Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Занимательные задания по русскому языку для 5 класса

СКАЧАТЬ (54.0 Kb) 14.10.2024, 10:49
Колесникова Валентина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МКОУ Кантемировская ООШ
Объяснить фразеологизмы: ДАМОКЛОВ МЕЧ, ГОРДИЕВ УЗЕЛ, ЗАРЫТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ,
ПЕРЕЙТИ РУБИКОН, ПРОХОДИТЬ КРАСНОЙ НИТЬЮ, ЯБЛОКО РАЗДОРА. Продолжи пословицу:
1.Ум хорошо… (а два ума лучше)
2.Назвался груздем…(полезай в кузов)
3.Гусь свинье…(не товарищ)
4.Не спеши языком… (торопись делом)
5.Дарёному коню… (в зубы не смотрят)
6. По одёжке встречают…(по уму провожают)
7.Голод не тётка… (пирожка не поднесёт)
8.Не всё коту масленица… (будет и великий пост)
9. Береги платье снову… (а честь смолоду)

Самый сообразительный:
Нужно подобрать аналогичную русскую пословицу
Малайская: «Кончил шить – оборвал нить» (Сделал дело – гуляй смело)
Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» (Что посеешь, то и пожнёшь)
Арабская: «Скорпион своих привычек не меняет» (Как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит)
Таджикская: «Если кривы деревья, то и тень от них кривая» (Яблоко от яблони недалеко падает )

Самый внимательный
Напишите все возможные варианты прочтения следующей фразы:
ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ
под ним и теперь я
подними те перья
поднимите перья
под ними теперь я
под ним и те перья
под ними те перья

Блиц – опрос:
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)
2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают.(уши)
3. Ими можно стрелять. Они зеркало души. (глаза)
4.Он в голове несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги. (ветер)
5.У хорошего человека она бывает нараспашку. А иногда она уходит в пятки. (душа).
6.Они бывают разной высоты. Кое-кто живёт под ним. Иногда его называют шпилькой. (каблук)

Творческий
Проинсценировать пословицу.
«Делать из мухи слона »
«Обжёгшись на молоке, дуют на воду»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Этимологический
этимология – это наука о происхождении слов. Нужно найти соответствие:
1. Пономарёв а) делал бочки
2. Скорняков б) шил тулупы
3. Бондарев в) служил в суде
4. Сыромятников г) выделывал кожу
5. Стряпчев д) служил в церкви
6. Бортников е) разводил пчёл
(правильный вариант ответа: 1-д, 2-б, 3-а, 4-г, 5-в, 6-е)

Архаизмы
архаизмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления по причине замены их современными синонимами. предстоит подобрать к слову современный синоним
длань (ладонь)
пиит (поэт)
ланиты (щёки)
перст (палец)
брань (не ругань!) (битва, сражение)
глаголить (говорить)
льзя (можно)
живот (жизнь)
ратник (воин)
зрачный (видный, красивый)

А) Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:
Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.
Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.
Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.
Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.
Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.
(КНИГА)
Можно ли сома превратить в вола? Можно: сом-дом-дол-вол.
лук рак (лук-лак рак)
мука река (мука-рука-река)
сад сок (сад-суд-сук-сок)
кок мак (кок-как-мак)
кум вол (кум-ком-кол-вол)
из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:
1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)
5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)
7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)
Составляем анаграммы. Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело
Карп - маяк -
Атлас - шлюпка -
Шпала - лиса -
Карета - навес -
Щенок-непоседа. У собаки Жульки было четыре щенка. Бим, Рекс, Шарик и ….А вот четвёртый щенок постоянно куда-то пропадал. Как его звали? Догадайтесь и запишите: Бобик, Дружок или Тузик?
(Бим- 3 буквы, Рекс- 4 буквы, Шарик- 5 букв, значит четвёртого звали Дружок- 6 букв.)
Игра «В определения». Детям даются карточки с названием предметов(например: автобус, яблоко, озеро, ромашка…).Предлагается ученику, взявшему одну из карточек, в течении 1 минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть своё слово и жестикулировать руками. Позже можно ограничить: рассказать об объекте, называя глаголы или только прилагательные.

Вопросы-шутки
1. В каком слове сорок гласных?
2. В каких словах по сто согласных?
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
8. В каком числительном содержится приказ?
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
10. В каком слове 100 отрицаний.

Вопросы посерьёзнее
11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
12. Каково происхождение слова столица?
13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?
14. Каково происхождение слова мешок?
15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?
16. Определите разряд прилагательного заячий.
17. Что такое звательный падеж?
18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.
19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?
20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.
22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?
23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.
24. Как образовались наречия сегодня и завтра?
25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?
26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность
28. В каком существительном 7 букв о?
29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.
30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Ответы
Вопросы-шутки
1. Сорока.
2. Стол, стон, стог, стоп.
3. Залп.
4. Станет.
5. Азбука.
6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
7. Он - но.
8. Три.
9. Нос.
10. Стонет.
Вопросы посерьёзнее
11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.
12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.
13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).
14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду - поместить в щелочную среду́.
16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.
17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
18. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.
19. Ничья.
20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.
21. Сказать, поймать, взять.
22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".
23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.
24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.
27. Бог, мягкий.
28. Обороноспособность.
29. Компания - кампания.
30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.


Категория: Блоги | Добавил: realdesima
Просмотров: 80 | Загрузок: 3 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Очень интересный и занимательный материал! Спасибо!

Рада помочь smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог