Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Проблемы первоклассников в первые дни обучения в школе

СКАЧАТЬ (15.0 Kb) 05.12.2012, 23:34
Казанцева Людмила Алексеевна
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №114
Существует группа трудностей в учении, которая обнаруживает себя буквально в первые дни и недели пребывания ребенка в школе. Очень важно своевременно обратить внимание на эти трудности, найти правильные пути их преодоления.
Первоклассник пришел из школы, и мы спешим узнать как успехи. И больше всего нас тревожит письмо и чтение.
Хорошее развитие устной речи ребенка одна из необходимых предпосылок овладения умением читать и писать. Письменная речь только и возможна на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.
Но, к сожалению, еще многие дети приходят в 1 класс с дефектами речи.
Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности речи окружающих, подражания сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно. Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Если ему не помочь, он может и не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь необходима немедленная. И хотя в начале учения у первоклассников множество новых, непривычных забот, вместе с тем букварный период как раз наиболее благоприятное время для работы над речью. Конечно, не со всеми дефектами речи удается справиться педагогическими средствами. Порой дело в аномалии самого речевого аппарата и бывает необходимо хирургическое вмешательство. Тем не менее, в младшем школьном возрасте ещё не поздно исправить имеющиеся у ребенка недостатки произношения. Если упустить это время, недостатки звукопроизношения закрепляются и могут остаться на всю жизнь.
Какие же нарушения произношения звуков встречаются у детей в младшем школьном возрасте?
Чаще всего нарушается произношение свистящих (с, з, ц) и шипящих звуков (ш, щ, ч), звуков р, л. Иногда встречаются дефекты произношения звуков г, к, х, б, п, д, т и т.д.
Бывают случаи, когда ребенок говорит, казалось бы, правильно, а в школе при обучении чтению и письму с первых шагов возникают большие трудности. И причина тому – незначительные, стертые нарушения речи. Внимательный наблюдатель легко обнаружит в устной речи таких детей и неправильности и странности. Перечислить все их не возможно, общая картина ошибок очень пестра, но имеются и более характерные. У одних детей речь очень бедна, лаконична, фразы примитивные. Скудность высказываний выявляется в стремлении избежать развернутой речи, в своеобразии порядка слов в предложении. (Волк сбросил шкуру. Он принц стал.) У других, напротив, речь чрезмерно многословна. Во фразу включается много лишних слов, названия заменяются описаниями, много повторений, уточнений. Ребенок как бы не уверен, что его поймут, и поправляет себя.
Некоторые дети не могут связно изложить свои мысли, употребляют неправильные обороты, путаются в формулировках пространственных и временных отношений, забывают термины. Обращают на себя внимание и работы таких детей по математике: затруднение у них вызывает не столько само решение, сколько его словесное оформление.
Отставание на каком-то этапе речевого развития редко проходит бесследно, следы его остаются на долгие годы, хотя они могут быть сглажены, едва уловимы. Иногда легкую недостаточность речи родители расценивают как мелочь, пустяк. Но наличие указанных симптомов требует повышенного внимания к речи ребенка.
Полезно предложить ребенку пересказать увиденное на картинке, составить предложение с данными словами, объяснить значение каких-то слов. Можно предложить подобрать определения к слову, докончить начатую фразу.
Особого внимания требуют заикающиеся первоклассники. Новая обстановка, школьные требования, усиленная нагрузка на речевую систему в первые месяцы усугубляют тяжесть заикания. Это сказывается не только на результатах учебной работы, но и на самочувствии детей. Поэтому родители должны заранее рассказать учителю об этом недостатке ребенка и о том, как и когда удавалось лучше справиться с ним. Педагог примет все во внимание и настроит класс на доброжелательное отношение к заикающемуся учащемуся.
На первых порах учитель не будет требовать от ребенка отвечать перед всем классом; дома вы позаботьтесь о том, чтобы не создавать ему лишних трудностей в присутствии посторонних. Заикающиеся дети боятся насмешек и нередко боятся говорить. Ровное и заботливое отношение создает такую психологическую обстановку, в которой заикающиеся дети легче привыкают к учению.
У учащихся начальных классов нередко встречаются и расстройства чтения. Трудности проявляются и при овладении навыками чтения, и в понимании прочитанного, сказываются они в темпе чтения. Дети подолгу не могут сложить буквы в слоги, а слоги в слова и пытаются по отдельным буквам угадать слово. Все это приводит к искажению слов, к непониманию прочитанного.
Бывает и так: ученик складывает в слог лишь первые буквы и называет начальный слог, в последующее прочитывает по догадке, в результате чего происходит замена одного слова на другое, схожее по буквенному составу, по значению.
Школьники страдающие расстройствами чтения, как правило читают замедленно – они как бы застревают, вязнут на отдельных слогах, словах, подолгу раздумывают над словами после того, как прочитают его.
Происходит это прежде всего потому, что ребенок плохо различает звуки речи на слух. А между различием звуков и их грамматическим изображением существует весьма тесная взаимосвязь. Чем беднее представление ребенка о том, из каких звуко-буквенных элементов состоит слово, чем более заметны нарушения в произношении, тем труднее формируется навык чтения.
Конечно, многочисленные ошибки в чтении нельзя объяснить лишь изъянами устной речи. Практика показывает, что у некоторых детей отсутствует так называемое чувство языка.
Родитель должен обратить внимание, что ошибки при чтении (сами по себе вполне естественное на первых порах) не исчезают в ходе чтения, а накапливаются, складываясь в общую картину именно нарушения чтения. Нарушения чтения могут быть вызваны объективными причинами и не зависеть от воли и желания самого ребенка. Поэтому призывы родителей «читай больше, лучше, не ленись» никак не достигнут цели. Здесь нужны не побуждения, а целенаправленная специфическая работа.
