На данном этапе в системе образования существует такое понятие, как функциональная грамотность.
Что это такое? Простыми словами, ФГ - это умение применять свои знания в разных сферах жизни, умение адаптироваться под окружающий мир. А окружающий мир – это «я» и другие люди.
Поэтому сегодня перед современным учителем стоит задача - создавать на уроках условия для того, чтобы дети учились на практике применять полученные знания. Мы обязаны научить их взаимодействовать с другими людьми. Без этого важного умения ни один человек не сможет решать поставленные перед ним задачи, развивать свои возможности.
Приведу объяснение термина ФГ Виноградовой Н.Ф.:
1 слайд.: «Функциональная грамотность сегодня это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
— способностью строить социальные отношения…;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Заинтересованный в своих учениках преподаватель всегда двигается вперед, отбирает самый интересный материал для уроков, включается в детей, наблюдает за тем, что их вдохновляет и мотивирует.
На своих уроках применяю элементы технологии ТРИЗ. Это универсальное средство для преподавания любого предмета.
Оценочным критерием любой работы является РЕЗУЛЬТАТ. Приемы ТРИЗ прекрасно справляются с задачами: заинтересовать, мотивировать, развить воображение, память и внимание детей и т.д.
Главное, ТРИЗ направлена на развитие умения сотрудничать с другими людьми.
2 слайд ТРИЗ
Во-первых, остановимся на слове ТРИЗ. Что это такое? Это теория решения изобретательских задач. С этой технологией я познакомилась еще в далекие 90-ые годы.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения креативных задач в любой сфере знаний, которые способствуют развитию творческого (изобретательского) мышления и качества творческой личности
ТРИЗ, теория, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.
Приемы на формирование и совершенствование лексических навыков и умения работать в группе
1.Круги на воде.
Прием является универсальным средством активизации лексических знаний обучающихся на стадии закрепления и актуализации полученных знаний.
На этапе рефлексии можно прибегнуть к методу помощью этого приема закрепляются лексические единицы и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т.
2.Метод фокальных объектов
1. Выбираем 1 объект, который хотим наделить новыми функциями, усовершенствовать его: a car
2. Выбираем 3-5 других объектов: fox , computer, roof
3. Определяем характерные свойства: Fox- wild, eats rabbits, computer- up-to-date, expensive, helps to improve my working skills , roof- fixed, safe the house
4. Каждое свойство переносим на фокальный объект:
A wild car eats rabbits
An up-to-date car helps me
Fixed car
5. Выбираем наиболее подходящее словосочетание
Преимущества:
• Развивает речь
• Развивает воображение
• Позволяет создать новые идеи для объектов
• Простой и понятный
• Позволяет преодолеть инерцию мышления
• Помогает найти сильнейшие решения
• Вносит игровой элемент в рутинные процессы. Облегчает выполнение задачи
Недостатки:
• Не получится решить сложную задачу
• Эффективность метода зависит от умения пользоваться ассоциациями и воображением
3.Мозговой штурм
Применяется на различных этапах урока. Обычно проводится в группе 7-15 человек, когда требуется найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Можно выдвигать самые невероятные решения, кажущиеся бредовыми.
Приемы для совершенствования навыков чтения
4.Прием Инсерт
- It was interesting to know that…. (I was shocked to know that…..)
- I have known that….. before.
- I want to know more about…
• Мне интересно было узнать, что….
• Я уже слышал о …… раньше.
Я хочу знать больше о
5.Синектика
В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Можно предложить разыграть короткий диалог. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
• Excuse me
• Yes
• Can you tell me the time, please?
• Certainly, it’s 6 o’clock
• Thanks
• Not at all
6. Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа при описании какого-нибудь персонажа. Например, необходимо создать новый образ супергероя. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Попробуем собрать образ из данных в таблице.
Возраст
AGE |
Место жительства PLACE OF LIVING |
Средство передвиженияMEANS OF TRANSPORTATION |
Одежда
CLOTHES |
Характер
CHARACTER |
Ребёнок
A CHILD |
Дворец
A PALACE |
Конь
A HORSE |
Спортивный костюм
A TRACKSUIT |
Добрый
KIND |
Подросток
A TEENAGER |
Многоэтажный дом
A BLOCK OF FLATS |
Автомобиль
ROLLS-ROYCE |
Джинсы и свитер
JEANS AND A SWEATER |
Вредный
HARMFUL |
Юноша
A YOUNG MAN |
Лес
A FOREST |
Ролики
SKATERS |
Пиджак и брюки
A JACKET AND TROUSERS |
Нытик
WHINER |
Старик
AN OLD MAN |
Детский сад
A KINDERGARTEN |
Вертолет
A HELICOPTER |
Шорты и футболка, кроссовки
SHORTS, A T-SHIRT, TRAINERS |
Весельчак
HILARIOUS |
Once upon a time there was an old man. He was a real superhero. He lived in the kindergarten. Sometimes he rode the horse. He was wearing a tracksuit. In spite of being a hero, he was a real whiner.
Сколько простора для воображения!
Список использованных источников
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – М.: Наука и жизнь, 2003 г. – 240 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. – Н. 2004. – 336 с.
3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. – М., 2004. – 364 с.
4.https://premiummanagement.com
|