Васильева Татьяна Ивановна
Учитель математики МАОУ «СОШ№26»
Г. Великий Новгород, Новгородская область.
Использование краеведческого материала на уроках математики.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». Блез Паскаль
Разнообразить уроки математики, сделать их интересными, показать практическую направленность математики помогает использование на уроках краеведческого материала.
Применение на уроках математики местного краеведческого материала имеет большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю, уважению к его истории, духовным и культурным ценностям. В отечественной педагогике эта идея получила развитие в трудах К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Любовь к родному краю, гордость за свою страну, имеет огромное значение для развития личности ребенка, воспитания его как патриота.
Составление и решение задач на местном материале способствует развитию творческого, логического мышления, расширению кругозора, связывает математику с исторической и географической информацией о родном крае.
Элементы краеведения положительно влияют на повышение мотивации на уроках математики, на развитие их как личности, носят воспитательный характер, учат любить и гордиться своим краем. Благодаря краеведческому материалу школа принимает «местную окраску», и показывает крепкую связь между школой и родным краем.
Работу с краеведческим материалом на уроках математики я начинаю в 5 классе с решения задач, составленных учителем , на достоверном материале .Затем предлагаю ребятам самим составить задачу на краеведческом материале по изучаемой теме урока: «Натуральные числа», «Обыкновенные дроби», «Диаграммы», «Десятичные дроби» ,«Проценты», «Площади». В 6 классе «Нахождение дроби от числа», «Нахождение числа по его дроби», «Положительные и отрицательные числа», «Масштаб», «Графики». Обучающиеся изучают краеведческий материал и на его основе составляют математическую модель задачи по предложенной теме. Материал для составления задач может быть получен не только из краеведческого материала, но и самими учащимися во время экскурсий, при изучении литературы. Это могут быть задачи о площади территории, протяженности рек, озер, исторических событиях на территории родного края, информация о населении, памятниках культуры, информации о животных, растениях.
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Включение задач, составленных на краеведческом материале в урочную и внеурочную деятельность школьников способствует: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; ) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);осознание значения математики для повседневной жизни человека; использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; проводить практические расчёты, вычисления.
Использованная литература и интернет –ресурсы:
во вложении.
|