Чтение – это активный навык речевой деятельности и один из самых трудноусваиваемых для младших школьников. Поэтому, обучение чтению является трудным и интересным процессом для школьника.
Работа по формированию и развитию навыков умений проходит несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи. Обучение чтению складывается из двух основных компонентов: обучения технике динамичного чтения и обучению пониманию читаемого.
В процессе обучения следует учитывать много факторов: возраст, уровень концентрации и память. Во время чтения нужно изучать звуки, а не буквы, разъясняя, что звуков больше, чем букв и они по-разному читаются в текстах и книгах.
Иногда буквы начинают дружить между собой и появляются буквосочетания, их графический образ отличается от чтения и произношения. Некоторые авторы, после освоения алфавита предлагают слоги или простые слова (из 3х букв) к примеру fat-cat-sad для обучения чтению. Более того существуют педагогические требования к организации процесса обучения, например, практическая направленность процесса обучения, посильность, доступность и сознательность обучения.
В методике обучения чтению, важно постоянство и добавление новых слогов и слов для чтения, заинтересованность детей и картинки для того, чтобы догадываться о значении слов. А если представить слова в виде машин, вагонов, то это превращается в игру, появляется интерес.
Если есть доступность, посильность и интерес, тогда будет результат. Способ чтения от звука к букве работает лучше и эффективнее, а если есть графический образ рисунок или фото, то быстрее запоминается и читается.
Приведем примеры заданий, эффективно формирующие технические навыки чтения.
1) «Узнай свое слово». Учитель раздаёт детям карточки со словами, которые дети учатся читать на уроке, в данном случае это слова Ann, am, a, man, name. Дети должны внимательно слушать фразы, произносимые учителем. Если кто-то узнал «своё» слово во фразе, он должен поднять руку, продемонстрировать классу карточку, в которой есть слово из услышанного предложения, и прочитать это слово. Например, учитель может произнести такие фразы: Ann is a good girl. I like my friend Ann. I am your teacher. The dog’s name is Lottie. A man has a dog. Etc.
2) «Придумай предложение». Ученики получают карточки с осваиваемыми словами. Каждый должен составить предложения со «своим» словом.
PP: A lion is big. I am a boy. My name is Katya. Etc.
3) «Кто продолжит?». На карточках, которые раздаются ученикам, записаны неоконченные предложения, которые дети должны продолжить, например:
A lamp is….. (on the table)
Tom is a boy. He… (likes cakes; likes to play.., etc.)
A hen has… (a chicken; two legs; etc)
4) «Кто ответит на вопрос?». Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы, в том числе и шутливые: Do you ski? Can you make a cat? Do you like cats? Do you see roses? Etc.
Ученик читает вопрос. Тот, кто первым ответит на него, читает вопрос на своей карточке.
Такие упражнения полезны ещё и тем, что позволяют соединять обучение чтению с обучением устной речи.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важность поощрения школьников словами и пользу от книги для чтения в формировании интереса детей к чтению на новом языке. Учитель можно провести «экскурсию» по Книге для чтения, познакомить с её структурой, показать детям, как пользоваться заданиями, постраничными сносками, словарём на примере одного из текстов. Это подготовит детей к самостоятельной работе с текстами дома.
|