Кирюшатова Татьяна Николаевна МБДОУ №20 г. Армавир Воспитатель. Конспект занятия для старших дошкольников «Знакомство с Петриковской росписью»
Цели и задачи: Расширять и углублять представления об особенностях кубанской культуры. Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Кубани: с Петриковской росписью. Продолжать знакомить детей с кубанскими традициями, предметами быта. Развивать творческое воображение и чувство цвета. Активизировать словарь детей за счёт слов: Петриковская роспись, зёрнышко. Развивать умение составлять узор, используя элемент Петриковской росписи – «зернышко». Вызвать интерес к дальнейшему изучению основ Петриковской росписи, традиций, обычаев, быта кубанских казаков.
Воспитатель читает детям рассказ: Расписная хата. Бабушка с Таней шли по улице. - Бабушка, - вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в цветочках и ягодках. - Это Никитичны угодья, - улыбнулась бабушка. – Хатка-то что? А вот в хате у нее печка есть – загляденье просто. - А давай в окошко заглянем, – предлагает Таня. – Печку посмотрим. - Нет! – не одобряет бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать. Тут, Тане на радость, Никитична сама на порог вышла: - Чего стоите? – кричит. – Заходите на вишневый пирог.
Таня кушает вишневый пирог, киселем запивает, а сама все от печки глаз оторвать не может. - Кто это все рисовал? – спрашивает. Никитична смеется: - Бабаня моя, а опосля мамка, ну а теперь я каждый год белю да узор обновляю. - Красота-а-а! – протягивает Таня. – Красотища! Я такого еще нигде не видала!
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь видели расписную хату? А хотите посмотреть на это чудо?
Физкультминутка. На краю станицы хата, Разукрашена богато. Здесь цветы, а здесь рябина, Чудо-птица всем на диво. Мы на хату поглядим, На порожках посидим. Пощелкаем семечки, А кожурки - веничком.
Воспитатель обращает внимание детей на экран. Слайд 1. (Хата, расписанная Петриковской росписью) Воспитатель: Вот полюбуйтесь-ка, ребята! Сейчас такие хаты – большая редкость. А в былые времена многие казачки свои хаты росписью украшали. Идея украшать беленые стены хат пришла к нам на Кубань с Украины, из села Петриковка. Поэтому роспись эта носит название Петриковская. Старались казачки: ну-ка, чья хата краше получится? Случалось, что казачка ленилась расписывать свою хату. Тогда соседи стыдили ее и даже переставали с ней здороваться. Слайд 2. (Расписная печка) А вот и печка-матушка. Посмотрите-ка на нее! Яркими цветами расписана. А как вы думаете, ребята, какими красками казачки расписывали свои хаты и печки? Ответы детей. Воспитатель: Для росписи стен использовали краски, сделанные на основе яичного желтка, молока и соков из овощей, фруктов и трав. Кисточки делали из перьев или кошачьей шерсти. Слайды 3-4. (предметы быта, расписанные Петриковской росписью) Росписью украшали и предметы быта. Например: сундуки, чашки, бочонки, разделочные доски, глэчики. Слайд 5. (орнаменты Петриковской росписи) Ребята, посмотрите внимательно на орнаменты Петриковской росписи. Какие цвета чаще всего используются? Ответы детей. Воспитатель: Научиться Петриковской росписи может каждый. Кубанские казачки не были выдающимися художниками, но, тем не менее, каждая умело украшала свое жилище. Слайд 6. (элемент Петриковской росписи – «зернышко») Воспитатель: Вот перед вами самый простой элемент Петриковской росписи – «зернышко». Освоив его, вы сможете нарисовать красивые цветы, листочки, веточки. Хотите попробовать?
Воспитатель предлагает детям занять рабочие места. Воспитатель: Для начала необходимо обмакнуть кисть в краску. Кончик кисточки опустить на бумагу. Немножко вытянув тоненькую линию, прижимаем «пятку» кисточки к бумаге.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Замечательные «зернышки» у вас получились. А теперь давайте с их помощью попробуем нарисовать цветы ромашки.
Заканчивается занятием оформлением выставки детских работ. Воспитатель хвалит детей: Ребята, какие вы молодцы. В следующий раз мы с вами попробуем освоить другие элементы Петриковской росписи. А затем распишем деревянные разделочные доски для ваших мам.
|