С каждым годом все больше учащихся первых классов имеют недостатки звукопроизношения. Как известно, даже дети-дошкольники болезненно реагируют на свои речевые дефекты, школьники начальных классов испытывают ещё большее чувство ущемлённости. В связи с этим с первых дней обучения детей в школе предлагается организовать с ними коррекционное обучение. Учащиеся первых классов, как и дошкольники очень любят различные игры, занимательные задания. Поэтому я стараюсь как можно чаще включать их в рабочий процесс. Кроме общепризнанных игр, описанных в сборнике под редакцией В.И. Селиверстова, использую на занятиях игры, заимствованные из различных детских журналов. Хочется предложить ряд таких игр, заданий, используемых на различных этапах работы с детьми по преодолению недостатков произношения. Наблюдения показывают, что игры в работе по преодолению недостатков произношения у учащихся начальных классов общеобразовательных школ должно отводиться одно из первых мест. Предлагается ряд игр, используемых на различных этапах работы с детьми в условиях логопедического пункта.
1. Часы.
Цель: автоматизация звука «р» в словах. Описание игры: каждому ребенку выдается карточка с циферблатом часов. С подвижной стрелкой. Задание: с помощью стрелки и цифр прочитать слово наверху.
2. Помоги олимпийскому мишке зажечь огонь олимпиады.
Цель: автоматизация звука «с» в словах. Описание игры: на доску вешаем лист бумаги, на котором нарисован олимпийский мишка, собирающийся зажечь олимпийский огонь. Задание: прочитать правильно слова на ступеньках, которые ведут к олимпийскому огню.
3. Помоги Деду Морозу перенести подарки.
Цель: автоматизация звука «л» в словах.
4. Расставь матрешек
Цель: автоматизация в словах. Задание: подумай, в каком порядке должны стоять матрешки и прочти слово.
5. Собери букет.
Цель: автоматизация в словах. Описание игры: каждому ребенку выдается карточка с заданиями. На верхней полянке отыщи такие же цветы, как и на нижней. С помощью этих цветов прочти слово.
6. Кроссворды.
Цель: автоматизация «ж» в словах и предложениях. Описание игры: на доску вешаем лист бумаги с начерченными кроссвордами. Задание: вписать в клетки по горизонтали слова, чтобы по вертикали в красных клетках получилось слово.
7. Прочти название мультфильма.
Цель: автоматизация «р» в словах и предложениях. Описание игры: на доску вешаем лист бумаги с написанными на нем названиями мультфильмов или сказок в разноброс. Задание: отыскать правильное название.
8. Прочти предложение.
Цель: автоматизация «щ» в словах и предложениях. Описание игры: детям раздаются индивидуальные карточки с разными слогами. Задание: нужно собрать предложение.
Данные игры преследуют не только цель автоматизировать звуки. Они развивают и психологические процессы: память, внимание. Эти игры способствуют развитию звукобуквенного и слогового анализа, закреплению навыка чтения, смекалки. Наблюдения показывают, что подобным играм и заданиям в работе по преодолению недостатков произношения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы должно отводиться одно из первых мест.
|