Главное – не полагайтесь на то, что школьник самостоятельно одолеет трудности в чтении, на то, что со временем все образуется само собой. Чудес не бывает. Начинать надо не с требования в чтении, а с исправления неверно произносимых ребенком звуков. Далее, ребенок должен уметь хорошо анализировать слова. Потренируйте его в этом. Начинать работу надо с простых и правильно произносимых ребенком слов. Например: возьмите слово «мак», подберите картинку. Ребенок должен определить количество звуков, их последовательность, определить какой гласный, какой согласный. Предварительно напоминая, чем отличается гласный звук от согласного (гласный произносится свободно, его можно тянуть, согласный образует слог). Можно использовать игру «Чудесный сундучок».
Пример. После звукового анализа слов следует звуко-слоговой: ребенок учится делить слова на слоги. В данном случае используется схема. Одновременно со звуковым анализом (разбором) можно проводить и звуковой синтез (сборка). Предлагается несколько звуков и слогов, а затем просят объединить их в слово (игра с мячом).
Поле того, как ребенок овладеет звуковым анализом и синтезом, переходят к работе на разрезанной азбуке. Сначала устно анализируется слово, затем оно выкладывается из букв разрезной азбуки, прочитывается и записывается в тетрадь.
Все время необходимо работать над обогащением словаря: пусть ребенок составляет рассказы по картинкам, из одних слов образует другие слова. Слова для тренировок нужно подбирать такие, чтобы ребенок понимал их значения. Чтение хорошо знакомых слов отрабатывает плавность и темп. Заучивание стихотворений, составление рассказов по картинкам, пересказ прочитанного с помощью вопросов – это так же поможет добиться успехов, привести чтение в норму.
Навыки письма осваиваются многими ребятами не легко и не сразу. Ошибки в их тетрадях бывают порой столь многообразными и многочисленными, что взрослые оказываются перед необходимостью принимать какие-то немедленные меры. Но если эти меры сводятся только лишь к более строгому контролю, если ребенка лишь побуждают заниматься «усерднее», «старательнее», то очень часто желаемого результата добиться не удается: одни и те же ошибки повторяются раз за разом.
Такого рода устойчивые трудности должны заставить нас предположить, что мы имеем дело с дефектом, который ученые называют нарушением письма или дисграфией.
Дефект этот вполне устраним, но для этого требуются специальные занятия, и начать их надо возможно раньше, пока последствия дисграфии не сказались на учебной работе.
Дети испытывают часто затруднения в анализе и синтезе слов: не могут определить последовательность звуков в слове, составить слово из отдельных букв, а следовательно, правильно его записать. В письме это выражается в таких ошибках, как пропуски букв, раздельное написание частей слова, смешанное написание предлогов, частиц, слогов со словами. Иногда дети затрудняются, какой буквой обозначить тот или иной звук, не может поставить знаки пунктуации, не способен обозначить ударения
Почти в первые месяцы обучения можно заметить ошибки, перечисленные ранее. Как правило, в ходе обучения они становятся более редкими, сходят на нет. А вот дисграфия имеет стойкий характер и «самопроизвольно» не исчезает; более того усложнение программного материала порождает новые дефекты письма. Без систематической, целенаправленной помощи маленькому школьнику с такими трудностями самостоятельно не справиться.
Для устранения дефектов письма вовсе не обязательно затрачивать много дополнительного времени; сам программный материал необходимо приспособить так, чтобы он послужил средством для таких тренировок. Вполне возможно включить необходимые упражнения в игры, во многие повседневные занятия с ребенком. Занятия, связанные с исправлением дефектов чтения и письма – это вовсе не обязательно сидение за столом с книжкой или тетрадью. На прогулке, в играх неназойливо, как бы мимоходом вспоминайте трудные звуки и сочетания слова в которых ребенок делает ошибки, просите его прочитать, что написано на афише или вывеске. Понемногу, но постоянно – самый верный путь.
Однако даже дефекты письма и чтения так не страдают, как неполадки с математикой. В основе расстройства счета лежат отклонения в пространственных представлениях, с которыми неразрывно связано понимание о числе, о действиях с числами.
Можно ли заранее предвидеть затруднения в математике?
К сожалению это не так просто. И все же родители должны настораживать перенесенные ребенком травмы головы, воспаление мозга и т.д. Признаки расстройства счета у детей могут быть следующие: дети упорно смешивают близкие по начертанию цифры (6 и 9, 12, 21), плохо понимают знаки «больше», «меньше», «равно», не умеют разлагать числа на составные элементы, считать группами (10, 20, 30 …). Сложение и вычитание в пределах первого десятка дается с трудом. На выполнение заданий такие дети затрачивают в 3-4 раза больше времени, чем остальные. Естественно, что учебных часов для усвоения программного материала им не хватает, отсюда и отставание в учебе.
В решении задач появляются ещё большие затруднения. Ребенок часто не понимает условий задачи, он опирается не на смысл её в целом, а берет ориентиром отдельные слова, смешивает последовательность выполнения действий. Расстройства счета носят стойкий характер и сами по себе не исчезают. Значит, и здесь необходимая специальная коррекционная работа. Прежде чем начать такую работу, следует показать ребенка врачу – психоневрологу: он определит нарушенное звено в системе счетных процессов, наметит основные пути устранения дефектов. Приемы коррекции носят чисто педагогический характер, освоение их не представляет особого труда для большинства родителей.


Категория: Логопеду | Добавил: Казанцева
Просмотров: 3614 | Загрузок: 196 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог