Тема урока: Эмпирическое и рациональное в познавательной деятельности
Цель урока: формирование умений анализировать процессы и явления в природе и социальной жизни, делать выводы.
Планируемые результаты:
предметные:
- умения:
показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
раскрыть роль знаний в жизни людей;
охарактеризовать основные источники знаний человека об окружающем мире, особенности различных видов познания;
личностные:
- стремление к изучению наук для понимания окружающей действительности и себя;
метапредметные:
- развитие умений:
логически мыслить;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать обоснованные выводы.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Пособия и оборудование:
1. “Человек и общество”. Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М, Просвещение, 2020;
2. Презентация «Познание»;
3. Постеры «Оптические иллюзии»;
4. Наборы по механике лабораторные.
Ход урока:
1. Изучение нового материала
Вступительное слово учителей обществознания и физики:
Сегодня мы проведём не совсем обычный урок, он будет соединять два предмета, которые, казалось бы, ничего не имеют общего. Физика – это наука о природе, а обществознание изучает социум. Есть ли точки соприкосновения? Можем ли мы сказать, что между ними есть что-то общее? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня ответить на нашем уроке.
Тема урока: Эмпирическое и рациональное в познавательной деятельности.
Учитель обществознания: Человек живёт в обществе. Что нужно человеку, чтобы быть успешным в обществе? (учащиеся приходят к мысли о том, что нужны знания об окружающем мире и самом человеке).
Действительно, знания играют большую роль в жизни общества и человека.
В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила» выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Итак, знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности, потому что только через деятельность человек может себя реализовать.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения станут представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между истинным знанием и ложным.
Как же появляются знания?
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Как вы понимаете слово «познание»? Что это за процесс? (процесс получения знаний).
А как этот процесс происходит? (ответы учащихся).
Действительно, нам помогают органы чувств.
Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический).
Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека? (осязание, слух, зрение, обоняние, вкус).
Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма.
Схема «Формы чувственного познания мира»
Задание:
Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление (мяч).
Сделайте вывод, что влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?
(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:
особенности «воспринимающих устройств», т.е. наших органов чувств.
Особенности чувственного познания:
-непосредственность;
- наглядность;
- воспроизведение внешних свойств предмета.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).
Учитель физики: А правильную ли картину мира дают нам органы чувств? (учитель демонстрирует постеры с оптическими иллюзиями).
Какая из стрелок длиннее?
Какой из центральных кругов больше?
Какие ощущения у вас вызывает?
Что вы видите?
Значит, не вся информация, воспринимаемая нашими органами чувств является реальной? -нет. Достаточно ли чувственного восприятия для познания мира? - нет.
Учитель обществознания: "Я мыслю, значит – я существую".
Второй путь познания мира – рациональный.
Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты. В результате такого процесса формируются понятия. По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения. Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям.
Особенности рационального познания:
- опора на результаты чувственного познания;
- обобщенность и абстрактность;
- основа – внутренние закономерные связи.
Как соотносятся эмпирический и рациональный уровень?
Учитель физики (указывает на конический маятник на демонстрационном столе):
Данное тело сейчас движется или покоится? – относительно нас покоится, относительно Солнца, например, движется.
Что нужно сделать, чтобы это тело начало двигаться относительно вас? – подействовать на него другим телом (силой).
Мы визуально видим, что тело движется. Воспринимаем этот процесс чувственно.
Существуют ли силы в природе? - нет, есть взаимодействие тел.
Итак, наше тело движется, с какими телами оно взаимодействует? – Земля, мера взаимодействия – сила тяжести, нить (подвес), мера взаимодействия – сила упругости. Под действием этих сил тело движется по окружности с ускорением. Как его называют? – центростремительное. Почему так называют? – направлено к центру окружности.
Сегодня мы проведем 3 эксперимента и определим центростремительное ускорение с помощью конического маятника, собственно, данное тело и называется коническим маятником. От какого слова произошло прилагательное конический? – конус. Действительно, подвес описывает поверхность конуса.
Итак, от чувственного познания переходим к рациональному. Работаем в группах, каждая определит центростремительное ускорение одним из трех способов. Вы получаете инструкцию по выполнению эксперимента (приложения 1, 2, 3). Необходимо измерить определенные физические величины, рассчитать центростремительное ускорение, подготовить отчет о проведенном эксперименте и результаты представить на обсуждение (на доске показать вывод формулы, таблицу с результатами).
Прежде чем приступите к выполнению эксперимента, проведем инструктаж по технике безопасности (приложение 4).
Работа в группах, представление результатов.
Учитель физики: Какой вывод сделаем?
Сначала мы наблюдали за движением конического маятника, т. е. у нас возникали зрительные ощущения (чувственное познание). Чувственное восприятие позволило определить взаимосвязь между физическими величинами, описывающими движение, определить центростремительное ускорение? – нет. И тогда мы прибегнули к экспериментам – эмпирическому уровню рационального познания.
Как вы считаете, рациональное познание возможно без чувственного восприятия? – нет, сначала – чувства, потом – разум (эксперимент, умозаключение).
Итак, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.
В процессе эксперимента вы коммуницировали? – да. Познавательная деятельность сопровождается коммуникативной деятельностью. Одной из функций коммуникативной деятельности является оформление знания в виде текстов, схем, таблиц, что вы сегодня на уроке и сделали.
Увидеть что-либо недостаточно, нужно еще обдумать увиденное. Все это относится к изучению как природы, так и человека и общества в целом.
Учитель обществознания:
Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, а также используя результаты физических экспериментов, изобразите в виде схемы сущность научного познания.
Эмпирический уровень
Теоретический уровень
II. Закрепление изученного материала.
1. Проверка выполнения задания
2. Обсуждение вопроса: «Какой же из двух источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности человека?»
На основе объяснения учителя и опыта по физике соотнесите уровни познания и уровни научного познания.
III. Рефлексия.
Приложение 1
Эксперимент 1.
Цель: определить центростремительное ускорение тела при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой (кольцом), груз на нити, измерительная лента, лист с начерченной окружностью, секундомер.
Ход работы:
1. Измерить радиус окружности R.
2. Расположить штатив с маятником так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
3. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы груз описывал окружность, совпадающую с начерченной на бумаге.
4. Измерить время t N=10 полных оборотов маятника по окружности.
5. Рассчитать период обращения маятника T=.
6. Рассчитать центростремительное ускорение ац.
ац=
• ац ==
=
7. Заполнить таблицу:
R, м
N
t, с
T, с
ац,
8. Вывод: ____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Приложение 2
Эксперимент 2.
Цель: определить центростремительное ускорение тела при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой (кольцом), груз на нити, измерительная лента, лист с начерченной окружностью.
Ход работы:
1. Расположить штатив с маятником так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
2. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы груз описывал окружность, совпадающую с начерченной на бумаге.
3. Изобразить силы, действующие на тело. Вывести формулу для расчета центростремительного ускорения.
По II закону Ньютона а= , где F – равнодействующая силы тяжести и силы упругости, действующих на тело
Рассмотрим АОВ и ВСD – подобные (по II признаку подобия, А= D, В-общий) => =
== => F= => ац==> ац=
4. Измерить радиус окружности R и высоту конического маятника h (равна длине подвеса).
5.Рассчитать центростремительное ускорение ац.
6.Заполнить таблицу:
R, м
h, м
g,
ац,
7.Вывод: __________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Приложение 3
Эксперимент 3.
Цель: определить центростремительное ускорение тела при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой (кольцом), груз на нити (100 г), лист с начерченной окружностью, динамометр.
Ход работы:
1. Расположить штатив с маятником так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
2. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы груз описывал окружность, совпадающую с начерченной на бумаге.
3. Оттянуть горизонтально расположенным динамометром тело на расстояние, равное радиусу окружности, и измерить модуль равнодействующей силы F.
4. По II закону Ньютона а= => ац= .
5. Рассчитать центростремительное ускорение ац.
6. Заполнить таблицу:
F, Н
m, кг
ац,
7. Вывод: _____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Приложение 4
Инструктаж по технике безопасности
Лабораторная работа
«Изучение движения тела по окружности под действием
сил упругости и тяжести»
До начала работы
1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.
2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.
Во время работы
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5. Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.
6. При выполнении практических работ с применением ниток – не обрывайте нитки, а обрезайте их ножницами.
7. Не отклоняйте маятник от положения равновесия на большие расстояния.
8. При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.
9. Не растягивайте пружину динамометра руками.
10. Берегите оборудование и используйте его по назначению.
11. При получении травмы обратитесь к учителю.
После окончания работы
1.Тщательно вымойте руки с мылом.
2. Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению.
|