Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Приемы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

СКАЧАТЬ (1.77 Mb) 28.03.2023, 13:34
Хилькова Екатерина Анатольевна
учитель, МБОУООШ №20 им. М.Ю.Козлова
На данном этапе в системе образования существует такое понятие, как функциональная грамотность.

Что это такое? Простыми словами, ФГ - это умение применять свои знания в разных сферах жизни, умение адаптироваться под окружающий мир. А окружающий мир – это «я» и другие люди.

Поэтому сегодня перед современным учителем стоит задача - создавать на уроках условия для того, чтобы дети учились на практике применять полученные знания. Мы обязаны научить их взаимодействовать с другими людьми. Без этого важного умения ни один человек не сможет решать поставленные перед ним задачи, развивать свои возможности.

Приведу объяснение термина ФГ Виноградовой Н.Ф.:
1 слайд.: «Функциональная грамотность сегодня это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
— способностью строить социальные отношения…;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Заинтересованный в своих учениках преподаватель всегда двигается вперед, отбирает самый интересный материал для уроков, включается в детей, наблюдает за тем, что их вдохновляет и мотивирует.

На своих уроках применяю элементы технологии ТРИЗ. Это универсальное средство для преподавания любого предмета.

Оценочным критерием любой работы является РЕЗУЛЬТАТ. Приемы ТРИЗ прекрасно справляются с задачами: заинтересовать, мотивировать, развить воображение, память и внимание детей и т.д.
Главное, ТРИЗ направлена на развитие умения сотрудничать с другими людьми.

 
2 слайд ТРИЗ
Во-первых, остановимся на слове ТРИЗ. Что это такое? Это теория решения изобретательских задач. С этой технологией я познакомилась еще в далекие 90-ые годы.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения креативных задач в любой сфере знаний, которые способствуют развитию творческого (изобретательского) мышления и качества творческой личности

ТРИЗ, теория, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

 
Приемы на формирование и совершенствование лексических навыков и умения работать в группе
1.Круги на воде.
Прием является универсальным средством активизации лексических знаний обучающихся на стадии закрепления и актуализации полученных знаний.
На этапе рефлексии можно прибегнуть к методу помощью этого приема закрепляются лексические единицы и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т.

2.Метод фокальных объектов
1. Выбираем 1 объект, который хотим наделить новыми функциями, усовершенствовать его: a car
2. Выбираем 3-5 других объектов: fox , computer, roof
3. Определяем характерные свойства: Fox- wild, eats rabbits, computer- up-to-date, expensive, helps to improve my working skills , roof- fixed, safe the house
4. Каждое свойство переносим на фокальный объект:
A wild car eats rabbits
An up-to-date car helps me
Fixed car
5. Выбираем наиболее подходящее словосочетание
Преимущества:
• Развивает речь
• Развивает воображение
• Позволяет создать новые идеи для объектов
• Простой и понятный
• Позволяет преодолеть инерцию мышления
• Помогает найти сильнейшие решения
• Вносит игровой элемент в рутинные процессы. Облегчает выполнение задачи
Недостатки:
• Не получится решить сложную задачу
• Эффективность метода зависит от умения пользоваться ассоциациями и воображением

3.Мозговой штурм
Применяется на различных этапах урока. Обычно проводится в группе 7-15 человек, когда требуется найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Можно выдвигать самые невероятные решения, кажущиеся бредовыми.

 
Приемы для совершенствования навыков чтения


4.Прием Инсерт
- It was interesting to know that…. (I was shocked to know that…..)
- I have known that….. before.
- I want to know more about…
• Мне интересно было узнать, что….
• Я уже слышал о …… раньше.
Я хочу знать больше о

5.Синектика
В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
Можно предложить разыграть короткий диалог. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
• Excuse me
• Yes
• Can you tell me the time, please?
• Certainly, it’s 6 o’clock
• Thanks
• Not at all

6. Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.

Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа при описании какого-нибудь персонажа. Например, необходимо создать новый образ супергероя. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Попробуем собрать образ из данных в таблице.
Возраст
AGE
Место жительства PLACE OF LIVING Средство передвиженияMEANS OF TRANSPORTATION Одежда
CLOTHES
Характер
CHARACTER
Ребёнок
A CHILD
Дворец
A PALACE
Конь
A HORSE
Спортивный костюм
A TRACKSUIT
Добрый
KIND
Подросток
A TEENAGER
Многоэтажный дом
A BLOCK OF FLATS
Автомобиль
ROLLS-ROYCE
Джинсы и свитер
JEANS AND A SWEATER
Вредный
HARMFUL
Юноша
A YOUNG MAN
Лес
A FOREST
Ролики
SKATERS
Пиджак и брюки
A JACKET AND TROUSERS
Нытик
WHINER
Старик
AN OLD MAN
Детский сад
A KINDERGARTEN
Вертолет
A HELICOPTER
Шорты и футболка, кроссовки
SHORTS, A T-SHIRT, TRAINERS
Весельчак
HILARIOUS

Once upon a time there was an old man. He was a real superhero. He lived in the kindergarten. Sometimes he rode the horse. He was wearing a tracksuit. In spite of being a hero, he was a real whiner.
Сколько простора для воображения!

Список использованных источников
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – М.: Наука и жизнь, 2003 г. – 240 с.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. – Н. 2004. – 336 с.
3. Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. – М., 2004. – 364 с.
4.https://premiummanagement.com


Категория: Блоги | Добавил: Spring2023
Просмотров: 546 | Загрузок: 15 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо за материал!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог