Методическая разработка
«Система работы по обучению сочинению по картине в 5-9 классах»
Глава 1. Актуальность темы
Сочинение по картине рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи учащихся, предусматривающей последовательное развитие у школьников определенных коммуникативных умений и навыков самостоятельной работы над этим видом сочинения.
Одна из основных задач современной школы – развитие речи детей как показателя уровня культурного человека, его интеллекта, кругозора.
Задача учителя русского языка – сформировать коммуникативно – целесообразную речь, характеризующуюся точностью, образностью, выразительностью. Эти задачи делают данную тему самообразования актуальной и важной, ибо в системе работы по развитию речи трудно переоценить значение такого вида упражнения как детское сочинение.
Тема работы актуальна еще и потому, что картина имеет огромное значение в развитии умственных способностей, активизации мышления детей. Любая сюжетная картина с психологической точки зрения – это мыслительная проблема для ребенка. Художественные полотна способны удовлетворить психологическую природу детей с конкретностью мышления, эмоциональной выразительностью, живостью воображения. Картина – излюбленный объект восприятия детей. В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они видят в жизни, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.
Рассматривание картин приучает детей вдумчиво относиться к фактам и явлениям искусства и жизни, развивает в них широту мысли, любовь к обобщениям, критическое чутье. Произведения живописи являются источником ярких впечатлений, они воздействуют на эмоции детей, являясь основой осмысленного связного высказывания.
Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Работа с художественными полотнами способствует и обогащению речи детей. Как правило, она становится более выразительной не только за счет употребления эпитетов, метафор, сравнений, но и за счет инверсий, междометий, частиц, олицетворений и многих других художественных средств.
Об актуальности темы работы говорит и тот факт, что проблема использования живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает к себе внимание многих методистов, педагогов, психологов.
В вопросах целесообразности использования живописи при обучении учащихся сочинению в методической науке нет единого мнения. Так, некоторые, еще дореволюционные методисты, (В.А.Игнатьева, В.Балталон) считали, что при использовании картины для обучения сочинению возникают многие трудности: речь детей не развита, поэтому они не могут описать художественное полотно. Картина неподвижна и нема, а дети любят движение и живую речь; в работе с картиной нет образца правильной речи и т.п.
Тихеева Е.И., более современный автор работ по развитию речи, также считает, что художественное полотно не может быть использовано для обучения, им необходимо только любоваться, анализ картины убивает чувство, настроение.
С подобной точкой зрения трудно согласиться, т.к. художественное полотно должно предлагаться детям не только для любования, но и как средство познания мира. Такие авторы как Львов М.Р., Воробьева В.И., Ходякова Л.А. отмечают, что в использовании картины для развития речи детей важно отобрать доступные детям произведения, организовать работу так, чтобы она служила задачам развития чувств, обучения, обогащения.
Глава 2. Система работы по обучению сочинению по картине
1). Роль картин в личностном развитии учащихся
С точки зрения Л.Н. Толстого сочинение – это «средство художественного развития учащихся». К.Д. Ушинский писал: «Среди источников наиболее доступных на начальной стадии обучения является картина. Ею удобно пользоваться, она дает учащимся много материала, воздействует на их чувства». На уроках данного вида есть возможность совместного восприятия учителя и учащимися произведения изобразительного искусства, формируется визуальное мышление, художественное восприятие, собственное индивидуальное отношение к искусству, создается специфическая гуманистическая среда для развития такого сложного личностного образования как «Я – концепция». Под «Я - концепцией» мы понимаем структурированную, относительно устойчивую систему представлений человека о себе, в которую входит интерпретация своих качеств в совокупности с их оценкой, а также субъективное восприятие и реагирование на происходящие события.
В большинстве своем лучше использовать картины, доступные детскому восприятию, передающие эмоции, настроение, чувства людей и отражающие взаимоотношения между ними. Это развивает способность ребенка перенести на себя состояние других, пережить это состояние как свое собственное (другими словами способность к эмпатии), тем самым получает возможность самоуглубления и самопознания.
Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение – это один из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни»,- указала М.А. Рыбникова.
Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Рассматривание картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств способствуют развитию у школьников глубокого восприятия произведений искусства. Дети не только видят, что изображено на полотне, но и, по мнению психолога Б.М. Теплова, стараются понять, что испытывает автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передает художник, эмоционально пережить его и поразмыслить над ним.
Изобразительное искусство заняло прочное место на уроках русского языка и литературы, где произведения живописи используются для активизации познавательной деятельности школьников, её стимулирования и мотивации, освоения некоторых разделов грамматики и орфографии, развития речи детей.
Таким образом, картина несет в себе художественный потенциал, эстетическую нагрузку, которую необходимо реализовать, раскрыть. Основное назначение художественного произведения (повторюсь) побудить в человеке прекрасное, заставить его сопереживать, задуматься.
Сочинение позволяет одновременно решать задачи развития, обучения, воспитания.
Система работы над сочинением по картине определяется следующими задачами:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах;
- формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие учащихся.
2). Этапы работы по обучению детей сочинению по картинам
«Сочинение, наряду с другими видами работ по развитию мышления и речи, в продуманной системе должно привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами»,- как отмечает З.И.Романовская. В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.
I Подготовка учителя к сочинению по картине
Определение основных задач урока, выделение тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
Выбор картины в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия детей.
Анализ картины, определение её предметного содержания, подтекста, основного замысла (идей), средств художественной выразительности. Данный этап включает в себя определение средств, помогающих детям воспринимать и понимать произведение изобразительного искусства, системы работы учащихся для подготовки к сочинению по картине. Анализируя картину, учитель должен обратить внимание на формат картины, её содержание, композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.
Изучение биографии и творчества художника, истории создания картины и её дальнейшей судьбы.
Составление плана урока, формулировка вопросов для беседы с учащимися, выявление последовательности анализа картины, выделение возможных микротем, определение языковых средств, адекватных изобразительным.
II. Подготовка учащихся к сочинению по картине
Рассматривание детьми репродукции картины или подлинника в музее.
Использование «корреспондентского (репортерского) блокнота» для записей учащимися своих впечатлений и полученной информации. Каждый листок блокнота служит для записей по определенной микротеме будущего сочинения. Учащиеся заполняют эти листки постепенно. Если заранее не сообщается название картины, то на одном из листков учащийся пишет предполагаемое название, другие листки могут быть посвящены данным о жизни и творчестве художника, героям картины (если это сюжетное произведение), цветовому решению (колориту), освещению, настроению, собственному отношению ребенка к картине. На каждом листке в соответствии с заданной темой (микро) учащийся может подбирать необходимые языковые средства.
Подготовительные упражнения на уроках русского языка. Такие упражнения проводятся в течение 7-10 дней до написания сочинения. Они предполагают содержательную и языковую подготовку к сочинении. К ним относятся диктант, творческое изложение, сочинение – миниатюра по наблюдениям или по опорным словам, лексико - орфографические упражнения по заданной тематике, написание начала и конца будущего сочинения и др.
На уроках литературы учащиеся могут знакомиться с художественными произведениями, близкими к картинам по теме или настроению.
III. Урок обучающего сочинения по картине
Введение учащихся в определенную речевую ситуацию, определение темы и задач урока.
Подготовка учащихся к восприятию картины.
Подготовка к восприятию картины может быть в зависимости от задач содержательной и эмоциональной.
Содержательная подготовка предполагает знакомство учащихся с определенным временем (эпохой) и местом действия (если они мало понятны учащимся), проведение беседы о художнике (его жизни, творчестве, отдельных произведениях).
Эмоциональная подготовка проводится в том случае, когда основной задачей работы над картиной является пробуждение у школьников чувств, определенного настроения, связанных с картиной и формирование умения выражать чувства и мысли в письменной форме. Для реализации данной задачи могут быть использованы соответствующие музыкальные и художественные произведения, определенное оформление класса, проведено сопоставление картины с личными наблюдениями учащихся. Сравнение картины, музыкального и художественного произведений, личных впечатлений детей идет под знаком единой эмоциональной доминанты. Дети на этом этапе определяют, что одни и те же чувства могут быть вызваны различными видами искусства, обладающими различными средствами выразительности, а также что эти чувства могут быть вызваны и разнообразными жизненными впечатлениями.
Молчаливое (первичное) рассматривание картины.
Беседа по картине. Коллективный её анализ под руководством учителя.
Выявление основных микротем.
Коллективное или самостоятельное ( в зависимости от подготовленности класса) составление плана сочинения.
Коллективное составление рассказа или устного описания.
Определение совместно с учащимися возможного типа текста (описание, повествование, рассуждение) и стиля будущего сочинения. Работа над языковыми средствами.
Орфографическая подготовка.
Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.
Самопроверка учащимися полученного результата. Первичное редактирование речевого высказывания.
IV. Проверка сочинений учащимися, их анализ учителем.
Анализ и исправление ошибок, допущенных учащимися в речевом высказывании.
Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.
Самостоятельное редактирование учащимися текста.
Глава 3. Виды деятельности при подготовке к сочинению по картине в 5-9 классах
5 класс
Название картины
Виды деятельности при подготовке к написанию сочинения по картине
А.А.Пластов
«Летом» 1.Знакомство с творчеством А.А.Пластова (по материалам книги Ариадны Жуковой «Пластов из Прислонихи»).
2.Оформление стенда «А.А.Пластов».
3.Сравнительный анализ двух образцов сочинений сверстников (рабочая карточка на каждого ученика).
Ф.Толстой
«Цветы, фрукты, птицы» 1.Рисование натюрморта «Полевые цветы» на уроке изобразительного искусства.
2.Коллективная беседа по содержанию картины, выявление авторского замысла.
3.Составление подробного плана с опорными словами.
П.П.Кончаловский
«Сирень в корзине» 1.Рассматривание нескольких натюрмортов П.Кончаловского с изображением сирени.
2.Презентация к уроку.
3.Устное словесное сочинение с карточкой – опорой «Цветовые прилагательные».
Г.Г.Нисский
«Февраль. Подмосковье» 1.Путешествие по книге Н.Надеждиной «Какого цвета снег?»
2.Сравнительный анализ двух картин Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» и «Подмосковная зима».
3.Карточка «Опорные слова».
И.Э.Грабарь
«Февральская лазурь» 1.Экскурсия-наблюдение за изменениями в природе (березовая аллея села Усть-Вымь)
2.Урок музыки по теме: «П.И.Чайковский «Времена года» - «Февраль».
3.Урок внеклассного чтения «Весна в стихотворениях русских поэтов».
4.Творческий диктант, предваряющий написание сочинения по картине.
5.Устное описание картины в классе.
Ф.П.Решетников
«Опять двойка» 1.Экскурсия в краеведческий музей – беседа по теме: «Быт советского народа в 60-е годы XX века».
2.Презентация к уроку(план описания картины).
3.Прием «живая картина» (инсценировка учащимися эпизода «Диалог мамы с сыном»).
4.Работа над выбором эпиграфа к сочинению (сопоставление пословиц и поговорок с основной мыслью картины).
5.Выявление микротем картины.
6.Сочинение от имени одного из героев картины.
А.Н.Комаров
«Наводнение» 1.Экскурсия – наблюдение за изменениями в природе на реке.
2.Рисование зайца на уроке изобразительного искусства.
3.Чтение и анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (внеклассное чтение).
4.Сочинение – повествование с элементами описания.
О.Попович
«Не взяли на рыбалку» 1.Работа над особенностью жанра – рисунок.
2.Пластическое воплощение детьми действий и настроения героев картины.
3.Сичинение – миниатюра с опорой на ключевые слова.
6 класс
Название картины
Виды деятельности при подготовке к написанию сочинения по картине
А.М.Герасомов
«После дождя»
(Мокрая терраса) 1.Проблемная ситуация «Как художнику удалось передать влажный блеск предметов?»
2.Устное описание картины по готовому развернутому плану.
3.Словарная работа по упр.61 учебника «Русский язык».
Т.Я.Яблонская
«Утро» 1.Предварительное задание: найти информацию о художнице.
2.Портрет и интерьер как средства передачи идеи картины.
3.Сосавление сложного плана сочинения.
4.Словарная работа по упр. 176 учебника «Русский язык».
Н.П.Крымов
«Зимний вечер» 1.Экскурсия – наблюдение за изменениями в природе (уловить момент перехода дня в вечер).
2.Выставка репродукций зимних пейзажей русских художников.
3.Рисование «Зима в Усть-Выми» на уроке ИЗО.
4.Карточка – опора «Палитра художника».
5.Анализ музыкального фрагмента Г.Свиридова «Пастораль».
6.Работа с искусствоведческим текстом (И.Б.Порто) как основы для создания своего высказывания.
Е.В.Сыромятникова
«Первые зрители» 1.Прием «миниатюры – зарисовки» на основе вопросов.
2.Анализ особенностей композиции картины. Работа над деформированным текстом. Восстановление последовательности расположения частей.
3.Прием «дорисуйте картину» (можно ли предположить, что изображено художником на картине?).
4.Беседа «Мастерская художника» в историко-этнографическом музее (знакомство с картинами местных художников).
7 класс
Название картины
Виды деятельности при подготовке к написанию сочинения по картине
И.Бродский
«Летний сад осенью» 1.Экскурсия – наблюдение за изменениями в природе (школьный сад, обмен своими ощущениями, впечатлениями).
2.Прием «Вхождение в картину» (рассказ от 1 лица).
3.Подбор стихотворений русских поэтов об осени.
4.Выставка «Осень в картинах русских художников».
5.Карточка: простой план сочинения, опорные слова.
В.Хабаров
«Портрет Милы» 1.Особенности жанра «портрет».
2.Классный час по теме: Мои увлечения».
3.Прием «Установи последовательность событий» (собрать связный текст по опорным предложениям).
И.Попов
«Первый снег» 1.Наблюдения за изменениями в природе (первый снег в этом году).
2.Прием «Речевая разминка».
3.Сопоставление
4.Изменение жанра сочинения (дневниковые записи).
5.Карточка: простой план и опорные слова.
Е.М.Широков
«Друзья» 1.Н.А.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц» (анализ стихотворения на уроке литературы).
2.Урок внеклассного чтения «Что такое дружба?» (по рассказам о дружбе между человеком и собакой).
3.Прием «письмо от своего имени герою картины» (сочинение).
А.Сайкина
«Детская спортивная школа» 1.Задание: сбор пословиц о здоровье, информации по теме: Спортивные школы».
2.Прием «репортаж с места событий».
3.Практикум: Что такое интервью?» (с участием журналиста районной редакции газеты «Вперед»).
4.Карточка: вопросы – опоры для интервью.
5.Сочинение – репортаж о работе ДЮСШ с. Усть-Вымь (картина служит лишь источником для создания собственного высказывания).
С.Григорьев
«Вратарь» 1.Урок развития речи в форме игры в футбол команд «Олимп» и «Юниор».
2.Составление таблицы «Средства связи между частями текста».
3.Коллективное составление плана сочинения.
4.Работа с фрагментами картины (описание героев).
5.Карточка (план и опорные слова).
К.Ф.Юон
«Конец зимы. Полдень» 1.Проблемная ситуация «Удалось ли автору нарисовать картину конца зимы и начала весны?»
2.Жанр сочинения – телепередача из цикла «Времена года».
3.Словарь выразительных средств (например, перифраз «утро года» и др).
4.Самостоятельное составление плана «Сюжетный мир картины».
5.Презентация к уроку.
8 класс
Название картины
Виды деятельности при подготовке к написанию сочинения по картине
С.Герасимов
«Церковь Покрова на Нерли»,
С.И.Баулин
«Храм Покрова на Нерли» 1.Выставка «Творчество С.В.Герасимова».
2.Урок – написание изложения по тексту Е.И.Осетрова «Живая Древняя Русь».
3.Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Душа хранит».
4.Беседа «Храм Покрова на Нерли – вершина древнерусского зодчества».
5.Рассказ о жизни и смерти Андрея Боголюбского (урок истории).
6.Экскурсия: «Архитектура Стефановской церкви».
7.Сочинение публицистического стиля – сравнение изображения храма Покрова на Нерли на картинах двух художников.
И.Шевандронова
«На террасе» 1.Обзор новинок приключенческой литературы (сельская библиотека).
2.Сопоставление картин И.Шевандроновой «В сельской библиотеке» и «На террасе».
3.Презентация «Картины И.Шевандроновой».
4.Сочинение – характеристика юноши, героя картины «На террасе».
Ю.Ракша
«Проводы ополчения» 1.Познание истории через слово: Ю.Ракша «Мое «Поле Куликово». Работа с текстами из повести «Задонщина» («Куликовская битва» и «Сказание о Мамаевом побоище»).
2.Рассказ о трагической судьбе художника и о создании триптиха «Поле Куликово».
3.Куликовская битва (урок истории).
4.Анализ стихотворения А.А.Блока «На поле Куликовом».
5.Понятие «групповой портрет».
6.Сбор и обработка информации о картине в Интернете.
7.Сочинение – описание по предложенному плану.
К.Ф.Юон
«Новая планета» 1.Презентация к уроку «Творчество К.Ф.Юона».
2.Сравнение картин, близких по теме: «Новая планета» К.Ф.Юона и «Последний день Помпеи» К.Брюллова.
3.Карточка «Толковый словарик (символизм, катаклизм, фантастика и др.)
4.Беседа «Особенности цветовой символики картины.
5.Сочинение – размышление о будущем нашей планеты.
Ю.И.Пименов
«Спор» 1.Диспут «Культура поведения при споре» (классный час).
2.Прием «расширить границы картины» (О чем спорят персонажи картины?).
3.Карточка – план описания внешности человека.
4.Работа по заданию упр.265 учебника «Русский язык».
5.Сочинение – «Памятка для спорщиков».
В.Е.Попков
«Осенние дожди» 1. «Болдинская осень А.С.Пушкина» (урок литературы).
2.»Осенние дожди» (Пушкин) – прощальное произведение Попкова. Рассказ о жизни и творчестве художника.
3.История создания картины – близость к авто портретному жанру.
4.Особенности жанра картины: портрет и пейзаж.
5.Создание «Словарика настроений».
6.Жанр сочинения – отзыв о картине.
В.Репка
«Водитель Валя» 1.Беседа «Женские профессии XXI века (кл.час).
2.Сопоставление женских портретов Леонардо да Винчи, В.Серова и В.Репки.
3.Выявление характера персонажа на основе его внешнего вида.
4.Жанр сочинения: заметка в газете «Женщина за рулем…» с включением диалога, интервью.
9 класс
Название картины
Виды деятельности при подготовке к написанию сочинения по картине
Т.Назаренко
«Церковь Вознесения на улице Неждановой» 1.Прием «вхождение в картину».
2.Составление плана сочинения в нескольких вариантах.
3.Словарик «Архитектура храма».
4.Сочинение – зарисовка с элементами рассуждения.
В.Цыплаков
«Мороз и солнце» 1.Проблемный вопрос: «Чему так радуется человек, изображенный на картине?»
2.Учебный диалог по содержанию картины. Особенности композиции (на переднем плане, слева, справа, в центре).
3.Сопоставление картины «Мороз и солнце» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
4.Задание: сочинить свои строки о зиме или создать пейзажную зарисовку «Зима в деревне».
5.Словарик терминов (колорит, светотень, композиция).
И.А.Тихий
«Аисты» 1.Беседа «Аисты – верные птицы» (классный час).
2.Учебный диалог – выявление идеи картины: «путь во взрослую жизнь».
3.Словарик: цветовая символика картины.
4.Анализ стихотворений О.Бондаря «Аисты» и Б. Окуждавы «Аисты».
5.Презентация к уроку.
6.Сочинение по жанру – дневниковые записи.
В.П.Фельдман
«Родина» 1.Тема Родины в стихотворениях русских поэтов.
2.Классный час по теме: «Береза – символ России».
3.Встеча с ветеранами Великой Отечественной войны.
4.Описание героя картины на основе внешних признаков.
5.Сочинение публицистического характера по данному началу. (Упр. 166 учебника «Русский язык»).
Н.М.Ромадин
«Село Хмелевка» 1.Рассказ о художнике «Ромадин Н.М. – мастер символико-экспрессионистического пейзажа».
2.Экскурсия в краеведческий музей с целью знакомства с картинами местных художников и работы с «Книгой отзывов».
3.Описание места действия (с какой точки зрения, откуда автор видит то, что изображено на полотне?)
4.Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под её воздействием.
5.Сочинение: отзыв о картине.
Глава 4. Система упражнений по развитию речи учащихся
Для того, чтобы у учащихся на некоторых этапах не возникало трудностей, учеными разработана система упражнений по развитию речи школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Первая группа упражнений
предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений, как умение определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками. Сюда входят следующие упражнения:
1.Рассматривание картины без предварительной установки учителя.
2.Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.
3.Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины. («Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали»).
4.Определение «звучания» картины ( «Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?»)
5. «Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»)
6.Определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина».)
7. Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)
Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:
1.Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины.
2.Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например, с помощью словаря настроений.
3.Перенос содержания и настроения из одного вида искусства в другой. («Нарисуйте красками музыку, которую вы слышите»; «Нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения» и т.д.)
4.Сопоставление основной мысли картины с пословицами.
5.Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем.
6.Сравнение картин, сходных по настроению.
7.Сравнение картин, контрастных по настроению.
8.Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах.
9.Пластическое воплощение детьми ( с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.
Третья группа упражнений
направлена на формирование умения выполнять доступный школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда могут входить следующие упражнения:
1.Объяснение названия картины учащимися. « Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте свое мнение».
2.Придумывание названия (озаглавливание) картины. «Придумайте свое название для этой картины. Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?»
3.Сравнение названий: придуманных детьми, с авторским или с тем, которое известно сейчас.
4.Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.
5.Определение по заголовку содержания, темы картины.
6.Выделение (опознавание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.
7.Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.
8.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства.
9.Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации.
10.Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. (Как, с помощью каких средств художник сумел выразить настроение?)
11.Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
12. Отнесение картины к какому – либо живописному жанру на основе ее целостного анализа. («К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод?»; «Что такое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем? Обоснуйте свое мнение».)
13.Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.
14. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части»; «Определите, как связаны между собой части текста»; «Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте».)
Четвертая группа упражнений
предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:
Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися.
Работа с карточками контекстуальных синонимов. «Прочитайте слова на карточке, например, художник, живописец, автор картины. Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, беседе по картине, так и в своих сочинениях. Попробуйте составить предложения с этими словами».
Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально – экспрессивной окраске. «Рассмотрите картину. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову «желтый» близкие по значению слова. С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображенных на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову большие? Объясните значение слова «простор». Подберите к нему синонимы. Определите оттенки их значения».
Подбор слов по определенным микротемам. «Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины. Выберите из предложений слова, раскрывающие образ…».
Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
Выделение в предложении слов, употребленных в неточной или не свойственном им значении, и их замена.
Работа со словарем настроений. «Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас картина? Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?
В своей работе учитель, как правило, сталкивается с недостаточным эмоциональным развитием детей. В активном словаре школьников, порой, мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков. Для работы по обогащению словаря учитель готовит карточки с названиями чувств и настроений. Дети могут также пользоваться так называемым словарем настроений, сделанным в виде блокнота. На одной стороне листа дано схематическое изображение лица, на другой стороне – слова, обозначающие эмоции.
8.Работа с карточками, обозначающими черты характера (для характеристики героев картины).
9.Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.
Пятая группа упражнений –
это упражнения по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин и посвященных жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:
1.Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.
2.Творческие диктанты с определенным изменением текста – образца, например, заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.
3.Изложения на основе предварительного прогнозирования текста.
4.Различные виды пересказа.
5.Переконструирование текстов-образцов и др.
Шестая группа упражнений
направлена на создание сочинений по картине на основе образца. В качестве элементов, позволяющих школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действия). Сюда входят следующие упражнения:
1.Написание сочинения – миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем.
2.Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний.
3.Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине.
4.Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.
5.Написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения).
6.Написание сочинения на основе модели порождения речевого высказывания.
7.Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.
8.Составление плана сочинения в нескольких вариантах.
9.Словесное рисование (словесное иллюстрирование), т.е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех».
10.Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов. Изобразительное или цветовое воплощение словесных текстов позволяет учащимся передать общее настроение произведения, отношение к описываемым событиям, те или иные черты характера героя.
Седьмая группа упражнений – это упражнения творческого характера, направленные на формирование у школьников всего комплекса коммуникативно – речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. В основном это упражнения, предполагающие написание различных сочинений. На основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения; сочинения, посвященные всей картине и сочинения – миниатюры по одной из микротем картины. Таким образом, сюда могут входить следующие упражнения:
1.Сочинения по сюжетным картинкам.
2.Сочинения по одной картине.
3.Описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков.»Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер».
4.Описание места действия. «Как изображено художником место действия картины? С какой точки зрения, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление от картины?»
5.Сочинение от имени одного из героев картины. «Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине, каково его отношение к другим героям».
6.Письмо от своего имени герою картины.
7.Сочинение на основе фотомонтажа.
8.Сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений и др.
Восьмая группа упражнений – это упражнения, которые носят комплексный характер. К ним относится, прежде всего, работа с так называемым корреспондентским блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной может быть использован для: а) накапливания материала о художнике и картине до урока; б) накапливания материала во время урока; в) использования собранного материала во время написания сочинения.
Предлагаемая система упражнений способствует развитию речи учащихся на основе восприятия произведений изобразительного искусства, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями. Среди них знакомство с определенными речевыми и искусствоведческими понятиями и теоретическое знакомство с основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; овладение на основе этих знаний необходимыми речевыми действиями; свободное использование приобретенных речевых умений в речевой практике при рассмотрении картины, ее анализе, конструировании и переконструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства, что позволяет учащимся свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определенных мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.
Глава 5. Работа по редактированию письменных работ учащихся
Неотъемлемой частью всей системы работы по обучению сочинению является редактирование письменных работ учащихся. Недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида.
Среди ошибок выделим следующие:
1.Ошибки в содержании:
а) пропуск главных частей и важных фактов;
б) искажение содержания, фактические ошибки.
2. Ошибки в построении текста:
а) нарушение логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями;
б) повторное возвращение к одному и тому же факту;
в) неумение делить текст на части.
3.Речевые ошибки:
а) неправильное определение границ предложений в тексте;
б) нарушение порядка слов в предложении;
в) неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
г) неоправданный пропуск слова;
д) неправильное или неточное употребление слова (без учета оттенков его значения, экспрессивной окраски, стилистической принадлежности);
е) неправильное согласование и управление слов в предложении, неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов;
ж) неправильное образование слова или его формы (словообразовательные или морфологические ошибки);
По редактированию вышеуказанных ошибок проводятся специальные уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся.
Основными задачами таких уроков являются – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока:
Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.
Общая оценка выполненных работ, их анализ.
Ознакомление с лучшими сочинениями учащихся, т.е. с сочинениями, в наибольшей степени соответствующим задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения. Учителем или авторами сочинений могут быть прочитаны не только целые сочинения, но и их фрагменты.
Организация коллективной работы по редактированию сочинений. Учитель выбирает несколько отрывков сочинений с наиболее типичными ошибками или составляет негативный текст, в котором собраны ошибки, определяют их тип и предлагают разные варианты исправлений.
Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками. Эта работа проводится по желанию учителя в зависимости от уровня развития класса и потребностей данного этапа обучения.
ВЫВОД:
В результате изучения содержания и методики работы по обучению детей сочинению по картине можно утверждать, что описание по картине способствует овладению речевой деятельностью в разных ее видах; формирует речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащает словарный запас учащихся; развивает школьников эстетически, эмоционально, нравственно.
На основе вывода можно сделать ряд следующих методических рекомендаций:
1)Для обучения написанию сочинений по картинам учащиеся должны быть вооружены базовыми теоретическими знаниями о тексте.
2) Работа по обучению детей сочинению – описанию по картинам должна вестись в системе, в которую включены уроки по развитию речи, использование межпредметных связей с уроками литературы, изобразительного искусства, музыки.
3)Самое пристальное внимание уделять редактированию творческих работ учащихся.
4)использовать на уроках русского языка подготовительные упражнения по теме предстоящего сочинения (языковой анализ текста, выборочный, свободный, предупредительный диктанты, сопоставление литературного и живописного произведения, комментируемое письмо и т.д.)
5)Немаловажную роль играет также грамотное построение самого урока обучающего сочинения.
|