Универсальная разметка спортивного зала для занятий по физической культуре с дошкольниками круговым поточно-дифференцированным методом
· (74,52)
22.02.2013, 23:53
Малявко Любовь Владимировна
Воспитатель по физической культуре, ГБОУ детский сад № 2562 ЗАО г.Москвы
УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАЗМЕТКА
В дошкольном возрасте отмечается недостаточность регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования, что выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности. Двигательная активность ребенка способствует увеличению запаса слов и более осмысленному их пониманию. Максимальное приближение линий и ориентиров "универсальной разметки" к стандартной легкоатлетической разметке изначально предполагает ознакомление детей с такими понятиями, как линии старта и финиша, линия метания, линия отталкивания, беговая дорожка с ограничительными линиями. С этой точки зрения, "универсальная разметка" расширяет знания детей не только по физической культуре, но и спорту, так как метание, бег, прыжки являются составляющим легкой атлетики – королевы спорта. При проведении занятий, необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи. "Универсальная разметка" выполнена в основных цветах: красном, желтом, синем, имеющих связь с развитием речи и ознакомлением с окружающей средой. Желтый цвет – цвет солнца, синий – цвет моря и неба, красный – цвет крови, помидора и т.д. "Универсальная разметка" дает понятие линии сплошной и пунктирной (прерывистой). Наличие простых геометрических фигур – круга, треугольника и квадрата, имеет связь с математикой, что позволяет проводить в зале не только занятия по физической культуре, но и игровые занятия по математике. "Универсальная разметка" позволяет увеличить объем и интенсивность двигательной активности детей на занятии путем сокращения времени на организацию, построения и перестроения и подготовку к проведению подвижных игр. Подвижные игры и эстафеты подбираются так, чтобы обучаемые могли применить приобретенные умения и навыки на предыдущих занятиях в меняющейся обстановке игры. Дети должны четко знать, где им нужно построиться, от какой линии начинать движение, где расположен "домик", за какую линию нельзя заходить, где стоит водящий и другие ориентиры. В этом отношении "универсальная разметка" не только позволяет коротко и четко объяснить условия игры, но и дает возможность следить за соблюдением (нарушением) правил игры, чего не дают другие ориентиры – кегли, скакалки, палки, кубики – постоянно сбиваемые детьми в движении. Эффективность программы определяется тем, насколько она способствует укреплению здоровья, раскрывает и раздвигает умственные и физические способности, дает эмоциональный положительный заряд, пробуждает интерес и желание заниматься не только у детей, но и у педагога.
Приложение № 1 Подвижные игры и эстафеты, предлагаемые для проведения на "универсальной разметке" зала многофункционального использования
"Самолеты" – бег по линии периметра площадки (позволяет точно определить минимальную беговую нагрузку, т.к. периметр разметки составляет 26 м).
"Ловишки с домами", "Два мороза", "Гуси-лебеди", "Мы – веселые ребята" – используются полукружья на противоположных концах площадки, точно определяет домики и расстояния между домиками (10 м – оптимальная беговая дистанция для отработки коротких отрезков на скорость). "Зайка серенький сидит", "Кошки-мышки", "Резвый мешочек", "Удочка", "Хитрая лиса" – используется центральный круг для расстановки детей.
"Волк во рву", "Щука и караси", "Воробьи и вороны" – используются две параллельные пунктирные линии в центре зала (дети перепрыгивают с одной линии до другой) и полукружья на противоположных концах площадки (домики).
"Перелетные птицы", "Постройся правильно" – используются линии по всему периметру площадки (дети строятся в шеренгу или колонну в указанном месте).
"Перетягивание каната" – игровое упражнение – используется центральная линия.
"Найди свое место" – используются геометрические фигуры по всей площадке (на них выполняется также комплекс общеразвивающих упражнений).
"Попади в цель" – используется вся площадка в виде имитации площадки для игры в ручной мяч. Спортивные эстафеты – используются продольные пунктирные линии в качестве разделительных для каждой команды, во избежание столкновения во встречном движении. Приложение № 2 "Универсальная разметка"
Приложение № 3 Практическое использование конструктивных линий «Универсальной разметки» при проведении учебных занятий по физической культуре
Периметр универсальной разметки составляет 25 м (длина – 8 м, ширина – 4,5 м), что позволяет точно дозировать дистанции ходьбы и бега при выполнении упражнений в движении: один круг – 25 м, два – 50 м и т.д.
Треугольники предназначены для построения обучаемых в колонну по три при выполнении общеразвивающих упражнений на месте. Форма треугольника оптимально подходит для постановки стоп в исходном положении пятки вместе, носки врозь на вершине треугольника и ноги на ширине плеч на двух углах в его основании, а также для построений и перестроений из различного количества колонн в одну. Разделение разметки на три дорожки позволяет проводить на ней спортивные эстафеты с различным количеством команд – от одной до трех одновременно. Проведение эстафет требует точного знания линии старта и финиша, знание того, что на чужую дорожку забегать нельзя и продольные линии помогают дошкольникам строго соблюдать эти правила. В зависимости от содержания эстафет и переносимого в них инвентаря можно использовать всю длину дорожки или одну из ее половин, оставляя при этом место для построения команд.
Методика проведения физкультурного мониторинга, утвержденная Департаментом образования г. Москвы, предусматривает выполнение тестовых упражнений, одним из которых является прыжок в длину с места. Поэтому проведение учебных занятий круговым поточно-дифференцированным методом на универсальной разметке позволяет проводить тренировку этого упражнения во всех частях спортивного зала.
Линии универсальной разметки на полу и рисунки на стенах спортивного зала используются для обучения метанию различными способами в цель и на дальность. Для детей разного возраста обучение проводится с разных линий в соответствующие возрасту мишени.
Методика обучения метанию на дальность предусматривает выполнение броска предмета под углом 45º (самая большая дальность полёта). В соответствии с этим, и с учётом собственного роста детей различных возрастных категорий, выбираются линии для метания. С первой (ближней) линии в синие мишени выполняют метание дети старшей группы.
Со второй линии в красные мишени выполняют метание дети подготовительной к школе группы.
Третья и четвертая линии разметки используются для обучения метанию на дальность детей всех групп.
При проведении занятий круговым поточно-дифференцированным методом в одной зоне выполняют задание одновременно пять – семь человек в зависимости от количества детей в группе, поэтому необходимо иметь определенное количество инвентаря и оборудования.
Вторым упражнением Программы физкультурного мониторинга, утвержденной Департаментом образования г. Москвы, является подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, на количество раз за 30 сек. Для тренировки этого упражнения на одной из стен имеется металлическая труба, предназначенная для захвата стопами лежа на спине или на животе.
Если зона у стены занята выполнением метания, тренировка в выполнении упражнений на брюшной пресс и мышцы спины может проводиться в другой зоне.
Центральный круг используется не только для проведения игр на кругу, но и для расположения инвентаря для выполнения упражнений в различных зонах.
Универсальная разметка включает в себя упрощенный вариант разметки спортивных площадок – баскетбольной, гандбольной, мини-футбольной, пионербольной.
Изображенные на стене футбольные ворота позволяют упростить процесс обучения элементам игры в футбол без установки стандартных ворот. Это учебное место является одной из зон при проведении учебного занятия.
Пояснения к материалу: на всех фотографиях кеглями изображены дети, их положение при выполнении упражнений и играх. При нанесении универсальной разметки на полу её размеры могут варьироваться в зависимости от собственных размеров спортивного зала
Полный текст материала с фотографиями находится в приложенном файле
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, при нанесении разметки, какое расстояние нужно отступить от стены. Не могу найти ни в одном источнике, а скоро проверка( И если можно, укажите размеры вашей площадки.
В соответствии с ГОСТом строительства спортивных площадок разметка должна находиться на расстоянии не менее 1 м от стены или расположенного инвентаря и оборудования. Размеры моей площадки 8х4,5 м, периметр - 25 м. Об этом написано в работе.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.