Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Из раздела работы «Окно в мир»: "Расширение представлений об окружающем мире через совместную деятельность родителей и детей"

СКАЧАТЬ (37.5 Kb) 19.11.2012, 11:23
Граб Любовь Михайловна
учитель - логопед, МБДОУ № 2 "Северяночка"
Снижение коммуникативной функции речи у детей – это примета времени. Причин данного явления множество. Остановимся на одной из них. Она заключается в изменении детско-родительских отношений. Всё чаще и чаще появляются семьи с формальным типом отношений: родителям в лучшем случае важно, что ребёнок сыт, прилично одет и имеет много игрушек. Общение сводится к минимуму, личность самого ребёнка отходит на второй план. Телевизор, компьютер, игровые приставки – всё это отвлекает внимание ребёнка, но не требует высокого уровня коммуникативности и личностного развития. А результаты видим мы, логопеды, при обследовании. Зачастую у неречевого ребенка чистое звукопроизношение (редко), достаточно сформированный грамматический строй речи (с незначительным количеством ошибок), очень бедный словарь и слабо развитая связная речь. Появляются понятия «слабой нормы», НВОНР.
Я долгое время работаю как с детьми из массовых групп, так и с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. В последнее время наблюдаю следующее явление: дети зачастую не могут описать в деталях ситуацию, которую видят ежедневно. Они с мамой приходят в магазин, но как происходит покупка продуктов, куда мама раскладывает эти продукты, когда они возвращаются домой, как мама готовит ужин и т.д. рассказать не могут. Такое чувство, что ребёнок смотрит, но не видит. Снижен познавательный интерес и познавательная активность, не формируется жизненный опыт.
У детей, имеющих нарушения речи, в том числе ОНР, снижение коммуникативной функции особенно заметны. Данная проблема усугубляется тем, что для таких детей характерна инертность мышления и низкая познавательная мотивация, что зачастую не позволяет полностью решить задачи коррекции и развития творческих способностей; низкий уровень развития ребенка, в том числе и речевого, недостаточная сформированность неречевых психических функций (внимания, памяти, мышлении и эмоционально-волевой сферы), отсутствие жизненного опыта. Поэтому для таких детей особенно важно развитие познавательной сферы.
Чтобы осуществить эту задачу, традиционных методов не всегда оказывается достаточно. Хочу познакомить вас с формой работы, которую я использую в своей деятельности.
Чтобы расширить представления об окружающем мире, гармонизировать детско-родительские отношения, повысить познавательный интерес, сформировать навык составления рассказов из жизненного опыта, я ввела в работу приём «Окно в мир». Данный раздел представляет собой рекомендации по каждой лексической теме продуктивного характера для совместной деятельности родителей и детей. Покажу на нескольких примерах:
Тема: «осень»
Рекомендации для старшей логопедической группы:
- Сходить с ребенком в сопки. Показать и объяснить, какую одежду и обувь нужно надевать и почему.
- Рассказать, что нужно брать с собой, если идешь за ягодами или грибами.
- Познакомить его с грибами, ягодами, деревьями нашего Северного края. Называть все эти предметы. Поесть ягоды.
- Рассмотреть осенний лес, поговорить о признаках осени в лесу.
- Собрать ягоды, принести домой и сварить компот.
Вместе с рекомендациями дается лист своеобразного «отчета», на котором родители записывают ответы детей на следующие вопросы:
1. Куда ходили?
2. Что видели?
3. Что делали?
И задание для ребёнка: вспомнить и зарисовать.
Когда лист возвращается, я прошу ребёнка рассказать о походе в сопки. Сначала наш рассказ представляет собой беседу. Ребёнок отвечает на вопросы, в том числе и наводящие, уточняющие. Затем - это рассказ по плану. Ну, и наконец, рассказ из опыта. Зачастую он изобилует множеством описаний и деталей произошедшего события.
Еще один пример: тема «одежда»
Рекомендации:
- Посетить магазин одежды. Рассмотреть одежду, и как она выставлена в магазине. Понаблюдать за примеркой и покупкой одежды, обсудить.
- Посетить ателье. Пояснить, чем отличается ателье от магазина.
- Сшить на куклу (или самого ребенка) предмет одежды. Ребенок должен участвовать в процессе изготовления.
- Сделать для бумажной куклы одежду.
Тема «Зимующие птицы»
Рекомендации:
- Покормить голубей. Обсудить, почему птицам плохо зимой.
- Совместно сделать кормушку. Повесить ее на улице и подкармливать птиц. Ребенок должен активно участвовать в этих действиях.
Чем внимательнее родители относятся к этой форме работы, чем
больше вовлекают ребёнка в общую деятельность, тем лучше и детальнее получается рассказ ребёнка, тем большим количеством ситуаций пополняется жизненный опыт ребёнка, тем чаще он использует знания, полученные во время данных мероприятий, и переносит их на другие ситуации. Родители начинают видеть уровень развития своих детей, удивляются, огорчаются и радуются открытиям и победам. Возникают эмоционально-родственные связи между родителями и детьми.
Заполненные листы вставляются в детские портфолио. Дети с удовольствием рассматривают свои рисунки, вспоминают ситуации, рассказывают о них сверстникам. Поскольку все побывали в сходных ситуациях, дети начинают обмениваться впечатлениями. При выпуске из детского сада листы вместе с портфолио выпускники забирают домой. Родители выпускников рассказывают, что портфолио еще долго доставляет всей семье удовольствие от приятных воспоминаний.


Категория: Логопеду | Добавил: grab_lyuba
Просмотров: 1354 | Загрузок: 147 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог