Снижение коммуникативной функции речи у детей – это примета времени. Причин данного явления множество. Остановимся на одной из них. Она заключается в изменении детско-родительских отношений. Всё чаще и чаще появляются семьи с формальным типом отношений: родителям в лучшем случае важно, что ребёнок сыт, прилично одет и имеет много игрушек. Общение сводится к минимуму, личность самого ребёнка отходит на второй план. Телевизор, компьютер, игровые приставки – всё это отвлекает внимание ребёнка, но не требует высокого уровня коммуникативности и личностного развития. А результаты видим мы, логопеды, при обследовании. Зачастую у неречевого ребенка чистое звукопроизношение (редко), достаточно сформированный грамматический строй речи (с незначительным количеством ошибок), очень бедный словарь и слабо развитая связная речь. Появляются понятия «слабой нормы», НВОНР. Я долгое время работаю как с детьми из массовых групп, так и с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. В последнее время наблюдаю следующее явление: дети зачастую не могут описать в деталях ситуацию, которую видят ежедневно. Они с мамой приходят в магазин, но как происходит покупка продуктов, куда мама раскладывает эти продукты, когда они возвращаются домой, как мама готовит ужин и т.д. рассказать не могут. Такое чувство, что ребёнок смотрит, но не видит. Снижен познавательный интерес и познавательная активность, не формируется жизненный опыт. У детей, имеющих нарушения речи, в том числе ОНР, снижение коммуникативной функции особенно заметны. Данная проблема усугубляется тем, что для таких детей характерна инертность мышления и низкая познавательная мотивация, что зачастую не позволяет полностью решить задачи коррекции и развития творческих способностей; низкий уровень развития ребенка, в том числе и речевого, недостаточная сформированность неречевых психических функций (внимания, памяти, мышлении и эмоционально-волевой сферы), отсутствие жизненного опыта. Поэтому для таких детей особенно важно развитие познавательной сферы. Чтобы осуществить эту задачу, традиционных методов не всегда оказывается достаточно. Хочу познакомить вас с формой работы, которую я использую в своей деятельности. Чтобы расширить представления об окружающем мире, гармонизировать детско-родительские отношения, повысить познавательный интерес, сформировать навык составления рассказов из жизненного опыта, я ввела в работу приём «Окно в мир». Данный раздел представляет собой рекомендации по каждой лексической теме продуктивного характера для совместной деятельности родителей и детей. Покажу на нескольких примерах: Тема: «осень» Рекомендации для старшей логопедической группы: - Сходить с ребенком в сопки. Показать и объяснить, какую одежду и обувь нужно надевать и почему. - Рассказать, что нужно брать с собой, если идешь за ягодами или грибами. - Познакомить его с грибами, ягодами, деревьями нашего Северного края. Называть все эти предметы. Поесть ягоды. - Рассмотреть осенний лес, поговорить о признаках осени в лесу. - Собрать ягоды, принести домой и сварить компот. Вместе с рекомендациями дается лист своеобразного «отчета», на котором родители записывают ответы детей на следующие вопросы: 1. Куда ходили? 2. Что видели? 3. Что делали? И задание для ребёнка: вспомнить и зарисовать. Когда лист возвращается, я прошу ребёнка рассказать о походе в сопки. Сначала наш рассказ представляет собой беседу. Ребёнок отвечает на вопросы, в том числе и наводящие, уточняющие. Затем - это рассказ по плану. Ну, и наконец, рассказ из опыта. Зачастую он изобилует множеством описаний и деталей произошедшего события. Еще один пример: тема «одежда» Рекомендации: - Посетить магазин одежды. Рассмотреть одежду, и как она выставлена в магазине. Понаблюдать за примеркой и покупкой одежды, обсудить. - Посетить ателье. Пояснить, чем отличается ателье от магазина. - Сшить на куклу (или самого ребенка) предмет одежды. Ребенок должен участвовать в процессе изготовления. - Сделать для бумажной куклы одежду. Тема «Зимующие птицы» Рекомендации: - Покормить голубей. Обсудить, почему птицам плохо зимой. - Совместно сделать кормушку. Повесить ее на улице и подкармливать птиц. Ребенок должен активно участвовать в этих действиях. Чем внимательнее родители относятся к этой форме работы, чем больше вовлекают ребёнка в общую деятельность, тем лучше и детальнее получается рассказ ребёнка, тем большим количеством ситуаций пополняется жизненный опыт ребёнка, тем чаще он использует знания, полученные во время данных мероприятий, и переносит их на другие ситуации. Родители начинают видеть уровень развития своих детей, удивляются, огорчаются и радуются открытиям и победам. Возникают эмоционально-родственные связи между родителями и детьми. Заполненные листы вставляются в детские портфолио. Дети с удовольствием рассматривают свои рисунки, вспоминают ситуации, рассказывают о них сверстникам. Поскольку все побывали в сходных ситуациях, дети начинают обмениваться впечатлениями. При выпуске из детского сада листы вместе с портфолио выпускники забирают домой. Родители выпускников рассказывают, что портфолио еще долго доставляет всей семье удовольствие от приятных воспоминаний.
|