По улице медленно идёт девочка с косичками. В руках – тяжёлый портфель. Она такая маленькая, что на неё оборачиваются прохожие. Какая-то женщина останавливает девочку и спрашивает:
-Ты, наверное, идёшь в школу?
-Да!- радостно отвечает ребёнок.
-А в портфеле что у тебя? Куклы?
-Нет, что вы, тётя, я уже большая, в куклы не играю. В портфеле – книжки.
-Сколько же тебе лет?
-Сегодня исполнилось ровно шесть! – с гордостью ответила «взрослая» девочка.
-Тогда давай познакомимся. Меня зовут , и я учительница. Если хочешь, я покажу тебе школу. Вот только учиться придёшь ровно через год. А пока играй в куклы, читай им книжки, рисуй, готовься к серьёзному труду. Пройдут годы, и ты станешь учителем.
Девочка внимательно слушала незнакомую тётю и улыбалась. Ее обрадовали слова учительницы. Женщина взяла девочку за руку, и они пошли по узкой дороге к старому зданию школы…
Так начался мой путь не только к знаниям, но и к будущей профессии. Ведь этой девочкой была я, Анечка(так звала меня мама), Анна Ивановна( так уже много лет обращаются ко мне мои ученики). Я стала учителем и нисколько об этом не пожалела!
«Все мы родом из детства»
Мои ученики часто спрашивают:
-Анна Ивановна, почему Вы стали учителем?
И я рассказываю им о своей семье, в которой росли четыре сестры и брат – Тамара, Наталья, Анна, Валентина и Анатолий. Большая и дружная семья. Для родителей главными ценностями были Труд, Любовь и Уважение. Эти качества они привили и детям.
Я любила вечерами, когда все собирались вместе, учить своих сестёр и брата: что-то объясняла, показывала буквы, ставила оценки. Учила и училась сама. И вот результат моего «труда» - две сестры – две учительницы: Наталья Ивановна преподаёт русский язык и литературу в школе №1, а я, Анна Ивановна, работаю в начальной школе. Учу мальчишек и девчонок грамоте и счёту, воспитываю в них любовь к семье и родной стране, вместе с ними учусь понимать окружающий мир и видеть в каждом ЛИЧНОСТЬ.
Это были первые уроки – семейные, это были первые шаги в профессию…
1982 год. Перед зданием Суражского педагогического училища стоит девушка и боится войти. Что ждёт её там, в стенах этого здания? Правильно ли она выбрала профессию? Волнуясь, робко открывает дверь и … Лекции, практические занятия, мудрые советы наставников, первые уроки…
Училище помогло понять: я на правильном пути, я буду учителем! Но почему-то мучил вопрос: КАКИМ? Пока была уверена в одном – НЕРАВНОДУШНЫМ!
Именно с таким убеждением пришла работать в родную школу, где встретили меня тепло и приветливо. Я многому научилась у своих коллег, опытных, мудрых и влюблённых в профессию. Это они были рядом в трудные моменты, помогали поверить в себя, понять простую истину: быть учителем – значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы, учить и учиться всё время, любить детей и уважать их родителей.
Спасибо вам, мои дорогие учителя, за первые Уроки Добра и первые шаги по выбранной тернистой дороге, ведущей в мир знаний и открытий!
Время шло. Я вышла замуж, сменила место работы. Уже не маленькая девочка с косичками и не робкая девушка стояла перед дверью школы №2. Стояла учительница, пусть с небольшим, но необходимым опытом, желанием работать творчески и с любовью. Я пришла в эту школу с уверенностью: школа – это признание, это жизнь, отданная детям.
Я правильно выбрала свою дорогу.
«Вечные» вопросы учителя
Как учить?
В 2003 году я окончила БГУ им. Академика Петровского (заочно) по специальности учитель начальных классов и изобразительного искусства, значит, стала дипломированным специалистом. А вот стала ли хорошим учителем? Я всегда думаю об этом. Задаю себе разные вопросы, ищу на них ответы. Главный – КАК учить? Как учить, чтобы ребёнок мог не только читать и считать, но и думать, сравнивать, делать выводы, ориентироваться в этом сложном современном мире? Как учить, чтобы дети не были жестокими и равнодушными, не отвечали на добро злом, чтобы любили своих родителей, чтобы ценностями для них были не деньги, а книги, музыка, живопись, доброта и красота?
Вот уже 34 года я работаю в школе, а эти вопросы для меня главные, я ищу на них ответы и учусь вместе с детьми. Я проживаю вместе с учениками счастливые и трудные моменты школьной жизни. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, чтобы он не чувствовал себя лишним. Ведь ответ на вопрос «Как учить?» - это не только методы и приёмы, образовательные технологии, но и Доброе слово, Любовь, Уважение, Творчество. Учить нужно так, чтобы была у ребёнка радость открытий. Приходя в класс, ребята попадают в особый мир знаний и творческих успехов. И помочь открыть этот мир и не заблудиться в нём может и должен учитель.
Популярный писатель Пауло Коэльо говорил: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Вот и ответ на «вечный» вопрос. Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен современной школе.
Чему учить?
Быть учителем начальных классов – это значит научить детей не только писать и читать, но и любить родителей, отечество, мир, в котором мы живем. Ведь учитель дает ребенку не только знания, но и определенное воспитание. Когда я слышу слова «моя учительница – вторая мама», на душе становится тепло. Значит, дети тебе доверяют, а это дорогого стоит.
Моя задача как учителя – не пройти мимо ученика, заметить даже маленькую искорку любопытства, творчества познания и не дать ей потухнуть. В повседневных заботах стараюсь отметить и поддержать талантливых детей.
Учитель – это человек, несущий детям «доброе, разумное, вечное». Я должна учить своих первоклашек быть любопытными и наблюдательными, общительными и внимательными, добрыми и сострадательными. Я открываю перед ними новый мир – и они должны научиться ориентироваться в нём, поэтому связываю учебный материал с жизнью, стремлением к самообучению, к самосовершенствованию. На своих уроках и внеурочных занятиях стараюсь с помощью различных технологий и видов работы организовать деятельность по поиску и сбору информации. Это способствует развитию мотивации к изучению предметов, активности учащихся, а значит личностному развитию, что является одной из главных целей образования в соответствии ФГОС.
Учить или учиться?
Быть учителем – это понимать, что современный ребёнок живёт в информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, ноут- и нетбуках, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, поэтому я постоянно совершенствуюсь: использую всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управляю проектной и исследовательской деятельностью школьников. На своих уроках я применяю электронные мультимедийные учебные пособия, дающие возможность школьникам получать новую информацию по разным каналам восприятия — с помощью графики, фото, видео, анимации и звука и (что особенно важно для меня) организовать личностно - ориентированное обучение.
Ребята моего класса активно участвуют в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различных уровней, занимают в них призовые места. Учащиеся с удовольствием занимаются в кружках по вокалу, хореографии, художественного искусства, посещают спортивных секции.
Дети учатся, но ведь вместе с ними учусь и я – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах и вебинарах, провожу мастер-классы, занимаюсь самообразованием.
Нужно учить детей и учиться самому у них. Я поняла, как много мои мальчики и девочки дали мне: они научили быть терпимой и отзывчивой, ценить каждую мелочь, не осуждать сразу проступок, разобраться сначала. С каждым своим выпуском я становилась мудрее и умнее.
Мы идём вместе одной дорогой – учитель и ученики. И если нам по ней интересно идти, если она ведёт к выбранной цели, значит, мы на верном пути.
Мои мальчики и девочки помогли мне понять, что же главное для учителя. Итак, для меня основными профессиональными качествами педагога являются:
-любовь к детям,
- знание предмета;
- умение выражать свои мысли;
- организаторские способности;
- взаимопонимание.
Проработав 34 года в школе, я поняла, что выбрала правильную дорогу – дорогу Добра и Света. Я радуюсь, когда мои вчерашние малыши, став взрослыми и уважаемыми людьми, с радостью вспоминают школьные годы и благодарят за жизненные уроки, мудрые советы, строгость и любовь. Моё доброе отношение к ним помогло им стать достойными людьми, выбрать свою дорогу жизни.
Профессия учителя для меня счастливая. Много раз я представляла себя человеком другой профессии, но постоянно возвращалась к одному: я – учитель. Учитель на всю жизнь. Человек счастлив, когда с радостью спешит на работу, получает удовлетворение от своей профессии. Я верю, что мой труд вернется успехом моих учеников, они выберут верную дорогу и не свернут с неё, а я ещё буду ими гордиться…
Послесловие
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ранним утром по улице медленно идёт женщина. В руках у неё портфель, а в нём - книги и тетради. И никто не спрашивает, куда она идёт. У неё одна дорога вот уже 34 года… Это дорога в ШКОЛУ.
- Здравствуйте, Анна Ивановна!
-Доброе утро, учительница!
Дети и родители останавливаются, здороваются. И она, улыбаясь, отвечает:
-Доброе утро, Дима!
- Здравствуй, Леночка!
Начинается новый день… День Познаний и Открытий, Добра и Света…
Мой путь в профессию продолжается…
|