Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Место работы: МКДОУ №18, Челябинская обл., г. Миасс
Должность: учитель-логопед
Краткое описание: интегрированная игра для развития зрительной памяти, пространственного мышления, расширение словарного запаса, развитие связной речи
Назначение материала: игра может быть использована логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми 5 – 7 лет, как индивидуально, так и в подгруппе от 2 до 5 человек.
Оборудование: карточки – 12штук (с изображением животных), 12 штук ( с линиями разреза), рабочее поле – формат А4 (2 варианта), секундомер.
Цель: развитие словообразования.
Задачи:
1. Формировать навык образования и употребления притяжательных прилагательных единственного числа мужского и женского рода, множественного числа с изменением звуковой структуры производного слова.
2. Совершенствовать навык употребления предлогов: за, из-за, из, в, на. Дифференцировать сонорные звуки – Л//ЛЬ//Р//Рь.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, способность к согласованному взаимодействию.
Предварительная работа: знакомство с животными теплых стран
Ход игры:
- Перед детьми расположено рабочее поле и карточки, которые лежат открыто вокруг поля. Очередность хода определяют считалкой . Игроки начинают «ход» с верхнего левого угла . Первый игрок – определяет животное, которое спряталось на первой картинке, находит его изображение среди разложенных карточек и располагает его на отгаданной картинке. Ребенок должен обосновать свой выбор: « На пальме спряталась обезьянка, потому что из-за пальмы торчит обезьяний хвост и обезьяньи лапы». Подобным образом дети находят животных за кактусом, деревом, травой, в воде и в песке.
Употребляемые словоизменения:
Обезьяна – обезьяний
Носорог - носорожий
Жираф – жирафий (жирафовый)
Крокодил – крокодилий (крокодиловый)
Слон - слоновый
Лев - львиный
Тигр - тигриный
Леопард - леопардовый
Верблюд - верблюжий
Черепаха - черепаший
Змея - змеиный
Кенгуру – кенгуриный (кенгуровый)
- Упрощенный вариант игры. В этом варианте игры используется рабочее поле без стрелочек. В этом случае карточки с животными раздаются игрокам в равном количестве. Основная задача игрока, как можно быстрее найти спрятанных животных и разместить их на рабочем поле. Свой выбор ребенок может обосновать лишь словосочетанием, т.е. ребенку нужно назвать ту часть тела животного, которая подсказала ему правильный ответ: « львиная грива». Что бы не было путаницы и сохранилась возможность отследить правильность выполнения задания, время засекается на секундомере.
- В этой игре предлагаются ребенку разрезные картинки, которые можно предложить собирать как по одному животному и называть принадлежность части тела (черепашья голова, черепаший панцирь, черепашьи лапы), так и выбирать из общей массы разрезных картинок элементы и определять чья часть тела (верблюжий горб, тигриный хвост ). Все зависит от задач и уровня зрительного восприятия ребенка.
|