Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


«Реализация межпредметных связей на основе изучения краеведческого материала в практике начальной школы»

СКАЧАТЬ (42.6 Kb) 01.11.2020, 10:10
Лукьянова Елена Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ Бобровская СОШ №2
Семинар для молодых педагогов
Реализация межпредметных связей на основе изучения краеведческого материала в практике начальной школе.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению межпредметными связями на занятиях в начальной школе.
Задачи: познакомить с понятием межпредметные связи;
дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей на основе краеведческого материала;
показать фрагменты уроков с использованием межпредметных связей на основе музейной педагогики;
создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара;
План проведения семинара
1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Вступительная часть
3. Теоретическая часть
4. Практическая часть
5. Рефлексия
6. Итог семинара

Ход занятия
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вступительная часть

По указу президента В.В. Путина 2020 год объявлен годом памяти и славы. Где же хранится память народа? В каком учреждении? Конечно, в музее. Рассмотрим, что такое музей. В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение слову «музей»: « Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Квартира, дом писателя, художника, исторического лица, сохранённые после его смерти как музей».
По этому определению становится понятно, что музей обладает большим познавательным потенциалом, поэтому элементы музейной педагогики, в частности краеведческий материал, я использую в своей практике на уроках и во внеурочное время.
Теоретическая часть
Педагогический словарь даёт следующее определение « музейной педагогике»: «Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Музейная педагогика дает возможность:
-Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
-Сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников.
-Раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала.
-Объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.
-Организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
- Помогает организовать и реализовать межпредметные связи.
Поиски эффективных путей повышения мотивации к обучению в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей. В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др.) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов в любое время. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
В настоящее время важно показать обучающимся связь между учебными предметами , которая является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. А педагогу важно понимать, что межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи, что позволяет нам межпредметная задача. Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит от теоретической направленности познавательных интересов ученика, его стремления к познанию философских, мировоззренческих аспектов в предметных знаниях.
Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся способствует:
- формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей);
- развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);
- формированию диалектико-материалистического мировоззрения, клинического мышления (воспитывающая функция межпредметных связей);
- координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству в выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).
Примеры из практики работы
Примером межпредметных связей является разработанный мной цикл занятий по внеурочной деяеттеельности для 2 класса « Родной край».
Цель: знакомство школьников с историей родного края и предметным миром их предков, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Содержание бесед по курсу помогает ребёнку создать в своём воображении максимально целостную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути достижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами: что такое предмет, его свойства; какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени. Чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком; как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы; многообразие памятников.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная. Теоретические занятия – это беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам.
Цель музейно-педагогической работы с детьми — не только сообщение им определенного количества качественной информации, но и пробуждение творческой активности. Потенциал музея, экспозиция которого включает памятники материальной и духовной культуры, помогает формировать и развивать художественно-творческие способности ребенка. На нем можно построить поисковую, творческую и деятельностную работу с детьми в музейной педагогике с использованием современных мультимедиа в ее практической части.
Данная внеурочная деятельность представлена такими темами: «Экология нашего города», «Поэты и писатели нашего города» « Здесь живет моя семья. Заочное путешествие», « След Великой Отечественной войны в жизни родного края». «Экскурсия в музей. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества», «Знай и люби свой край. Викторина» и др.
Практические занятия по этому курсу – это творческие конкурсы; выставки декоративно – прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления; праздники. Использую также викторины; интеллектуально – познавательные игры, тренинги. Организовываю наблюдения учащихся за событиями в городе, стране; заочные путешествия; акции милосердия; творческие проекты, презентации; проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; сюжетно – ролевые игры гражданского, исторического и патриотического содержания.
Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, родного города, о труде и о родной природе.
Таким образом, музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она помогает ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Всё это делает жизнь ребёнка более интересной и насыщенной, поднимает его культуру, развивает все психические процессы, даёт ему новый инструмент для познания мира.
Важным условием обучения является разнообразие и системность дидактического материала, который дает возможность упорядочить знания учащихся о своем крае. Выбор конкретного задания зависит от темы, целей и этапа урока, содержания краеведческого материала.
Цель краеведческого образования – создать условия для духовно - ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира.
Музейная педагогика и краеведческое образование непосредственно в нашей школе сливаются и воплощаются в кадетское движение, целью которого является: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Организация кадетских классов в Бобровской школе №2 Воронежской области не случайно, так как во – первых школой заложены традиции патриотического воспитания с 1902 года (год строительства школы), во – вторых в школе осваиваются разные профили, в том числе оборонно – спортивный. В 2007 году школой был реализован грандиозный проект «О прошлом память сохраним…», цель которого увековечить память о лётчиках – героях Великой Отечественной войны, сражавшихся за освобождение родного города Боброва. Результатом проекта стало «Торжественное открытие памятника лётчикам» в городе Боброве на улице Гагарина. В 2007 году школа была награждена почётным знаком Правительства РФ «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Кадетские классы – гордость нашей школы. Реализация программы кадетского движения имеет хорошие результаты, ребята учатся с увлечением, а это очень важно. Жизнь, после посвящения в кадеты стала насыщенной и разнообразной: «Кадетские сборы со сдачей нормативов», «Образовательные события, посвящённые «Дню героев России», игры «Лучший разведчик», конкурсы «Лучшей строевой песни», участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», посещение музеев и другие мероприятия. В школе уже много лет работает музей «Истоки», где юные кадеты изучают историю школы и родного края. Конечно – межпредметность для воспитания и обучения кадетов – важное условие успешного обучения и воспитания.
В последние годы регулярно используем в работе краеведческий материал, чтобы показать детям красоту родного края, научить заботливому и бережному отношению к природе. Часто используем при подготовке уроков и внеклассных занятий богатейший материал, накопленный Бобровским краеведческим музеем.
На уроках математики знакомимся с историей земли Воронежской, узнаем научные сведения об окружающей нас природе, совершаем путешествия по лесным тропинкам и водным просторам. Объём краеведческого материала велик, поэтому в своей работе мы выделяем три содержательных блока: исторический, географический, экологический.
Интеграция истории Воронежской области в уроки математики дает ученикам начальной школы предварительный минимум историко - краеведческих знаний. Так, при изучении темы «Нумерация многозначных чисел» были предложены следующие исторические сведения:
• В 1696 г. по указу Петра I была создана верфь для строительства русского флота.
• В 1711 г. Воронеж стал губернским городом, а в 1725г. губерния получила название Воронежской.

