Конспект открытого занятия для детей подготовительного возраста « Путешествие в страну Знаний». Цели занятия: Коррекционные: развитие артикуляционной моторики; закрепление навыков речи с движением; развитие длительности и плавности дыхания; выполнение речевой двигательной гимнастики по Мухиной. Образовательные: закрепление ранее поставленных звуков [Л], [Р] в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического слуха; закрепление знаний о геометрических фигурах, согласование их с числительными; упражнять в составлении слов из букв, в составлении предложений; закрепление твердости и мягкости звуков; развитие мелкой моторики рук; вспомнить ранее прочитанные сказки; развивать память, мышление, внимание. Воспитательные: развивать умение детей общаться со сверстниками; быть доброжелательными по отношению друг к другу; учить детей следить за своей речью, развивать навыки коммуникативности. Оборудование и материалы: магнитофон; геометрические фигуры; зеркала для каждого ребенка; буквы; пластилиновые доски; карандаши для каждого ребенка; конверты с заданием. Предварительная работа: заучивание стихотворения о буквах; разучивание элементов логопедической ритмики; изготовление пластилиновых досок совместно с детьми; чтение сказок. Ход занятия: Звучит музыка песни « Голубой вагон», музыка В. Шаинского. Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Знаний. Дорога будет не простая, впереди вас ждут испытания, но я уверена, что вы с ними справитесь. В конце путешествия вас ждет заслуженный приз. А чтобы узнать, на чем мы туда отправимся, нужно отгадать загадку: Братцы в гости снарядились, Друг за друга прицепились, И помчались – путь далек, Лишь оставили дымок. (поезд). А. Соболева
Логопед: - Правильно, на поезде. Но нам с вами его нужно собрать из геометрических фигур. (под музыку на полу дети выкладывают из геометрических фигур, вырезанных из картона разного цвета поезд). Логопед: - Давайте придумаем ему название. Дети:- «Стрела». Логопед: - Итак, в путь. Но что-то наш поезд не трогается. Я, кажется, знаю, в чем дело. Нужно назвать какие геометрические фигуры мы использовали, сосчитать их, назвать их цвет. Логопед: - Молодцы! Нам пора! Звучит музыка, дети встают друг за другом, идут маленькими топающими шажками, имитируя движение поезда. Произносят следующие слова: Как приятно вместе ехать, И, конечно же, дружить, Берег – справа, (повороты направо) Слева – речка, (повороты налево) А вдали мы видим лес (всматриваются вдаль). Дорога лентой впереди, В небе птицы – погляди (смотрят вверх), Чтобы ехать нам скорей, Побежим мы побыстрей (бегут по кругу друг за другом), Мы работаем ногами (шагают) Не угнаться вам за нами. А теперь пора, ребята, Из вагонов выходить, На полянку выбегаем, И на травке отдыхаем (резвятся, веселятся). Логопед: - Перед нами станция Звукинск. Как вы думаете, кто же здесь живет? Дети:- Здесь живут звуки. Логопед: - Что вы знаете про звуки? Дети:- Они невидимые, но умеют разговаривать и даже петь, могут быть твердые и мягкие. Логопед: - Какие вы знаете звуки? Дети:- Гласные и согласные. Логопед: - Ребята, но на этой станции случилась беда. Налетел ветер и все звуки разлетелись. Нужно их собрать. Предлагаю поиграть в игру « Звук потерялся» Одка – лодка Ошадь – лошадь Уна – луна УК – лук Андыш – ландыш Ампа - лампа Логопед: - Так какой же звук потерялся? Дети:- Потерялся звук [Л]. Логопед: - Расскажите про звук Л. Дети дают характеристику звука Л (согласный, глухой, твердый). Артикуляция звука Л (губы округлены, язык за верхними зубами, горло спит). Логопед: - Предлагаю поиграть в игру « Скажи слово». Тот, кому я брошу мяч, должен придумать слово со звуком [Л]. Дети придумывают слова.
Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием. Всегда, ребята, дружите со звуками, внимательно их слушайте и произносите. Ну а нам пора отправляться в дорогу, а чтобы поезд повез нас дальше, нужно вспомнить волшебные слова о звуках: -Звуки слушай ты внимательно; И произноси старательно; Говори спокойно, внятно; Чтобы было всем понятно. Звучит музыка. Логопед: - Следующая станция Буквинск. Как вы думаете, кто живет на этой станции? Дети:- На этой станции живут буквы. Логопед: - Что вы знаете про буквы? Дети:- Буквы мы видим, говорим, можем их писать, лепить из пластилина, выкладывать из палочек и разных круп. Логопед: - Давайте вспомним стихотворение о буквах: Много с буквами хлопот; Уж такой они народ; А когда с умом, толково; Их поставишь в четкий ряд; Превратятся буквы в слово; И с тобой заговорят. Логопед: - Так для чего нам нужны буквы? Дети:- Чтобы составлять слова. Логопед: - Предлагаю поиграть в игру «Собери слово». В руках у вас буквы. Звучит музыка, и мы с вами гуляем. Как только она заканчивается, нужно встать так, чтобы буквы превратились в слово. РАКИ Логопед: - Определите первый звук в слове РАКИ. Давайте вместе произнесем этот звук. Что происходит с горлом? Где находится язык? Какая воздушная струя? Как нужно правильно выдыхать воздух? (дети отвечают на вопросы и перед зеркалами показывают правильную артикуляцию звука Р). Логопед: - Какой буквой обозначается звук Р. при письме? Логопед: - Сейчас вам нужно выполнить задание. Перед вами лежат картинки и пластилиновые доски синего цвета и зеленого. Каждый из вас берет одну картинку, чтобы в ней слышался звук Р. Если звук Р. твердый, то какого цвета вам нужна доска? (синего). А если звук мягкий, то вам понадобится доска… (зеленого цвета). Начинаем выкладывать буквы горохом на пластилиновых досках. Логопед: - С заданием вы справились отлично. А сейчас выполним речевую двигательную гимнастику. Дети выполняют задание. Логопед: - Ну, что, пора отправляться дальше. Чух – Чух – Чух – ч – ч – ч – ч –ч . Логопед: - Перед нами станция Лесная. Здесь мы с вами отдохнем и повеселимся. Давайте выйдем из вагонов, вдохнем воздух. Вдох – носом, выдох – ртом. --Посмотрите, что вы видите вокруг себя? -Здесь очень много грибов (дети выполняют артикуляционное упражнение «Грибок»), -Давайте посмотрим на часы, сколько же времени мы уже в пути? (упражнение « Часики»), -Давайте отдохнем и выпьем чай из чашки (упражнение « Чашка»), - А теперь все вместе побегаем, как лошадки (упражнение «Лошадка»). Логопед: - Пора отправляться дальше. А кто же займет первым место в поезде, сейчас узнаем, поиграв в игру «Займи место». На полу разложены обручи, на один больше, чем детей. Под музыку дети ходят вокруг них, как только музыка затихла, нужно занять место в обруче. Тот, кому не досталось места, садится на стул, а один обруч убирается. Логопед: - Занимайте свои места, наш поезд отправляется. Перед вами станция Сказочная. Кто живет на этой станции? Дети:- Сказки. Логопед: - А чтобы вы смогли отгадать, какие сказки здесь живут, нужно выполнить еще одно задание. На столе разложены конверты для каждого ребенка, а в них рисунки. Каждому ребенку необходимо соединить по точкам рисунок, заштриховать его и отгадать персонаж какой сказки, изображен у каждого ребенка. Вспомнить название сказки и в нескольких предложениях о ней рассказать. Логопед: - Вы, ребята, молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями. А теперь пора возвращаться. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, пожмем, их друг другу, улыбнемся и громко скажем: «Спасибо за хорошую работу». Звучит музыка песни «Голубой вагон», дети отправляются в группу.
|