Сегодня: 02.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Здоровьесбережение на коррекционных занятиях

СКАЧАТЬ (19.3 Kb) 09.01.2025, 10:57
Соломатина Одина Николаевна
учитель, МКОУ "Ш-И №18"
В настоящее время выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья и темпов развития детей. В связи с этим более востребованными становятся педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения в течение всего образовательного процесса, и в частности на коррекционных занятиях. Здоровьесберегающие технологии должны тесно перекликаться с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяться с максимально индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.

Основные виды здоровьесберегающих технологий, которые используются на коррекционных занятиях, и наиболее эффективно раскрывают инновационные формы работы:
1. Технология обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые ситуации, коммуникативные игры, беседы о «здоровье»).
2. Коррекционная технология (сказкотерапия, психогимнастика, арт-терапия, музыкальное сопровождение на занятиях, театральная деятельность).
3. Технология сохранения и стимулирования здоровья (фонетическая ритмика, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, динамические паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию и снятия мышечного напряжения, упражнения на развитие дыхания, самомассаж).

Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

При выборе упражнений артикуляционной гимнастики следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

На коррекционных занятиях проводится работа по развитию мышления, памяти, внимания. В этом помогают кинезиологические упражнения – комплекс движений позволяющих активировать межполушарное взаимодействие.

Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Кинезиологические упражнения способствуют преодолению этих трудностей.

Музыкально-ритмические занятия укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Также на МРЗ проводится фонетическая ритмика, которая используется для усвоения различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Фонетическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений, средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включается физкультминутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.

Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Во время двигательно-речевых физкультминуток ученик произносит небольшие стихи и одновременно выполняет различные движения, как бы, инсценируя их.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления. На фоне комплексной дефектологической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма. Только комплексное воздействие на может дать успешную динамику психоречевого развития.

Практика показывает, что применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья. А именно: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, дети учатся рассуждать, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности.


Категория: Логопеду | Добавил: OdinaSolo
Просмотров: 96 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 02.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог