Сегодня: 05.12.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


«Реализация межпредметных связей на основе изучения краеведческого материала в практике начальной школы»

СКАЧАТЬ (42.6 Kb) 01.11.2020, 10:10
Лукьянова Елена Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ Бобровская СОШ №2
Семинар для молодых педагогов
Реализация межпредметных связей на основе изучения краеведческого материала в практике начальной школе.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению межпредметными связями на занятиях в начальной школе.
Задачи: познакомить с понятием межпредметные связи;
дать представление о роли учителя в организации межпредметных связей на основе краеведческого материала;
показать фрагменты уроков с использованием межпредметных связей на основе музейной педагогики;
создать условия для активного взаимодействия с участниками семинара;
План проведения семинара
1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Вступительная часть
3. Теоретическая часть
4. Практическая часть
5. Рефлексия
6. Итог семинара

Ход занятия
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вступительная часть

По указу президента В.В. Путина 2020 год объявлен годом памяти и славы. Где же хранится память народа? В каком учреждении? Конечно, в музее. Рассмотрим, что такое музей. В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даётся такое определение слову «музей»: « Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Квартира, дом писателя, художника, исторического лица, сохранённые после его смерти как музей».
По этому определению становится понятно, что музей обладает большим познавательным потенциалом, поэтому элементы музейной педагогики, в частности краеведческий материал, я использую в своей практике на уроках и во внеурочное время.
Теоретическая часть
Педагогический словарь даёт следующее определение « музейной педагогике»: «Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Музейная педагогика дает возможность:
-Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
-Сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников.
-Раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала.
-Объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.
-Организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
- Помогает организовать и реализовать межпредметные связи.
Поиски эффективных путей повышения мотивации к обучению в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей. В исследованиях известных ученых-педагогов (И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др.) межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов в любое время. Прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
В настоящее время важно показать обучающимся связь между учебными предметами , которая является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни. А педагогу важно понимать, что межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей: как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки; каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении воспитательного эффекта обучения?
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи, что позволяет нам межпредметная задача. Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит от теоретической направленности познавательных интересов ученика, его стремления к познанию философских, мировоззренческих аспектов в предметных знаниях.
Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации познавательной деятельности учащихся способствует:
- формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей);
- развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);
- формированию диалектико-материалистического мировоззрения, клинического мышления (воспитывающая функция межпредметных связей);
- координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству в выработке единых педагогических требований в коллективе, единой трактовке общенаучных комплексных форм организации учебно-воспитательного процесса (организационная функция межпредметных связей).
Примеры из практики работы
Примером межпредметных связей является разработанный мной цикл занятий по внеурочной деяеттеельности для 2 класса « Родной край».
Цель: знакомство школьников с историей родного края и предметным миром их предков, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Содержание бесед по курсу помогает ребёнку создать в своём воображении максимально целостную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути достижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами: что такое предмет, его свойства; какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени. Чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком; как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы; многообразие памятников.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная. Теоретические занятия – это беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам.
Цель музейно-педагогической работы с детьми — не только сообщение им определенного количества качественной информации, но и пробуждение творческой активности. Потенциал музея, экспозиция которого включает памятники материальной и духовной культуры, помогает формировать и развивать художественно-творческие способности ребенка. На нем можно построить поисковую, творческую и деятельностную работу с детьми в музейной педагогике с использованием современных мультимедиа в ее практической части.
Данная внеурочная деятельность представлена такими темами: «Экология нашего города», «Поэты и писатели нашего города» « Здесь живет моя семья. Заочное путешествие», « След Великой Отечественной войны в жизни родного края». «Экскурсия в музей. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества», «Знай и люби свой край. Викторина» и др.
Практические занятия по этому курсу – это творческие конкурсы; выставки декоративно – прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления; праздники. Использую также викторины; интеллектуально – познавательные игры, тренинги. Организовываю наблюдения учащихся за событиями в городе, стране; заочные путешествия; акции милосердия; творческие проекты, презентации; проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; сюжетно – ролевые игры гражданского, исторического и патриотического содержания.
Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, родного города, о труде и о родной природе.
Таким образом, музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она помогает ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Всё это делает жизнь ребёнка более интересной и насыщенной, поднимает его культуру, развивает все психические процессы, даёт ему новый инструмент для познания мира.
Важным условием обучения является разнообразие и системность дидактического материала, который дает возможность упорядочить знания учащихся о своем крае. Выбор конкретного задания зависит от темы, целей и этапа урока, содержания краеведческого материала.
Цель краеведческого образования – создать условия для духовно - ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира.
Музейная педагогика и краеведческое образование непосредственно в нашей школе сливаются и воплощаются в кадетское движение, целью которого является: формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Организация кадетских классов в Бобровской школе №2 Воронежской области не случайно, так как во – первых школой заложены традиции патриотического воспитания с 1902 года (год строительства школы), во – вторых в школе осваиваются разные профили, в том числе оборонно – спортивный. В 2007 году школой был реализован грандиозный проект «О прошлом память сохраним…», цель которого увековечить память о лётчиках – героях Великой Отечественной войны, сражавшихся за освобождение родного города Боброва. Результатом проекта стало «Торжественное открытие памятника лётчикам» в городе Боброве на улице Гагарина. В 2007 году школа была награждена почётным знаком Правительства РФ «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». Кадетские классы – гордость нашей школы. Реализация программы кадетского движения имеет хорошие результаты, ребята учатся с увлечением, а это очень важно. Жизнь, после посвящения в кадеты стала насыщенной и разнообразной: «Кадетские сборы со сдачей нормативов», «Образовательные события, посвящённые «Дню героев России», игры «Лучший разведчик», конкурсы «Лучшей строевой песни», участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», посещение музеев и другие мероприятия. В школе уже много лет работает музей «Истоки», где юные кадеты изучают историю школы и родного края. Конечно – межпредметность для воспитания и обучения кадетов – важное условие успешного обучения и воспитания.
В последние годы регулярно используем в работе краеведческий материал, чтобы показать детям красоту родного края, научить заботливому и бережному отношению к природе. Часто используем при подготовке уроков и внеклассных занятий богатейший материал, накопленный Бобровским краеведческим музеем.
На уроках математики знакомимся с историей земли Воронежской, узнаем научные сведения об окружающей нас природе, совершаем путешествия по лесным тропинкам и водным просторам. Объём краеведческого материала велик, поэтому в своей работе мы выделяем три содержательных блока: исторический, географический, экологический.
Интеграция истории Воронежской области в уроки математики дает ученикам начальной школы предварительный минимум историко - краеведческих знаний. Так, при изучении темы «Нумерация многозначных чисел» были предложены следующие исторические сведения:
• В 1696 г. по указу Петра I была создана верфь для строительства русского флота.
• В 1711 г. Воронеж стал губернским городом, а в 1725г. губерния получила название Воронежской.

Задание: запишите цифрами многозначные числа.
Особенно полезно использовать математику для усвоения географического краеведения, осуществляя связь с природоведением. Рассмотрим примеры некоторых заданий.
• Протяженность Воронежской области с севера на юг 278 км и с запада на восток – 362 км.
Задание: составьте с этими данными задачу, которая решается вычитанием.
• Дивногорский Успенский монастырь, расположенный в Лискинском районе на меловых горах, основан в ХVII веке.
Задание: запишите дату римскими цифрами.
• «Идеальный» дуб - главная достопримечательность Шипова леса. Замечательное дерево в возрасте 170 лет возвышается к небу на высоту около 40 метров.
Задание: выпишите многозначные числа, укажите количество десятков.
• Усманский заповедный лес стал знаменитым и заповедным еще со времен Петра I.
2013 – 81 = 1932
• В 1932 г.в заповеднике создали единственный в стране бобровский питомник.
2013 – 28 = 1985
• В 1985 г. Решением ЮНЕСКО Воронежскому заповеднику был присвоен статус биосферного.
2013- 4=2009
• В 2009 г. в состав Воронежского заповедника включен заказник «Каменная степь».
После каждого решения – краткая беседа- сообщение.
На уроках математики используем задачи экологического характера.
• Несколько тысяч птиц гнездятся на территории Шипова леса. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день 300 гусениц, дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
Таким образом, систематическая работа по использованию краеведческого материала на уроках математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, способствует формированию национального самосознания.
Целесообразно также использовать краеведческий материал на уроках окружающего мира. Приведём пример фрагмента урока окружающего мира в 3 классе по теме «Музей Предметы старины». Кстати, экспонаты реально существующие, сохранившиеся до наших дней, которые мы взяли из школьного музея «Истоки».
«- Сейчас вы будете работать в группах. Постарайтесь более подробно описать старинные предметы. Помочь вам может информация в учебнике окружающего мира автор Поглазова О.Т. (2 часть) с. 122 -132
Работать будете по плану, заполняя табличку. Вы можете вклеивать найденную информацию или вписывать. Попробуйте определить, как называется тот или иной предмет.


План описания музейного экспоната:
1.Что такое и как называется?__________________________________________________________
2. Цвет_________________________________________________________________________
3. Форма , размер_____________________________________________________________________
4. Материал, из которого изготовлен_____________________________________________________
5.Детали______________________________________________________________________
6. Применение___________________________________________________________________
7.Моё впечатление от предмета_________________________________________________________
- Представим, что вы экскурсоводы. Каждая группа расскажет, что же вы узнали о своих экспонатах. Попробуйте очень интересно представить экспонат».
Практическая часть
А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна разработать мероприятия по плану:
1. Название мероприятия
2. Цель мероприятия
3. Краткое содержание мероприятия (основные этапы работы)
4. Итог (конечный продукт)

Группа 1 -красный жетон. Задание: Разработать урок мужества (классный час). Можно взять за основу изучение музейных материалов.
Группа 2 - зелёный жетон. Задание: Творческая организация акции «Бессмертный полк» (это может в дальнейшем стать реализованным проектом). Например, «Бессмертный полк», состоящий из ветеранов - учителей, участников ВОВ и т. д.
Группа 1 - синий жетон. Задание: Разработать квест- игру «Песни военных лет»
Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Чтобы подвести итоги, заполните анкету.
Учитель( ФИО)_________________________________
1. Оцените практическую значимость посещенного Вами семинара:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Соответствовал ли семинар Вашим ожиданиям?
ДА НЕТ

3. Вы планируете использовать полученные материалы семинара для дальнейшей работы?
ДА НЕТ
4. Ваши пожелания и рекомендации о проведенном семинаре?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Список литературы
1. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.
2. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
3. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.


Категория: Блоги | Добавил: lenaluckyanowa2012
Просмотров: 39 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Материал поможет молодым специалистам улучшить свои педагогические компетенции!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.12.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог