Конспект фронтального занятия по математике для детей старшей группы КРО
( 5-6 лет) для детей с задержкой психического развития.
Автор: Кокорева Наталья Николаевна
учитель-дефектолог
МОУ средняя школа № 18
г.Тольятти
Тема: Число и цифра 4.
Цель: Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента.
Познакомить формой наглядного изображения числа 4. Учить соотносить цифру и количество предметов. (Касса цифр – закрепить цифры от 1 – 3).
Учить сравнивать 2 группы предметов. Закрепить понятия «добавить, убавить, сделать поровну».
Познакомить детей с овалов в сравнении с кругом, а также с овоидом (яйцом).
Ход занятия.
1. Орг.момент: - Какое сейчас время года? (Весна).
- Кто возвращается с юга домой? (Птицы).
Правильно, прилетают скворцы, грачи, ласточки и др. птицы.
2. Сейчас мы с вами посчитаем, сколько ласточек прилетело к нам на занятие. (1,2,3)
3. Построили они себе гнездышки – давайте посчитаем, сколько гнезд у ласточек. (1-3)
- Сколько всего птичек? (3)
- Сколько у них гнездышек? (тоже 3).
- Что можно сказать о количестве птиц и гнезд? (Их, поровну по три - то есть, птиц столько же сколько гнезд, каждой птичке достанется по одному гнезду).
4. Немного позднее прилетела еще одна птичка.
- Сколько стало птиц? (4)
- А сколько всего гнезд? (3)
- Кого больше? Чего меньше? На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы птичек и гнездышек было одинаковое количество, т.е. поровну? (Добавить 1 гнездышко, или убавить одну птичку).
- Что мы сделали? (Добавили или убрали 1 предмет).
- Сколько теперь стало предметов? Что мы можем сказать о количестве? (Поровну по 3, или поровну по 4).
5. Давайте обозначим цифрой 4 количество предметов. Посмотрите, это 4.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)
Делал Егорка с мамой уборку.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки у мышки и у кошки.
Физкультминутка: Мы пойдем гулять по лесу (маршируем)
Вдруг, мы видим - у куста
Птенчик выпал из гнезда (присели и рассматриваем)
Тихо птенчика берем,
И назад в гнездо кладем.
(Давайте помашем крылышками, как птички).
6. Работа с раздаточным материалом: (На столе лежат пеналы с геом. фигурками
и карточка с 2 полосками).
- Ребята, вы должны отложить на верхней полоске столько кружочков, сколько раз я хлопну! (3).
- А на нижнюю полоску вы отложите на 1 кружок больше, т.е. сколько? (4).
- Покажите пальчиком, на какой полоске три кружочка. (На верхней.)
Обозначьте цифрой 3
- Покажите пальчиком, на какой полоске четыре кружочка? (На нижней)
- Какая цифра больше, на - сколько? (На 1).
- Что нужно сделать, чтобы кружочков стало поровну? (Добавить, убрать 1 предмет).
- Что теперь можно сказать о количестве? (Поровну, одинаковое количество.)
7. Д/и «Что изменилось?»
На наборном полотне расставлены геом.фигуры. Педагог просит запомнить, как они
стоят, а потом поменяет их местами, добавляет, убирает. Спрашивает у детей: «Что
изменилось?»
8. А сейчас мы с вами познакомимся с новой геометрической фигурой.
Я загадаю вам загадку: Что ребята каждый год,
Птичка в гнездышке несет? (Яйцо)
(Показываю детям яйцо)
А теперь посмотрите на эту фигурку. Кто знает, как она называется?
Это – ОВАЛ. Он похож на яйцо, только плоское, нарисованное на бумаге.
Я расскажу вам сказку про ОВАЛ.
- Сидели как-то наши друзья: Круг, Квадрат и Треугольник в своем домике и пили чай. А блюдечки у них напоминают что? А кусочки сахара? А печенье?
- Вдруг слышат они песенку, выглянули в окно. По дорожке бежит круг- не круг, а овал (показать на картинке.)
- Вышли к нему друзья навстречу, начали знакомиться:
- «Я – Квадрат, у меня четыре угла. Я похож на …»
- «Я – Круг, у меня нет ни одного угла. Я могу катиться, похож на…»
- «Я – Треугольник, у меня три угла. Я похож на …» (Дети заканчивают предложение)
- «А меня зовут – Овал. На кого из вас я похож? (На круг, так, как нет углов.)
А чем отличаюсь? (Дети пытаются выразить наблюдаемое словами, но если не смогут – то помогает педагог). Давайте вместе жить!
- Пошли друзья гулять, а Овал оказался такой проказник – побежал на огород и спрятался. Помогите ребята его найти!
Педагог выставляет изображения моркови, огурца, помидора, баклажана и репки.
- Куда же спрятался Овал? (Какие овощи по форме его напоминают: огурец, баклажан).
- А что напоминает Круг? (Помидор, репка)
- Как одним словом назвать то что, увидели друзья? (Овощи).
На столах у детей листочки с изображением овала. Педагог предлагает – дорисовать
Картинку, т.е. спрятать в нее какой-то предмет. После выполнения задания работы
Детей обсуждаются.
9. Итог занятия. Все вы молодцы! Очень хорошо работали на занятии:
Использованная литература
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. - Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов, 2001.
2. Занятие по ФЭМП "Путешествие в страну Геометрия" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
3. Учебно-методический материал по математике по теме: "Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов | Социальная сеть работников образования
|