Сегодня: 13.08.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Методическая разработка родительского собрания "Как родители могут повысить интерес к учебе у ребенка"

СКАЧАТЬ (24.5 Kb) 01.08.2022, 21:53
Артемьева Ольга Михайловна
педагог-психолог, МАОУСОШ №2 им. Ф.М.Достоевского г.Старая Русса, Новгородской области
Краткая аннотация:
Отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания - одна из основных проблем современной школы. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины? Конечно, у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Что же такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что можно сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

Занятие рассчитано для родителей учеников 6-7 классов. Собрание может проводить как психолог школы, так и классный руководитель. Для наиболее продуктивной и эффективной работы рекомендуем длительность занятия 50-60 минут. Родителей необходимо рассадить в группы по 5-6 человек. Максимальное количество участников семинара 24 чел.

Цель: сформировать у родителей общие представления об учебной мотивации подростка и способах ее формирования в семейных условиях.
Задачи:
1. Познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению учебной мотивации подростков.
2. Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
3. Познакомить родителей с приемами, формирующими мотивацию к обучению в семье.
Форма проведения: родительское собрание в форме тренинга

Ход мероприятия
1. Мотивационный этап

Слайд с высказываниями:
«Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину» Сократ
Как вы понимаете эти слова? (без нашего желания ничего сделать). Желание что-то делать – это мотивация. Всегда ли есть желание делать то, что необходимо для развития себя? – Нет. Что дети чаще всего не хотят делать? (ответы родителей)
На основании этого часто во взаимоотношениях с нашими детьми и близкими возникает много проблем. Сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, что делать, когда у ребенка нет желания учиться.

2. Диагностический этап
При подготовке к мероприятию были изучены мотивы наших детей обучения в школе с помощью методики «Доминирующая мотивация подростков» (Н.В.Колюцкий, И.Ю.Кулагина). Ребятам предлагалось оценить по значимости 21 высказывание, каждое из которых представляет собой причину обучения в школе. Общие результаты по классу представлены на слайде. Также каждый из вас может ознакомиться с результатами своего ребенка лично.

Пояснение:
Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу, получить одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе.

Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими качествами. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников. Это является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями. Но есть риск - пренебрежительное отношение к остальным детям.

Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.

3. Основной этап: актуализация знаний, изучение теоретической информации
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

У школьника может происходить борьба разных и даже противоречивых мотивов. Например, на уроке ученик слушает объяснение учителя, но вдруг ему приходит сообщение в телефоне, или сосед по парте задал вопрос. Характер и результат его познавательной деятельности будет зависеть от того, какой мотив станет решающим.

Работа в группах: родителям предлагается назвать причины высокой и низкой учебной мотивацией. Представление результатов родителями.
Ведущий дополняет, комментирует, объединяет ответы.

Причины недостаточной мотивации:
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.)
- отвлекающие факторы детской жизни (телефон, компьютер, телевизор, улица)
- авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует. Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Определив конкретные причины низкой учебной мотивации ребенка, легче найти путь решения.

1.Если не сформирована произвольность поведения.
Важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Если ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать. Если ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

2. Если ребенок не может сам выполнить задание. Нельзя это делать за него. Например, не надо показывать, как решать задачу, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. Иначе дети начинают манипулировать родителями. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

3. Если родители и учитель по-разному оценивают выполненную работу. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Чтобы исключить такие случаи, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. Иначе у ребенка появляются отвращение к школе, нежелание учиться.

4. Если ребенок воспитывается в жестких условиях. Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

5. Если самооценка ребенка неадекватная. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного восприятия себя – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности.

6. Если ребенка поощрять за хорошую учебу деньгами. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместным времяпровождением (в цирк, на каток, в кино) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

7. Если нет доверительной атмосферы в семье. Важно наладить контакт с ребенком. Также объяснять ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный и необходимый. Важно «не пилить», не наказывать, не обещать наград. Нужен контроль – помощь, а не давление.

8. Если долгое время ничего не получается. Необходимо набраться терпения и не опускать руки. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

9. Если у ребенка нет навыка самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

10. Если ребенок не верит в свой успех. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы. Чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

11. Если вы проводите с ребенком мало времени вместе. Найдите время и сведите ребенка на выставки, в музеи, читайте с ним вместе познавательные книги, листайте энциклопедии, смотрите научно-популярные фильмы. Если в семье интерес к знаниям недостаточный, то и детская мотивация к учебе остается низкой. Но в ваших силах это изменить! Например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать совместно с ребенком наблюдать за прорастающей фасолью. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Обобщая полученную информацию, разработаем совместно с родителями алгоритм действий в ситуации, когда ребенок не хочет учиться.
1. Успокоиться.
2. Понять причину, по которой ребенок не хочет с нами разговаривать, через наши чувства.
3. Подготовить беседу с ребенком.
4. Разговаривать.
5. Выяснить причину неуспеха в школе (в каких областях она лежит).
6. Разобраться в причине и выстроить дальнейший план действий.
7. Реализовать план. Внести коррективы, если что-то не так.
8. Посмотреть на результат.

4. Отработка практических навыков
Игра «Слово-эстафета».
Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «У моего ребенка повысится учебная мотивация и он будет более успешным в школе, если я», при этом будут передавать мяч.
Таким образом, родители проговаривают свои действия и помощь, которую могут оказать своему ребенку.

5. Заключительный этап. Подведение итогов, рефлексия
Подводя итог, хочется сказать, что каждый заинтересованный родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Предложить родителям высказаться о мероприятии и письменно ответить на вопросы:
– Что нового вы открыли для себя сегодня?
– Сможете ли вы применять полученные знания в своей жизни?

Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001


Категория: Блоги | Добавил: artemjeva
Просмотров: 37 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
V Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
X Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
II Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"
IV Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.08.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог