Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


«Утро, изменившее жизнь…»

СКАЧАТЬ (15.2 Kb) 16.05.2020, 17:14
Талипова Сария Амировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Гимназия №12 имени Ф.Аитовой" г.Казани
Цель. Познакомить с идейно-художественным своеобразием рассказа Л.Н.Толстого «После бала»;продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса; способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обогащать, делать выводы; воспитывать чувство достоинства.

Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский, сравнения.

Ход урока.
1. Мотивация.
–Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами на уроке будем анализировать рассказ Л.Н.Толстого «После бала», который вы должны были прочитать к уроку. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц? (Потому что именно после бала герой принял главное решение в свое жизни)

2. Постановка цели урока
- Как вы думаете, какова основная идея этого произведения, Что хотел до нас, читателей, донести автор, показав этот случай? (Мы пока не можем ответить на эти вопросы)
- Что же нам предстоит сегодня выяснить на уроке? Основная цель нашего урока – разобраться в том, какую идею хотел донести писатель и какие приемы он использовал для ее раскрытия.

3. Погружение в анализ.
- Кто является главным собеседником и о чем он хочет поведать?
- Как давно происходило событие, о котором хочет рассказать Иван Васильевич? (40 лет назад, автор соединяет прошлое и настоящее героя)
- Как называется такое построение рассказа?(«рассказ в рассказе»)

4. Работа в группах
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. 1ая группа- «На балу», 2ая группа – «После бала»
1ая группа- Приятная атмосфера, музыка, располагающая к веселью. Роскошная, богатая обстановка. Светлые тона-цвета чистоты, счастья.
2ая группа – Серое, туманное утро. Темные тона. Музыка, не предвещающая ничего хорошего.
(Автор как бы противопоставляет одну часть рассказа другой)
- Скажите, какой художественный прием использует автор?( Такая резкая противоположность называется контрастом-антитезой)
Словарная работа
Контраст- резко выраженная противоположность.
- А с какой целью использует Толстой в рассказе антитезу? (Контраст помог показать перелом в душе героя)
- Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа
- А сейчас посмотрим описание полковника на балу и после бала.
(На балу- высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец)
(После бала-« статная фигура двигалась рядом с наказываемым»; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте)
- Какое впечатление создается о полковнике на балу и после бала? (На балу создается впечатление как о милом , добром старике, заботливом отце. Вызывает чувство умиления)
(После бала- это был воинский начальник николаевской выправки. Безжалостный , жестокий полковник, уверенный в своей правоте)
-В тексте полковник неоднократно произносит фразу «Надо все по закону». По каким же законам он жил, давайте разберемся.
-На экране вы видите портрет. Чей это портрет?(Это портрет императора Николая 1.)
-Кого он вам напоминает?(Полковника)
Историческая справка. Период правления императора Николая 1 совпадает с событиями рассказа «После бала». Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли Николаем Палкиным, уж очень любил наводить «порядок» в стране, применяя шпицрутены. Крепостное право еще не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина.
-Это же наказание было применено и к татарину.
Наказание шпицрутенами заключалась в том, что солдаты выстраивались в 2 шеренги, образуя «живой коридор». По которому вели осужденного, и каждый из солдат наносил удар, когда осужденный проходил через строй.
Таковы были законы русской армии. И полковник беспрекословно им подчинялся.

5. Подведение итогов.
-Ребята, как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? (Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль)
-Значит наш герой сделал нравственный выбор. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.Он отказался не только от Вареньки, но и от карьеры военного. Почему?( Он увидел, какие беспорядки царят в николаевской армии и что он не в силах этого изменить, он принимает решение отказаться от такой карьеры)
-Скажите, какова же идея рассказа? Против чего протестует автор? (Л.Н.Толстой протестует против жестокости и унижения достоинства человека)

6. Рефлексия.
- Вы знаете, что Л.Н. Толстой вел дневниковые записи, записывал мудрые мысли не только свои, но и великих людей. На экране вы видите некоторые из них. Какой афоризм понравился? («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)
(«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством»)

7. Домашнее задание.
- Попробуйте составить синквейн: Варенька или полковник»
Напишите эссе «Утро, изменившее жизнь»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: talipovasariya
Просмотров: 709 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог