Конспект открытого занятия по ФМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к народам Поволжья»
Гридина Надежда Михайловна, воспитатель Д/С№130 «Родничок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.Тольятти
Программное содержание: 1. Совершенствовать представление детей о свойствах фигур и классифицировать их по признакам; 2. Конкретизировать пространственные ориентировки; 3. Закрепить умение соизмерять по длине, упражнять в порядковом и обратном счете; 4. Формировать умения детей решать задачи – шутки, задачи – ловушки; 5. Воспитывать настойчивость, находчивость, смекалку и взаимопомощь.
Материал и оборудование: набор геометрических фигур на каждого ребенка, палочки Кюзенера, фотографии народов Поволжья в национальных костюмах, мяч, математический коврик, схема маршрута.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас необычный день, нам пришло приглашение от друзей- народов Поволжья. А народы каких национальностей живут у нас в Поволжье? (с мячом) - татары, мордва, чуваши, башкиры. - все вместе мы живем на берегах какой реки, ребят? - на реке Волга - на чем мы отправимся в путешествие? - на корабле по Волге. - но корабль нужно построить ребят. Давайте вместе дружно построим корабль. «Собери кораблик из геометрических фигур» по образцу. Команда девочек и команда мальчиков собирают каждый свой корабль. - команды, поменяйтесь местами, и проверьте друг друга, точно по схеме команда соперников собрала корабль? Молодцы, мальчики быстро справились с заданием, а девочки были более аккуратными - Теперь нам не страшно отправиться в путешествие, но нам нужен путеводитель. А поможет нам математический коврик. Дамир, вставай к штурвалу. Твой путь начинается с центра ковра, рассказывай, как ты будешь добираться до пункта назначения. - Я стою в центре ковра, я подхожу к верхнему краю ковра, и приближаюсь к правому верхнему углу. - и куда ты пришел, Дамир? - в гости к татарам. - правильно, к народам Поволжья – татарам, но на нашем пути речка, как пройти в гости? - надо построить мост. - согласна, давайте пройдем и построим мост (дети садятся за столы, обратить внимание на осанку, строят ступеньки из набора палочек Кюзенера). Чтобы подняться на мост надо построить ступеньки. - Артем, какая по цвету ступенька находиться между красной и фиолетовой? - между красной и фиолетовой желтая ступенька - Алиса, какая по цвету ступенька находиться между синей и черной? - между синей и черной находиться бордовая ступенька - Полина, какая по счету желтая ступенька? - желтая ступенька пятая - Карина, какая по счету синяя ступенька? - синяя ступенька по счету девятая
Гимнастика для глаз «Глаза отдыхают» Теперь другу к другу повернитесь, И широко соседу улыбнитесь. Теперь немного поморгайте, Поочередно каждым глазом помигайте. Теперь опять немного поморгайте Глаза закройте просто, отдыхайте А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы Откройте широко. Где ж очутились мы?
- Полина, между какими по счету двумя ступеньками находиться шестая ступенька? -шестая ступенька находится между пятой и седьмой. - Никита, между какими двумя ступеньками находиться третья ступенька? - третья ступенька между второй и четвертой. - Давайте вместе сосчитаем, сколько всего ступенек поднимается вверх. - дети считают: 1,2…10. - молодцы, постройте ступеньки вниз с моста…Молодцы, дружно справились с заданием. Хором сосчитайте ступеньки, с которых мы будем спускаться. - Дети считают: 10, 9…1. - молодцы, все правильно сосчитали - А мы продолжаем путешествие, тихо выходите из-за стола. Твой путь Алиса начинается в левом нижнем углу. Рассказывай, как ты будешь добираться до пункта назначения. - Я нахожусь в левом нижнем углу, я подхожу к центру ковра и двигаюсь в левый верхний угол. - К кому мы пришли? - к башкирам. - к народам Поволжья – башкирам, в этих краях водиться так много рыбы, что местные рыбаки не справляются. Давайте поможем им выловить рыбу. «Собери рыбку» (из геометрических фигур по образцу, работа в парах). Вспомните правила работы в парах, договоритесь между собой, кто из вас какую часть рыбки будет собирать. Молодцы, дружно помогли выловить рыбу. - А сейчас решите задачу – шутку или по-другому задачу-ловушку, почему они так называются? (ответы детей). Будьте внимательны: - У бабушки Маши есть внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внучат у бабушки Маши? (одна внучка) Молодцы, кто оказался лишний? (собака и кошка). - На березе две ветки, на каждой ветке по одному яблоку. Сколько яблок на дереве? (на березе яблоки не растут). - Рыбак выловил две щуки, одну утку, три карася. Сколько рыб выловил рыбак? (пять, утка не рыба).
- Отправляемся в путешествие дальше? Никита, вставай к штурвалу. - Я нахожусь в правом нижнем углу, двигаюсь к центру и подхожу к верхнему краю ковра. - К кому мы попали в гости? - к народам Поволжья - мордва - а люди этой национальности любят играть в игры, и мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Водяной» Водяной, водяной, что сидишь ты под водой Выйди, выйди хоть на час и узнай кого из нас Ты глаза не открывай, по одежке узнавай. (мальчики идут во внешнем кругу взявшись за руки, в середине круга «водяной »-девочки с закрытыми глазами присели. Мальчики останавливаются, «водяной» -девочки встали и на ощупь с закрытыми глазами угадывают мальчика из внешнего круга, который в этот момент остановился перед ней). - А к кому мы отправимся в гости в следующее наше путешествие, мы узнаем, если правильно выполним следующее упражнение «Рассели фигуры по квартирам» - Костя, сколько этажей в доме? (3) - Вероника, сколько подъездов? (4) - Настя, по каким признакам будем расселять фигуры? - по цвету и по форме. Дети по одному цепочкой расставляют фигуры, сразу проверяют, правильно ли выполнил задание товарищ. - Молодцы, все фигуры заселили в свои квартиры
- Подойдите все ко мне, и девочки и мальчики. - у каких народов мы сегодня побывали? (у татар, башкир, мордвы), не побывали только у народов Поволжья – чувашей. К ним мы отправимся в следующее увлекательное путешествие. .Что понравилось? Какие задания показались трудными? - Кто считает, что сегодня отвечал на вопросы полным ответом, справился со всеми заданиями самостоятельно пройдите и возьмите на столе награждений золотую звездочку, кто думает, что нужно еще немного постараться возьмите синюю звездочку.
|