Задание: запишите цифрами многозначные числа.
Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя связь с природоведением. Рассмотрим примеры некоторых заданий.
• Протяженность Воронежской области с севера на юг 278 км и с запада на восток – 362 км.
Задание: составьте с этими данными задачу, которая решается вычитанием.
• Дивногорский Успенский монастырь, расположенный в Лискинском районе на меловых горах, основан в ХVII веке.
Задание: запишите дату римскими цифрами.
• «Идеальный» дуб - главная достопримечательность Шипова леса. Замечательное дерево в возрасте 170 лет возвышается к небу на высоту около 40 метров.
Задание: выпишите многозначные числа, укажите количество десятков.
• Усманский заповедный лес стал знаменитым и заповедным еще со времен Петра I.
2013 – 81 = 1932
• В 1932 г.в заповеднике создали единственный в стране бобровский питомник.
2013 – 28 = 1985
• В 1985 г. Решением ЮНЕСКО Воронежскому заповеднику был присвоен статус биосферного.
2013- 4=2009
• В 2009 г. в состав Воронежского заповедника включен заказник «Каменная степь».
После каждого решения – краткая беседа- сообщение.
На уроках математики используем задачи экологического характера.
• Несколько тысяч птиц гнездятся на территории Шипова леса. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день 300 гусениц, дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Таким образом, систематическая работа по использованию краеведческого материала на уроках математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, способствует формированию национального самосознания.
Целесообразно также использовать краеведческий материал на уроках окружающего мира. Приведём пример фрагмента урока окружающего мира в 3 классе по теме «Музей Предметы старины». Кстати, экспонаты реально существующие, сохранившиеся до наших дней, которые мы взяли из школьного музея «Истоки».
«- Сейчас вы будете работать в группах. Постарайтесь более подробно описать старинные предметы. Помочь вам может информация в учебнике окружающего мира автор Поглазова О.Т. (2 часть) с. 122 -132
Работать будете по плану, заполняя табличку. Вы можете вклеивать найденную информацию или вписывать. Попробуйте определить, как называется тот или иной предмет.


План описания музейного экспоната:
1.Что такое и как называется?__________________________________________________________
2. Цвет_________________________________________________________________________
3. Форма , размер_____________________________________________________________________
4. Материал, из которого изготовлен_____________________________________________________
5.Детали______________________________________________________________________
6. Применение___________________________________________________________________
7.Моё впечатление от предмета_________________________________________________________
- Представим, что вы экскурсоводы. Каждая группа расскажет, что же вы узнали о своих экспонатах. Попробуйте очень интересно представить экспонат».
Практическая часть
А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна разработать мероприятия по плану:
1. Название мероприятия
2. Цель мероприятия
3. Краткое содержание мероприятия (основные этапы работы)
4. Итог (конечный продукт)

Группа 1 -красный жетон. Задание: Разработать урок мужества (классный час). Можно взять за основу изучение музейных материалов.
Группа 2 - зелёный жетон. Задание: Творческая организация акции «Бессмертный полк» (это может в дальнейшем стать реализованным проектом). Например, «Бессмертный полк», состоящий из ветеранов - учителей, участников ВОВ и т. д.
Группа 1 - синий жетон. Задание: Разработать квест- игру «Песни военных лет»
Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Чтобы подвести итоги, заполните анкету.
Учитель( ФИО)_________________________________
1. Оцените практическую значимость посещенного Вами семинара:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Соответствовал ли семинар Вашим ожиданиям?
ДА НЕТ

3. Вы планируете использовать полученные материалы семинара для дальнейшей работы?
ДА НЕТ
4. Ваши пожелания и рекомендации о проведенном семинаре?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Список литературы
1. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.
2. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
3. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.


Категория: Блоги | Добавил: lenaluckyanowa2012
Просмотров: 420 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Материал поможет молодым специалистам улучшить свои педагогические компетенции!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог