Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

СКАЧАТЬ (1.77 Mb) 28.03.2023, 13:34
Хилькова Екатерина Анатольевна
учитель, МБОУООШ №20 им. М.Ю.Козлова
На данном этапе в системе образования существует такое понятие, как функциональная грамотность.

Что это такое? Простыми словами, ФГ - это умение применять свои знания в разных сферах жизни, умение адаптироваться под окружающий мир. А окружающий мир – это «я» и другие люди.

Поэтому сегодня перед современным учителем стоит задача - создавать на уроках условия для того, чтобы дети учились на практике применять полученные знания. Мы обязаны научить их взаимодействовать с другими людьми. Без этого важного умения ни один человек не сможет решать поставленные перед ним задачи, развивать свои возможности.

Приведу объяснение термина ФГ Виноградовой Н.Ф.:
1 слайд.: «Функциональная грамотность сегодня это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
— способностью строить социальные отношения…;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Заинтересованный в своих учениках преподаватель всегда двигается вперед, отбирает самый интересный материал для уроков, включается в детей, наблюдает за тем, что их вдохновляет и мотивирует.

На своих уроках применяю элементы технологии ТРИЗ. Это универсальное средство для преподавания любого предмета.

Оценочным критерием любой работы является РЕЗУЛЬТАТ. Приемы ТРИЗ прекрасно справляются с задачами: заинтересовать, мотивировать, развить воображение, память и внимание детей и т.д.
Главное, ТРИЗ направлена на развитие умения сотрудничать с другими людьми.

 
2 слайд ТРИЗ
Во-первых, остановимся на слове ТРИЗ. Что это такое? Это теория решения изобретательских задач. С этой технологией я познакомилась еще в далекие 90-ые годы.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения креативных задач в любой сфере знаний, которые способствуют развитию творческого (изобретательского) мышления и качества творческой личности

ТРИЗ, теория, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

 
Приемы на формирование и совершенствование лексических навыков и умения работать в группе
1.Круги на воде.
Прием является универсальным средством активизации лексических знаний обучающихся на стадии закрепления и актуализации полученных знаний.
На этапе рефлексии можно прибегнуть к методу помощью этого приема закрепляются лексические единицы и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т.

2.Метод фокальных объектов
1. Выбираем 1 объект, который хотим наделить новыми функциями, усовершенствовать его: a car
2. Выбираем 3-5 других объектов: fox , computer, roof
3. Определяем характерные свойства: Fox- wild, eats rabbits, computer- up-to-date, expensive, helps to improve my working skills , roof- fixed, safe the house
4. Каждое свойство переносим на фокальный объект:
A wild car eats rabbits
An up-to-date car helps me
Fixed car
5. Выбираем наиболее подходящее словосочетание
Преимущества:
• Развивает речь
• Развивает воображение
• Позволяет создать новые идеи для объектов
• Простой и понятный
• Позволяет преодолеть инерцию мышления
• Помогает найти сильнейшие решения
• Вносит игровой элемент в рутинные процессы. Облегчает выполнение задачи
Недостатки:
• Не получится решить сложную задачу
• Эффективность метода зависит от умения пользоваться ассоциациями и воображением

3.Мозговой штурм
Применяется на различных этапах урока. Обычно проводится в группе 7-15 человек, когда требуется найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Можно выдвигать самые невероятные решения, кажущиеся бредовыми.

 
Приемы для совершенствования навыков чтения


4.Прием Инсерт
- It was interesting to know that…. (I was shocked to know that…..)
- I have known that….. before.
- I want to know more about…
• Мне интересно было узнать, что….
• Я уже слышал о …… раньше.
Я хочу знать больше о

5.Синектика
В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Можно предложить разыграть короткий диалог. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
• Excuse me
• Yes
• Can you tell me the time, please?
• Certainly, it’s 6 o’clock
• Thanks
• Not at all

6. Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа при описании какого-нибудь персонажа. Например, необходимо создать новый образ супергероя. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Попробуем собрать образ из данных в таблице.
Возраст
AGE
Место жительства PLACE OF LIVING Средство передвиженияMEANS OF TRANSPORTATION Одежда
CLOTHES
Характер
CHARACTER
Ребёнок
A CHILD
Дворец
A PALACE
Конь
A HORSE
Спортивный костюм
A TRACKSUIT
Добрый
KIND
Подросток
A TEENAGER
Многоэтажный дом
A BLOCK OF FLATS
Автомобиль
ROLLS-ROYCE
Джинсы и свитер
JEANS AND A SWEATER
Вредный
HARMFUL
Юноша
A YOUNG MAN
Лес
A FOREST
Ролики
SKATERS
Пиджак и брюки
A JACKET AND TROUSERS
Нытик
WHINER
Старик
AN OLD MAN
Детский сад
A KINDERGARTEN
Вертолет
A HELICOPTER
Шорты и футболка, кроссовки
SHORTS, A T-SHIRT, TRAINERS
Весельчак
HILARIOUS

Once upon a time there was an old man. He was a real superhero. He lived in the kindergarten. Sometimes he rode the horse. He was wearing a tracksuit. In spite of being a hero, he was a real whiner.
Сколько простора для воображения!

Список использованных источников
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – М.: Наука и жизнь, 2003 г. – 240 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. – Н. 2004. – 336 с.
3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. – М., 2004. – 364 с.
4.https://premiummanagement.com


Категория: Блоги | Добавил: Spring2023
Просмотров: 514 | Загрузок: 14 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо за материал!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог