Методическая разработка.
Интегрированная коллективная
работа с применением
нетрадиционных техник рисования
на занятиях по
изобразительной деятельности в ДОУ
Для детских кружков и студий по изобразительной
деятельности в дошкольных учреждениях.
Описание метода проведения коллективных занятий в ДОУ совместно с другими видами художественной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования.
Педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа№1467, с/п 2562/7,
руководитель ИЗОкружка «Волшебная кисточка»
Смывина Ирина Степановна.
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а.
В дошкольных учреждениях изобразительное творчество детей находит разнообразные формы выражения: индивидуальные работы, коллективные, композиции, над которыми дети работают в течение нескольких занятий (циклы), быстрые рисунки-наброски.
Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности, совместно с аппликацией, лепкой, музыкой и др, выполненные оригинальными и необычными техниками рисования вызывают у детей интерес и удовольствие.
Ребёнок развивается нравственно-эстетически и начинает понимать, что художественный образ можно показать разными средствами выразительности, видеть его по-своему. Представляя себя маленькими художниками, дети ищут пути в творчестве и видят быстрый и эффектный результат своей работы.
Используя этот метод на протяжении нескольких лет и анализируя (мониторинг показателей ежегодного контрольного осеннего и весеннего тестирования), можно говорить об эффективности и нужности такой деятельности. В тех группах, где занятия были построены именно так, у детей быстрей развивались практические навыки, творческие способности, повышался интерес к работе.
Основная задача, которая стоит перед педагогом, используя этот метод- приобщить ребёнка к работе в коллективе, учить создавать коллективный образ с помощью разнообразных нетрадиционных, оригинальных техник рисования, заканчивая или начиная работу на занятиях по лепке, аппликации и др.
Этот метод, как симбиоз форм выражения, приучает детей к коллективизму, творческому мышлению и созданию образа таким, каким он его себе представляет.
Л и т е р а т у р а:
В.В.Калашникова«Оригинальные техники изобразительной деятельности». Изд-во «Каро», Санкт-Перербург-2013г.
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», ч.1 и ч.2. Москва-2007г.
Л.Г. Брозаускас «Расчудесные ладошки». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург- 2010г.
А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Москва-2011г.
Л.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург-2010г.
Е.В. Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург-2011г.
А. Никитина «Интегрированная совместная деятельность с детьми разных возрастов». Изд-во «Каро», Санкт-Петербург-2012г.
В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». Изд-во «Учитель»-2008г.
В.Ю. Дьяченко «Естествознание, изобразительное иск-во, художественный труд». Изд-во «Учитель»-2007г.
Цель изобразительного творчества на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Главная цель изобразительного художественного творчества заключается в том, что выразить ту или иную мысль, явление, можно только, создав изображение, картину с помощью выразительных образов самыми разнообразными техниками.
Задачами интегрированных коллективных занятий с применением оригинальных техник рисования являются:
- вызывать интерес ребёнка на занятиях изобразительной деятельности к созданию творческих работ;
- приучать детей работать в коллективе, помогать друг другу, подсказывать, радоваться не только своим успехам, но и успехам других;
- развивать творческое мышление, фантазию, чувство цвета, ритма, навыки рисования, аппликации, лепки, умение соединять всё в единую творческую композицию;
- научить детей рисовать оригинальными, необычными техниками:
рисование ладошками, пальчиками;
печать листиками;
восковые мелки и гуашь;
рисование верёвочками, трафаретами;
свеча и акварель;
рисование мятой бумагой;
монотипия и многие другие.
- научить понимать ребёнка, что участвуя в коллективном творчестве, применяя навыки необычного рисования, можно быстро создавать интересные и эффектные работы.
Способы проведения интегрированных коллективных занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для детей младшего дошкольного возраста:
- каждый ребёнок выполняет работу на своём месте, в итоге объединяя её в одну, две общие, продолжая творческую деятельность, применяя навыки по аппликации, лепке и т.д.
Для детей среднего дошкольного возраста:
- выполняется работа на одном большом листе бумаги (фризовое расположение), которая может дополняться соответствующими объёмными деталями (лепка), деталями из цветной бумаги, картона, природного материала и др. (аппликация).
Для детей старшего и подготовительного к школе возраста:
- дети этого возраста выполняют более сложную работу. После подготовительной работы на большом листе бумаги выполняется общая композиция, которая делится на части. Над каждой частью работает группа детей 2-3 чел. По окончании работы всё соединяется в общую картину и дети дорисовывают, доклеивают, лепят или размазывают в соответствии с содержанием.
Такие занятия хорошо проводить в ИЗОкружках, в ИЗОстудиях, где дети чувствуют себя более самостоятельно и раскованно.
Этапы выполнения работы на занятиях в младшей возрастной группе по теме « Нарядная ёлочка»:
- подготовительная работа;
- рисование ёлки ладошками на большом листе бумаги,
(дети рисуют ветки ёлки, подходя к работе по очереди);
- вырезать ёлочку ножницами по контуру;
-украшение ёлочки игрушками из цв. бумаги, картона, пластилина и др.
Этапы выполнения работы на занятиях в средней возрастной группе на тему: «Ёжик готовится к зиме»:
- подготовительная работа;
- рисование ёжика верёвочкой по контуру,
( работу выполняет одна из группы детей 2-3 чел);
- раскрашивание ёжика мятой бумагой,
( работу выполняет другая группа детей);
- дополнение спинки ёжика яблоками из пластилина,
листиками из цв. бумаги, грибами из картона,
(работу выполняют все дети).
Этапы выполнения работы на занятиях старшей и подготовительной к школе возрастных групп на тему: «Звери в зимнем лесу»:
- подготовительная работа (выполнение фона);
- рисование зимних деревьев, ёлок;
- наклеивание зверюшек и птиц, изготовленных заранее на занятиях по аппликации, лепке;
-дорисовывание общей композиции мятой бумагой, способом набрызгивания, размазыванием пластилина и др.
Итак, можно сделать вывод, как обычное, рядовое занятие по изобразительной деятельности превратить в оригинальное и интересное, как быстро научить малышей работать вместе, коллективом, используя навыки, которыми они овладели на других занятиях- аппликации, лепке, худ. труде и т.д.
|