Артюхова Надежда Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №60 «Дружная семейка» города Альметьевск»
Конспект занятия по математике «Поможем почтальону» в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные: Формировать навык ориентации на плане с помощью карточки-подсказки. Продолжать учить классифицировать геометрические фигуры по форме, размеру, цвету. Учить решать логические задачи с помощью кодовых карточек в знаково-символической форме.
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь, уважение к старшим и сверстникам.
Материал и оборудование: План, карточки-подсказки с геометрическими фигурами, набор блоков Дьенеша, три обруча, кодовые карточки: зеленый, желтый, синий цвета и такие же перечеркнутые; карточки с 1, 2, 4 точками и такие же перечеркнутые; маленький, большой дома и такие же перечеркнутые.
Содержание:
Воспитатель загадывает детям загадку:
С сумкой тяжелой обходит район,
Нам журналы носит он.
Телеграммы и газеты,
В письмах от родных приветы. (Почтальон)
Воспитатель сообщает детям, что к ним обратился за помощью Почтальон.
Почтальон: Ребята, я принес карту своего села, помогите доставить письма до адресатов. А как добраться до них вам подскажут карточки-подсказки.
Игра «Поможем почтальону»
Воспитатель предлагает детям помочь Почтальону доставить письма до адресата, не заблудившись, по плану. Вначале дети рассматривают план, где изображены дома, лес, дорожки, начало пути (стрелка), на поворотах геометрические фигуры. Затем показывает карточку – подсказку с помощью, которой детям предстоит передвигаться по плану. На карточке изображены: стрелка (с нее начинается путь), геометрические фигуры. Ребенок выбирает в какую сторону ему повернуть в зависимости от того какая фигура нарисована у него на карточке. Например: после стрелки нарисован квадрат, ребенок смотрит на план и видит, что квадрат изображен на дорожке справа, следовательно, нужно повернуть вправо. Ребенок передвигается на плане по дорожке до следующего перекрестка с геометрическими фигурами, смотрит на карточку-подсказку, где обозначен круг и поворачивает в ту сторону, где на плане нарисован круг и т.д.
Почтальон благодарит детей и дарит им посылку, в которой находятся три обруча и набор блоков Дьенеша.
Игра с тремя пересекающимися обручами:
Дети по указанию воспитателя поочередно размещают блоки Дьенеша в обручах. Например: внутри красного обруча все красные фигуры, внутри желтого – все маленькие, внутри зеленого – все квадраты.
После этого выясняется, какие фигуры лежат в каждой из восьми областей, образованных тремя обручами.
В первой – красный, маленький квадрат (красный – потому, что лежит внутри красного обруча, где лежат все красные фигуры, маленький – потому что лежит внутри желтого обруча, где лежат все маленькие фигуры, и квадрат – потому что лежит внутри зеленого обруча, где лежат все квадраты).
Во второй – красные, маленькие неквадратные фигуры (последнее – потому что лежат вне зеленого обруча).
В третьей – маленькие некрасные квадраты.
В четвертой – большие красные квадраты.
В пятой - большие красные неквадратные фигуры.
В шестой - маленькие некрасные неквадратные фигуры.
В седьмой - большие некрасные квадраты.
В восьмой - большие некрасные неквадратные фигуры.
Физкультминутка «Почтальон»
Дети встают друг за другом. Почтальон – последний. Он «рисует» форму конверта на спине ребенка: квадрат, треугольник, ромб, круг и т.д. Ребенок должен отгадать и нарисовать впереди стоящему и так дальше. Первый ребенок говорит, какой формы был конверт. Ошибившийся ребенок встает перед воспитателем.
Почтальон: Ребята, я потерял пуговицу. Помогите мне ее найти.
Игровая логическая задача: «Какую пуговицу потерял почтальон»
Пуговица не зеленая и не желтая, не с одной и не с двумя дырками, не большая.
Перед детьми 16 кодовых карточек:
- зеленый, желтый, синий цвета и такие же перечеркнутые;
- карточки с 1, 2, 4 точками и такие же перечеркнутые;
- маленький, большой дома и такие же перечеркнутые.
Решение: Пуговица не зеленая, не желтая, следовательно, синяя; не с одной, не с двумя дырками, следовательно, с 4 дырками; не большая, следовательно, маленькая.
Ответ: Почтальон потерял синюю, с четырьмя дырками, маленькую пуговицу.
|