Сегодня: 07.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


«Развитие словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи»

СКАЧАТЬ (22.0 Kb) 26.05.2020, 14:45
Покудовская Валентина Юрьевна
учитель-логопед, МАДОУ №76 г.Томска
В настоящее время, такие исследователи, как Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и другие, отмечают, что развитие словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи не соответствует возрастным нормам. Именно поэтому в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи значительное место отводится развитию навыков словестно-логического мышления, необходимых для успешного обучения и адаптации в современном обществе.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в современной специальной педагогике накоплен значительный материал о развитии навыков словестно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот материал необходимо осмыслить, обобщить и внести новые пути решения.
Рассматривая познавательные процессы у детей дошкольного возраста, отдельно выделяется мышление, как важный компонент познавательной системы. Многие научные труды содержат информацию о мышлении как о особенно сложной форме психической деятельности, которая возникает в случаях, требующих для решения той или иной задачи осуществления анализа и синтеза ситуации.
При проведении диагностики уровня развития словестно-логического мышления отмечается низкий уровень развития мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи и имеет ряд особенностей.
У дошкольников, имеющих данное заключение, вызывает трудности процесс овладения основными операциями словестно-логического мышления, а именно операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Также у данных детей отмечаются сложности в установлении закономерностей, проведении логических операций с понятиями, определении последовательности явлений. Недостаточное развитие словестно-логического мышления приводит к снижению способности к символизации, уровень обобщения не развивается и остаётся на низком уровне, темп усвоения причинно-следственных связей закономерностей снижается.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности переключения с одного вида задания на другое, замедленность и ригидность мыслительных процессов, недостаточная зрелость образного и конструктивного мышления.
Овладеть словестно-логическим мышлением на должном уровне дети могут только в условиях специального обучения.
Развитие словесно-логического мышление дошкольников с тяжелыми нарушениями речи происходит посредствам различных комплексов упражнений, дидактических.
На первом этапе развития словестно-логического мышления происходит создание психолого-педагогических условий активизации словестно-логического мышления детей при непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. На данном этапе преодоление нарушений развития словестно-логического мышления осуществляется посредством создания проблемных ситуаций. Данные ситуации создаются на интересных ребёнку предметах. В процессе решения проблемных ситуаций ведется работа по обогащению и развитию словаря, обучению составления простых и сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках.
Основной целью второго этапа является формирование когнитивных компонентов речевой системы. Для этого используются такие приёмы стимуляции познавательной и речевой деятельности, как разъяснение условий, наводящие вопросы, дробное предъявление задач. Развитие речевой системы на данном этапе направлено на количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных характеристик лексических и грамматических компонентов языка, работа над связными высказываниями.
На третьем этапе происходит формирование у детей с тяжелыми речевыми нарушениями словесно-логического мышления с опорой на абстрактные понятия и рассуждения о предметах и явлениях. Развитие мышления на данном этапе основано на умении использования навыков мысленного расчленения объектов на составляющие части, выделения общих признаков, классификации и использовании знаковых элементов. Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых и речевых явлений способствуют формированию у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические компоненты их готовности к усвоению грамоты.
Для решения задач по улучшению эффективности работы по развитию словестно-логического мышления детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями были использовано пособия В.В. Воскобовича коврограф «Ларчик», «Фиолетовый лес».
Данные пособия является многофункциональными, в игровой форме можно обучаться счету, чтению, развивать монологическую речь и такие познавательные качества как память, мышление и логика. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей, побуждая ребенка анализировать свои действия, с интересом выполнять задания, осознавать цели и находить варианты решения.
Игры на развитие операций анализа и синтеза:
В первом задании ребёнку предлагается по схеме описать одного самого простого колобка. Ребёнок разбирает колобка по частям и описывает их. Потом собирает колобка обратно и составляется полный, последовательный описательный рассказ.
Во втором задании на коврографе выкладывается схема анализа разных по цвету, форме, размеру, отдельным деталям колобков. Сначала предлагается проанализировать самого простого колобка. У колобка детали на липучках. Ребёнок разбирает колобка и по схеме рассказывает, из чего он состоит, какого цвета формы и пр.
В третьем задании ребёнок берёт детали разных колобков из предыдущего задания и ему предлагается создать своего колобка и описывая свои действия.
Игры на развитие операции сравнения:
В первом задании сравнивают два простых колобка. Состоящих из 4-6 деталей. Колобки раскладываются на детали и сравниваются.
Во втором задании сравниваем самого простого колобка и созданного ребёнком. Колобки раскладываются на детали столбиком и сравниваются ребенком.
В третьем задании сравниваются два колобка без раскладывания его на детали.
Игры на развитие операций классификации и обобщения:
В первом задании ребёнку надо выбрать лишнего колобка из 4 представленных на 4 картинках:
-выделен самый явный признак: цвет, остальные признаки будут совершенно одинаковыми(форма, глаза, цвет и пр.)
-менее очевидный и заметный признак, например форму колобка.
-использовано 2 признака, отличающих его от остальных предметов.
-задействованы 3 второстепенных (не очевидных) признака.
Во втором задании ребёнку на коврографе представлялись 8 разных колобков. Ребенок показывал похожих чем-либо колобков и рассказывает : «Эти колобки красные, а эти жёлтые.» и т.д.
В третьем задании ребёнку предлагалось расселить колобков по домикам (домик «Цвет», домик «Размер», домик «Общие детали»).
Таким образом, благодаря универсальности этого пособия ребенку с тяжелыми нарушениями речи, опираясь на визуализацию и проработке каждой операции отдельно, развитие словестно-логического мышления происходит лучше.


Категория: Логопеду | Добавил: pokudovskaya
Просмотров: 40 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог