В настоящее время выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья и темпов развития детей. В связи с этим более востребованными становятся педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
В нашем образовательном учреждении обучаются дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения в течение всего образовательного процесса, и в частности на коррекционных занятиях. Здоровьесберегающие технологии должны тесно перекликаться с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяться с максимально индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.
Основные виды здоровьесберегающих технологий, которые используются на коррекционных занятиях, и наиболее эффективно раскрывают инновационные формы работы:
1. Технология обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые ситуации, коммуникативные игры, беседы о «здоровье»).
2. Коррекционная технология (сказкотерапия, психогимнастика, арт-терапия, музыкальное сопровождение на занятиях, театральная деятельность).
3. Технология сохранения и стимулирования здоровья (фонетическая ритмика, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, динамические паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию и снятия мышечного напряжения, упражнения на развитие дыхания, самомассаж).
Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
При выборе упражнений артикуляционной гимнастики следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
На коррекционных занятиях проводится работа по развитию мышления, памяти, внимания. В этом помогают кинезиологические упражнения – комплекс движений позволяющих активировать межполушарное взаимодействие.
Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Кинезиологические упражнения способствуют преодолению этих трудностей.
Музыкально-ритмические занятия укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений.
Также на МРЗ проводится фонетическая ритмика, которая используется для усвоения различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Фонетическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений, средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включается физкультминутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.
Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Во время двигательно-речевых физкультминуток ученик произносит небольшие стихи и одновременно выполняет различные движения, как бы, инсценируя их.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления. На фоне комплексной дефектологической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма. Только комплексное воздействие на может дать успешную динамику психоречевого развития.
Практика показывает, что применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья. А именно: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие, дети учатся рассуждать, корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности.
|