсуждением
Роль грибов для человека:
«-» разрушают вещи (плесень).
«-» болезнетворные грибы: возбудители болезней.
«-» ядовитые грибы (бледная поганка, паутинник, мухомор вонючий).
«+» создают лекарства (мухомор красный, чага).
«+» съедобные-употребляют в пищу (40% белка).
«+» дрожжи используют в пекарне.
«+» раньше из гриба навозника изготавливали чернила.
Для биосферы:
«+» симбиоз с растениями (микориза).
«+» симбиоз грибов с другими организмами (с бразильскими муравьями).
«+» грибы-разрушители (трутовик).
«+» корм для многих животных (мухоморами питается лось).
После составления схемы и определения значения грибов в природе и жизни человека, учитель дает учащимся несколько ситуаций для размышления:
1. М. М. Пришвин в своем дневнике «Незабудки» записал: «Если будет вода, и в ней ни одной рыбки—я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка—я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми — не лес». Так вот, перефразировав Пришвина, можно ска¬зать: и лес без грибов — не лес. Почему?
2. Один раз я с ребятами пошла собирать грибы, и наблюдала такую картину: «Один мальчик не встречая на своем пути белых грибов и груздей, за которыми он пришел, сбивал на своем пути ногой и палкой другие грибы: валуи, горькушки и мухоморы. Для таких грибов в его лукошке не было места!» Оцените поступок мальчика. Как бы вы поступили или как поступаете, идя за грибами в лес?
Учащиеся возвращаются к проблеме урока, вспоминают противоречие урока и определяют, удалось ли им помочь мухомору, подводят вывод урока.
V этап- Включение новых знаний в систему знаний и закрепление
Самостоятельная работа
Учащимся предлагается самостоятельно решить биологическую задачу и составить свою задачу для одноклассников о роли грибов в жизни человека и биосфере:
«На Украине в 1996 году отравились съедобными грибами 36 человек. После беседы выяснилась причина отравления. Как вы думаете где они собирали грибы и почему случилось отравление?»
Проводится самопроверка по эталонам.
VI этап - Рефлексия
На этапе рефлексии учащиеся вспоминают, какую цель ставили вначале урока, анализируют была ли она реализована; какими способами решалась проблема урока. Важно спросить, что нового узнали учащиеся на уроке и как эти знания могут им пригодиться в будущем.
Синквейн по теме урока:
1-я строка – название синквейна: Царство Грибы;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Учитель просит каждого учащегося оценить свою работу на уроке.
VII этап - Домашнее задание
Каждый ученик по желанию выбирает себе задание:
1. Составить памятку для грибника.
2. Написать сообщение или сделать мини-презентацию о грибах, занесенных в Красную книгу России или Ленинградской области.
3. Составить кроссворд по теме «Роль грибов в биосфере и жизни человека».
4. Создать и оформить памятку о профилактике отравления грибами и первой помощи при отравлении.
5. Сочинить сказку по теме «Роль грибов в биосфере и жизни человека».
6. Составить свод правил для человека, чтобы не заразиться грибковыми заболеваниями.
Словарь юного миколога
1. Гриб – ядерные многоклеточные организмы, тело которых состоит из многочисленных нитей.
2. Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержит хлорофилл,плотно прилегающие нити образуют плодовое тело гриба. Главная часть каждого гриба, на ней развивается плодовые тела.
3. Грибокорень плотно оплетенный корень дерева нитями грибницы, грибница может даже врастать в корень дерева.
4. Гифы – тонкие ветвящиеся нити, из которых состоит вегетативное тело гриба.
5. Головня – гриб паразит, разрушает зерновки и превращает их в черную пыль. Колоски становятся похожими на обуглившие головешки.
6. Дрожжи – микроскопические грибы,размножаются почкованием, живут в питательной среде, богатой сахаром.
7. Микология – наука, изучающая грибы.
8. Микориза – иначе грибокорень.
9. Мицелий – иначе грибница.
10. Мукор – плесневый гриб, тело состоит из одной сильно разросшийся клетки.
11. Паразиты – организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов.
12. Пеницилл – плесневый гриб, разводят для получения лекарства.
13. Пенициллин – продукт жизнедеятельности плесневого гриба, обладает бактерицидным свойством.
14. Плодовое тело – образовано шляпкой и ножкой, характерно для шляпочных грибов.
15. Сапротрофы – организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.
16. Симбиоз – взаимовыгодная связь двух организмов – гриба и дерева.
17. Спора – специализированная клетка,используется грибами для размножения.
18. Спорынья – гриб паразит, превращает зерновки в черно-фиолетовые рожки, может вызвать тяжелое отравление, попав в организм человека с пищей
19. Трутовик – гриб паразит, сокращает жизнь деревьев, плодовые тела многолетние.
20. Хитин – вещество входит в состав клеточной стенки грибов.
Приложение
Раздаточный материал для учащихся
В настоящее время насчитывается до 100 тыс. видов грибов. Грибы очень разнообразны по размерам, облику и другим характеристикам, разнообразна и роль грибов в биосфере и жизни человека.
Грибы участвуют в круговороте веществ в природе. Как редуценты, т.е. разрушители органики, они минерализуют органическое вещество. Поэтому грибы-сапрофиты, разрушающие мертвое органическое вещество, составляют важный элемент разнообразных растительных сообществ.
Некоторые сапротрофные грибы (из группы аскомицеты) поселяются на старых кострищах и пожарищах, восстанавливая субстрат. Такие грибы называют карботрофами (огневка углелюбивая).
Встречается так же симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).
Как редуценты, грибы часто наносят прямой ущерб человеку. Обладая мощным арсеналом ферментов, разрушающих органические вещества, грибы наносят ощутимый вред хозяйственной деятельности человека, приводя к крупным разрушениям.
Грибы-паразиты питаются за счет живых организмов, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, а также на животных. Именно к паразитическим грибам принадлежит большая часть возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, ежегодно наносящих большой экономический ущерб, а иногда вызывающих настоящие катастрофы – так, в результате гибели урожая картофеля в Ирландии летом 1846 г. от голода умерли около 800 тыс. человек.
Список использованной литературы:
1. Павлова М., Сурков В./В царстве грибов/ Газета «Биология»№7/2000
2. Безух К./Сказочный урок «Грибной переполох/ Газета «Биология» №12/2007
|