Ашурова Гульнур Темиргалиевна учитель биологии МБОУ СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский Азнакаевский р-н, Республика Татарстан.
8 класс «Биология. Человек» Технологическая карта урока по теме: « Значение дыхания. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.»
Тема урока. Значение дыхания. Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания Образовательные цели и задачи урока Актуализировать знания учащихся о процессе дыхания и строении органов дыхания. Расширить и углубить знания о значении процесса дыхания, строении органов дыхании, объяснить главную суть процесса дыхания, его биологическое значение. Развитие умнений и навыков. Уметь актуализировать имеющиеся знания и собственный жизненный опыт по изучаемой теме, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, работать с учебным материалом, формировать выводы, находить внутрипредметные и метапредметные связи. Закрепить навыки работы в группах , развитие навыков коммуникативного общения. Личностная значимость изучаемого, для школьников Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил ЗОЖ
Метапредметные связи Сформировать целостное представление о дыхании как биологическом (строение органов дыхания), химическом (окисление органических веществ с выделением энергии) и физическом процессе (превращение энергий, диффузия, разность давления.) Внутрипредметные связи Органы кровообращения и пищеварения, терморегуляция, иммунитет. Методы обучения Словесный, наглядный, самостоятельная работа. Формы организации учебной деятельности учащихся. Фронтальная , работа в паре. Приемы деятельности учителя. Прием сингапурской системы – «Эй ар гайд» Средства обучения. 1. Карточки с познавательными заданиями «Какие утверждения верны?» 2. Презентация «Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания». Организация деятельности учащихся Участие в беседе. Парная работа по карточкам, заполнение таблицы «Какие утверждения верны?» до изучения новой темы и после. Основные понятия и термины урока. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, легочная плевра, альвеолы, голосовые связки, миндалины, тембр. Заболевания органов дыхания: аденоиды, гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия, пневмония, туберкулез легких. Познавательные задачи урока 1. Подумайте, какие изменения произошли в строении дыхательной системы в процессе эволюции животных? 2. Какую биологическую роль выполняют органы дыхания? 3. Какие химические и физические процессы происходят во время дыхания? 4. Какие органы, принадлежащие к системе органов дыхания, вы знаете? 5. Какие заболевания верхних дыхательных путей вы знаете и какие меры следует применять для профилактики этих заболеваний? План урока и регламент урока 1. Организация урока: проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих. (1 мин.) 2. Проверка знаний по теме «Первая помощь при кровотечениях» (5 мин) - фронтальный опрос. А) Какие виды кровотечений вы знаете? Б) Какие симптомы внутреннего кровотечения и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать пострадавшему? В) В чем различия между артериальным и венозным кровотечением? Г) Какие правила необходимо соблюдать при оказании первой доврачебной помощи при кровотечении? Д) Чем можно объяснить то, что при артериальном кровотечении сложнее налагать жгут? Е) Что такое раны и их лечение? Ж) Носовое кровотечение 3. Переход к новой теме : тема урока и постановка цели урока ( 7 мин): учащиеся получают карточки с заданиями, все варианты ответов обсуждаются в паре и заполняют графу «ДО» 4. Объяснение новой темы учителем с элементами беседы. (15 мин) Объяснение новой темы проводится по плану и сопровождается показом слайдов. А) Дыхание сложный биохимический процесс. Б) Биологическое значение процесса дыхания. В) Строение и функции органов дыхания. Г) Носовая полость – строение и выполняемые функции. Д) Гортань – орган голосообразования. Е) Трахеи и главные бронхи. Ж) Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей и их Профилактика. 5. Физкультминутка (1 мин) – дыхательные упражнения 5. Закрепление, рефлексия (10 мин): учащиеся вновь заполняют карточки графу «После». Анализ правильности заполнения карточек проводится в процессе фронтальной беседы. 6. Выводы (4 мин) А) Дыхание сложный биохимический и физический процесс. Б) В процессе дыхания происходит газообмен в легких и тканях в результате которого, происходит окисление органических веществ кислородом с освобождением энергии. В) Для сохранения здоровья органов дыхания необходимо соблюдать правила сохранения здоровья. 6. Подведение итогов урока (2 мин): Выставление оценок и инструкция по выполнению домашнего задания. Источники информации. Учебник «Биология. Человек», интернет - ресурсы
Домашнее задание. Задание на дом: П. 26, стр. 133-138, ответить на вопросы устно, заполнить таблицу
Какие утверждения верны. 1. Поработайте над этим заданием самостоятельно. 2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-« , если вы не согласны с утверждением. 3. Чтобы принять решение учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.
Утверждения До После 1. Дыхание это процесс насыщения организма кислородом, который окисляет органические вещества и происходит выделение энергии 2. Дыханием называют процесс обмена газами между клеткой и окружающей средой. 3. Органы дыхания не участвуют в терморегуляции организма. 4. Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. 5. При дыхании через нос и рот воздух согревается, обеззараживается и очищается от пыли и вредных примесей. 6. В процессе членораздельной речи участвуют голосовые связки, ротовая и носовые полости, язык, губы и челюсти. 7. Громкие звуки тренируют голосовые связки 8. К инфекционным заболеваниям органов верхних дыхательных путей относятся: гайморит, ангина, тонзиллит, гастрит, аденоиды, дифтерия 9. Отоларинголог – специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.
4.Теперь после изучения темы, еще раз прочтите утверждения. 5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-« , если вы не согласны с утверждением. 6. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему? 7. Какие из этих утверждений самые важные для вас? Почему?
|