В настоящее время, такие исследователи, как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и другие, отмечают, что развитие словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам. Именно поэтому в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи значительное место отводится развитию навыков словестно-логического мышления, необходимых для успешного обучения и адаптации в современном обществе.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в современной специальной педагогике накоплен значительный материал о развитии навыков словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот материал необходимо осмыслить, обобщить и внести новые пути решения.
Рассматривая познавательные процессы у детей дошкольного возраста, отдельно выделяется мышление, как важный компонент познавательной системы. Многие научные труды содержат информацию о мышлении как о особенно сложной форме психической деятельности, которая возникает в случаях, требующих для решения той или иной задачи осуществления анализа и синтеза ситуации.
При проведении диагностики уровня развития словестно-логического мышления отмечается низкий уровень развития мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи и имеет ряд особенностей.
У дошкольников, имеющих данное заключение, вызывает трудности процесс овладения основными операциями словестно-логического мышления, а именно операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Также у данных детей отмечаются сложности в установлении закономерностей, проведении логических операций с понятиями, определении последовательности явлений. Недостаточное развитие словестно-логического мышления приводит к снижению способности к символизации, уровень обобщения не развивается и остаётся на низком уровне, темп усвоения причинно-следственных связей закономерностей снижается.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности переключения с одного вида задания на другое, замедленность и ригидность мыслительных процессов, недостаточная зрелость образного и конструктивного мышления.
Овладеть словестно-логическим мышлением на должном уровне дети могут только в условиях специального обучения.
Развитие словесно-логического мышление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи происходит посредствам различных комплексов упражнений, дидактических.
На первом этапе развития словестно-логического мышления происходит создание психолого-педагогических условий активизации словестно-логического мышления детей при непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. На данном этапе преодоление нарушений развития словестно-логического мышления осуществляется посредством создания проблемных ситуаций. Данные ситуации создаются на интересных ребёнку предметах. В процессе решения проблемных ситуаций ведется работа по обогащению и развитию словаря, обучению составления простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках.
Основной целью второго этапа является формирование когнитивных компонентов речевой системы. Для этого используются такие приёмы стимуляции познавательной и речевой деятельности, как разъяснение условий, наводящие вопросы, дробное предъявление задач. Развитие речевой системы на данном этапе направлено на количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, работа над связными высказываниями.
На третьем этапе происходит формирование у детей с тяжелыми речевыми нарушениями словесно-логического мышления с опорой на абстрактные понятия и рассуждения о предметах и явлениях. Развитие мышления на данном этапе основано на умении использования навыков мысленного расчленения объектов на составляющие части, выделения общих признаков, классификации и использовании знаковых элементов. Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых и речевых явлений способствуют формированию у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты их готовности к усвоению грамоты.
Для решения задач по улучшению эффективности работы по развитию словестно-логического мышления детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями были использовано пособия В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик», «Фиолетовый лес».
Данные пособия является многофункциональными, в игровой форме можно обучаться счету, чтению, развивать монологическую речь и такие познавательные качества как память, мышление и логика. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей, побуждая ребенка анализировать свои действия, с интересом выполнять задания, осознавать цели и находить варианты решения.
Игры на развитие операций анализа и синтеза:
В первом задании ребёнку предлагается по схеме описать одного самого простого колобка. Ребёнок разбирает колобка по частям и описывает их. Потом собирает колобка обратно и составляется полный, последовательный описательный рассказ.
Во втором задании на коврографе выкладывается схема анализа разных по цвету, форме, размеру, отдельным деталям колобков. Сначала предлагается проанализировать самого простого колобка. У колобка детали на липучках. Ребёнок разбирает колобка и по схеме рассказывает, из чего он состоит, какого цвета формы и пр.
В третьем задании ребёнок берёт детали разных колобков из предыдущего задания и ему предлагается создать своего колобка и описывая свои действия.
Игры на развитие операции сравнения:
В первом задании сравнивают два простых колобка. Состоящих из 4-6 деталей. Колобки раскладываются на детали и сравниваются.
Во втором задании сравниваем самого простого колобка и созданного ребёнком. Колобки раскладываются на детали столбиком и сравниваются ребенком.
В третьем задании сравниваются два колобка без раскладывания его на детали.
Игры на развитие операций классификации и обобщения:
В первом задании ребёнку надо выбрать лишнего колобка из 4 представленных на 4 картинках:
-выделен самый явный признак: цвет, остальные признаки будут совершенно одинаковыми(форма, глаза, цвет и пр.)
-менее очевидный и заметный признак, например форму колобка.
-использовано 2 признака, отличающих его от остальных предметов.
-задействованы 3 второстепенных (не очевидных) признака.
Во втором задании ребёнку на коврографе представлялись 8 разных колобков. Ребенок показывал похожих чем-либо колобков и рассказывает : «Эти колобки красные, а эти жёлтые.» и т.д.
В третьем задании ребёнку предлагалось расселить колобков по домикам (домик «Цвет», домик «Размер», домик «Общие детали»).
Таким образом, благодаря универсальности этого пособия ребенку с тяжелыми нарушениями речи, опираясь на визуализацию и проработке каждой операции отдельно, развитие словестно-логического мышления происходит лучше.
|