Сегодня: 13.06.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Уроки по творчеству Шукшина в 7 классе общеобразовательной школы

СКАЧАТЬ (23.6 Kb) 07.06.2021, 04:51
Келлер Юлия Игоревна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лицей №122" г.Барнаул
Уроки по творчеству Шукшина в 7 классе общеобразовательной школы
 
Данная система уроков предназначена для 7 класса, рассчитана на 3 часа, в соответствии с рабочей программой, реализующей ФГОС ООО.

Урок № 1. «По страницам жизни талантливых людей. В.М. Шукшин» (урок открытия новых знаний; урок - путешествие).
Урок № 2. «Учимся понимать человека». Анализ рассказа «Микроскоп» (комбинированный урок; беседа с элементами анализа).
Урок № 3. «Герой во времени и пространстве» (урок открытия новых знаний; беседа с элементами анализа).

Урок №1. Тема «По страницам жизни талантливых людей. В.М. Шукшин» Знакомство с жизнью и творчеством писателя:Шукшин– писатель, режиссёр, актёр, драматург.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, дать представление о нём, как о разносторонней личности. Рассказать об особенностях поэтики писателя.

Форма урока: урок-путешествие. Мы предлагаем учащимся отправиться в путешествие по местам, где жил и творил Шукшин. Для достижения цели используются презентация, снимки, музыкальное сопровождение, видеофрагменты. Заранее детям предложены сообщения, с которыми они выступают на уроке. В качестве домашнего задания предлагается прочитать рассказ «Микроскоп».

Предполагается, что данный урок - первый в системе уроков, урок открытия новых знаний.
Для работы была выбрана игровая форма урока (Урок-путешествие), что в идеале должно заинтересовать учащихся. Учитывая возрастные и психологические особенности восприятия информации школьниками, нами были выбраны демонстрационные методы обучения (мультимедийные презентации, видео – материалы, музыкальное сопровождение, фотографии). Для изучения поэтологических особенностей предлагается составить кластер основных идей Шукшина в своём творчестве, в том числе и классификацию жанров рассказов, которую определил Шукшин (рассказ - судьба, рассказ - исповедь, рассказ - характер).

Подобные методы позволяют настроить у учащихся положительный эмоциональный фон, развивают эстетическое восприятие. Рассказ сообщений и составление кластера учит анализировать и систематизировать полученную информацию, а также устные сообщения позволяют мобилизовать слуховое восприятие, представление и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.

Урок № 2. «Учимся понимать человека», 7 класс
Анализ рассказа «Микроскоп».

Цель: создать условия для исследования нравственных проблем рассказа через анализ отдельных эпизодов рассказа.

Задачи:
Обучающие:
Проанализировать текст художественного произведения, помочь понять основную идею произведения, сформировать представление об особенностях героев Шукшина.

Развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения, умение критически оценивать предложенный материал, умение систематизировать полученные знания и применять их, развивать умение аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Воспитательные: воспитывать интерес учащихся к судьбе маленького человека, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброта, честность, порядочность, благородство.

Тип урока: комбинированный
Вид урока: беседа с элементами анализа
Методы: наглядный, эвристический, словесный

Ход урока:
(Методический комментарий)
Урок начинается с того, что учитель рассказывает краткую справку о рассказе Шукшина «Микроскоп». Это необходимо, на наш взгляд, так как Шукшина сам определял жанр своих рассказов, что определяет специфику работы с его произведениями, а также для расширения кругозора учащихся.

Учитель: Рассказ «Микроскоп» написан В.М. Шукшиным в 1969 году, в том же году опубликован в журнале «Сельская молодежь» в 11-ом номере. Как сам определяет В.М. Шукшин, «Микроскоп» - это рассказ - судьба.
Почему же «Микроскоп» Шукшин классифицировал свой рассказ именно как рассказ - судьба?

Учитель предлагает детям заполнить «корзину идей», к которой они вернутся в конце урока. На доске или слайде изображена корзина, дети предлагают идеи, которые фиксируются на доске.

(Методический комментарий)
Проблемный вопрос в начале урока заставляет актуализировать полученные ранее знания: на первом уроке они знакомились со спецификой творчества Шукшина, дома они прочитали рассказ и поэтому такого рода проблемный вопрос дети быстро решат, что приведет их к ситуации успеха.

«Корзина идей» - это один из интерактивных методов обучения, который применяется на стадии вызова, позволяет актуализировать знания и даже самый пассивный ребенок может внести свою лепту в заполнение корзины (на этом этапе не критикуются и не оцениваются предложения и предположения учащихся, только сбор информации).

Учитель: а теперь обратимся к тесту произведения.
- Ещё раз прочтите заглавие произведения. Почему, по вашему мнению, рассказ называется «Микроскоп»? (предположения детей о том, что главный герой купил микроскоп и везде был с ним и т.д.).
- Как отнеслись к главному герою рассказа окружающие и жена, после покупки микроскопа? (дети говорят о том, что над ним все смеялись).
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: ««Что для Шукшина-писателя ценнее: потребности души или мещанский вещизм?».

На такой вопрос каждый школьник даёт ответ однозначный. Ясно, что такая постановка вопроса не дает школьнику возможности выбора, и он будет отвечать: «важнее - потребности души».

Далее предлагается детям отыскать вместе с учителем в тексте рассказа положительные стороны покупки героем Андреем Ериным микроскопа: герой стал брезгливо относиться к пьяным, Андрей Ерин немножечко расширил горизонты своей жизни. В нем проснулся интерес исследователя.

Далее учащимся предлагается задание найти описание главных героев в тексте.
Главный герой рассказа - Андрей Ерин, обладатель жёлтого лица и краснеющего от волнения носа. Нос - характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой.

- Как вы думаете, ребята, каким образом деталь портрета – нос - характеризует героя? (Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить и т.д.).

Зоя - жена Андрея: она видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя - голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.

Описание героев - один из важных приемов работы в художественном тексте, портретные и психологические характеристики позволяют сделать вывод о характере героев.

- Скажите пожалуйста, каких героев из других рассказов Шукшина вам напоминает Андрей Ерин? Что это за тип героя такой? (В идеале, дети без труда отвечают, что это чудик - типичный персонаж шукшинских рассказов).

Далее следуетсообщение ученика про чудачество в рассказах Шукшина, где говорится о том, что человек в изображении В. Шукшина действует естественно, непосредственно, в силу своих внутренних нравственных понятий, поэтому чудачество выступает некой мерой духовности человека. «Духовный кризис человека, утратившего душевную целостность и равновесие, выражается в образе заблудшей души, мотивах «скособоченной жизни», судьбы «внаклон».

Так как портретные характеристики сопровождаются и речевыми, на уроках по рассказам В.М. Шукшина не стоит этого упускать. Особенности речи героев Шукшина - одна из особенностей поэтики, необходимая для раскрытия полного образа героя.

Далее предлагается обратить внимание на речь героев рассказа. Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остаётся всё тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм. Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями.

Если в ходе анализа возникают затруднения с некоторыми словами, то совместно с учителем дети определяют лексическое значение непонятных слов и разбирают их.

Рефлексия
-Давайте снова обратимся к нашей корзине идей. Посмотрите, хотели бы вы еще что-то добавить или наоборот убрать?
- Подтвердите, что это рассказ - судьба в тексте?
-Какова же судьба Андрея Ерина? (ответы детей).
- Какие особенности рассказа Шукшина мы можем выделить?

Предполагаемые результаты:
Исходя из анализа текста,предполагается, что дети усваивают понятие «рассказ - судьба», выделяют поэтологические особенности рассказа, соотносят название рассказа с содержанием, в ходе анализа характеризуют героя, его портрет, речевые характеристики, что в конечном итоге позволяет им сделать вывод о характере героя. Выявляем характер чудика как праведника, ищущего правды маленького человека.
В качестве домашнего задания – чтение рассказа «Охота жить».

Урок №3. «Герой в пространстве и времени»

Цель:
Показать детям как ведут себя герои Шукшина в зависимости от того, в какие пространственные и временные рамки они помещены.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Здесь мы предлагаем говорить о том, что герой ведет себя так, в зависимости от того, в какое пространство он помещен. Например, в «Микроскопе» мир героя был разделен до покупки микроскопа и после. В рассказе «Охота жить» мир героя - пространство лесного дома.

Урок строится в форме беседы с элементами анализа.
Предполагается, что данный урок завершает систему уроков по рассказам В.М. Шукшина в 7 классе. На этом уроке дети совместно с учителем рассматривают понятие «время и пространство» как особенную черту в поэтике Шукшина. В ходе анализа текста выделяют различные временные и пространственные отношения, и как герой ведёт себя в тех или иных пространственно-временных рамках.

Так как по учебным программам «Охота жить» изучается еще и в 10 классе, то, на наш взгляд, целесообразно было бы изучить этот рассказ в качестве материала для глубинного анализа, с введением понятия «хронотоп» и рассмотрением психологических характеристик каждого героя рассказа в определенном месте и времени и непосредственное выделение различных хронотопических локусов и их анализ.


Категория: Блоги | Добавил: kelleryuliya
Просмотров: 29 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский творческий конкурс "День России"
IV Международный творческий конкурс "Фантазия и творчество"
IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
II Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Дорожная азбука"
IV Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, летняя пора!"
VIII Международный творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.06.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог