Актуальность: На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты одной из главных задач в современной школе является развитие творческого потенциала учащихся, который формирует сознательное отношение к окружающей действительности и является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования проектов во время учебного процесса для развития творческих способностей учащихся.
Объект исследования: творческие способности школьников.
Предмет исследования: учебные проекты, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Задачи:
1) выявить взаимосвязь теории и практики проектного обучения школьников;
2) определить понятия «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект»;
3) определить особенности развития творческих способностей учащихся;
4) установить подходы к организации учебного проекта в школе.
Метод исследования: Практический метод проектов.
Этапы исследования: погружение в учебный проект можно обозначить как начальный этап творчества. Этап осуществления проекта, когда учащиеся «добывают» недостающие знания, подготавливают презентацию результатов называют основным. А проверка результатов, которая необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки, заключительным.
Понятие «проектная деятельность» связано с такими категориями как «проект», «деятельность», «творчество». Почему эти категории взаимосвязаны? И как проекты могут способствовать развитию творческих способностей обучающихся? Внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию творческого мышления, творческого подхода к изучению иностранного языка, формированию умений ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
К числу основных характеристик творческой личности относят: фантазию, воображение, выдумку, открытость новому, оригинальность, инициативность, упорство, уверенность в себе, высокую самоорганизацию и работоспособность.
Развитию таких качеств способствует реализация творческих проектов. По мнению Н. В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.
Но к ней учащихся надо готовить.
Проект — это проявление творческой активности человеческого сознания. Проектная деятельность формирует у учащихся коммуникативные умения, которые так необходимы при изучении иностранного языка.
Однако нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения».
Проектная деятельность должна совмещать инновационные педагогические технологии, повышать качество знаний, способствовать формированию творческих и познавательных способностей, готовить к реальному общению с носителями языка, т. к. известно, что основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса не у всех учеников есть возможность общаться на нём, т.е. пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет приближать применение речевых навыков и умений на практике.
Описание проекта: Meine Klasse.
Тип проекта: комбинированный
Цель: актуализация лексических и грамматические знаний, а также навыков диалогической речи и письма по теме.
Задачи:
актуализировать употребление лексических единиц по теме,
вести диалог-расспрос по теме,
развивать у учащихся стремление расширять свой лексический запас;
способствовать активизации интеллектуальных и познавательных способностей учащихся;
развивать у учащихся лингвистическую догадку, память, навыки вести беседу;
формировать навыки письма на иностранном языке.
совершенствовать навыки работы в паре.
Полученные результаты:
использование новых лексических единиц по изучаемой теме в устной речи и на письме,
ведение диалога на заданную тему
умение писать на иностранном языке.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Другие проекты: „Mein Haustier”, “Mein Deutschland”
Учащиеся, принявшие участие в проектах, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился лексический запас, стали более коммуникативными, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.
Таким образом, для повышения уровня компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности и включение в уроки методов деятельностного подхода в обучении: презентации, коммуникативные игры, интервью, конференции, групповая работа. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде.
И если целенаправленно и систематически использовать проекты в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.
|