Цель. Познакомить с идейно-художественным своеобразием рассказа Л.Н.Толстого «После бала»;продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса; способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обогащать, делать выводы; воспитывать чувство достоинства.
Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский, сравнения.
Ход урока.
1. Мотивация.
–Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами на уроке будем анализировать рассказ Л.Н.Толстого «После бала», который вы должны были прочитать к уроку. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц? (Потому что именно после бала герой принял главное решение в свое жизни)
2. Постановка цели урока
- Как вы думаете, какова основная идея этого произведения, Что хотел до нас, читателей, донести автор, показав этот случай? (Мы пока не можем ответить на эти вопросы)
- Что же нам предстоит сегодня выяснить на уроке? Основная цель нашего урока – разобраться в том, какую идею хотел донести писатель и какие приемы он использовал для ее раскрытия.
3. Погружение в анализ.
- Кто является главным собеседником и о чем он хочет поведать?
- Как давно происходило событие, о котором хочет рассказать Иван Васильевич? (40 лет назад, автор соединяет прошлое и настоящее героя)
- Как называется такое построение рассказа?(«рассказ в рассказе»)
4. Работа в группах
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. 1ая группа- «На балу», 2ая группа – «После бала»
1ая группа- Приятная атмосфера, музыка, располагающая к веселью. Роскошная, богатая обстановка. Светлые тона-цвета чистоты, счастья.
2ая группа – Серое, туманное утро. Темные тона. Музыка, не предвещающая ничего хорошего.
(Автор как бы противопоставляет одну часть рассказа другой)
- Скажите, какой художественный прием использует автор?( Такая резкая противоположность называется контрастом-антитезой)
Словарная работа
Контраст- резко выраженная противоположность.
- А с какой целью использует Толстой в рассказе антитезу? (Контраст помог показать перелом в душе героя)
- Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа
- А сейчас посмотрим описание полковника на балу и после бала.
(На балу- высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец)
(После бала-« статная фигура двигалась рядом с наказываемым»; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте)
- Какое впечатление создается о полковнике на балу и после бала? (На балу создается впечатление как о милом , добром старике, заботливом отце. Вызывает чувство умиления)
(После бала- это был воинский начальник николаевской выправки. Безжалостный , жестокий полковник, уверенный в своей правоте)
-В тексте полковник неоднократно произносит фразу «Надо все по закону». По каким же законам он жил, давайте разберемся.
-На экране вы видите портрет. Чей это портрет?(Это портрет императора Николая 1.)
-Кого он вам напоминает?(Полковника)
Историческая справка. Период правления императора Николая 1 совпадает с событиями рассказа «После бала». Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли Николаем Палкиным, уж очень любил наводить «порядок» в стране, применяя шпицрутены. Крепостное право еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина.
-Это же наказание было применено и к татарину.
Наказание шпицрутенами заключалась в том, что солдаты выстраивались в 2 шеренги, образуя «живой коридор». По которому вели осужденного, и каждый из солдат наносил удар, когда осужденный проходил через строй.
Таковы были законы русской армии. И полковник беспрекословно им подчинялся.
5. Подведение итогов.
-Ребята, как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? (Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль)
-Значит наш герой сделал нравственный выбор. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.Он отказался не только от Вареньки, но и от карьеры военного. Почему?( Он увидел, какие беспорядки царят в николаевской армии и что он не в силах этого изменить, он принимает решение отказаться от такой карьеры)
-Скажите, какова же идея рассказа? Против чего протестует автор? (Л.Н.Толстой протестует против жестокости и унижения достоинства человека)
6. Рефлексия.
- Вы знаете, что Л.Н. Толстой вел дневниковые записи, записывал мудрые мысли не только свои, но и великих людей. На экране вы видите некоторые из них. Какой афоризм понравился? («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)
(«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством»)
7. Домашнее задание.
- Попробуйте составить синквейн: Варенька или полковник»
Напишите эссе «Утро, изменившее жизнь»
|