МБДОУ «Детский сад №12 компенсирующего вида» г. Гатчина
Жоржина Нина Николаевна
Воспитатель детского сада
Конспект занятия в средней группе
«Волшебные ступеньки»
Цель:
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей через освоение логико – математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости).
Задачи:
Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые. Количественный и порядковый счет, счет на слух.
Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков.
Кодирование блоков и раскодирование – описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия «тяжелый – легкий».
Коррекционные задачи:
Развитие мелкой моторики рук, осязания.
Поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи, развивать доказательную речь.
Продолжать развивать умение слышать друг друга, помогать товарищам.
Развивающая среда:
набор блоков Дьенеша, кодовые карточки, мягкие игрушки – звери, дом со ступеньками, набор геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус с разной структурной поверхностью, кубики пластмассовые, «шуршалки - шумелки», изображения различных предметов, спускающихся на парашютах.
Ход занятия
1.Организационный момент. – Дети, хотите пригласить в гости поиграть с нами своих друзей? Они живут каждый в своем домике.
Раздаем блоки – это пригласительные билеты. Дети идут и ищут домики, которые соответствуют блокам.
На каждом домике кодовая надпись, ее нужно прочитать и взять игрушку, если есть соответствие блока и надписи.
Дети берут игрушки и несут на игровую полку. Вдруг слышится чей-то плач.
-Вот зайчик, это он плачет.
Зайчик рассказывает, что вышел из своего домика, а обратно попасть не может, захлопнулась дверь. Надо помочь зайцу.
-Но в домик ведут волшебные ступеньки. И на каждой какое-то задание, его надо выполнить, тогда зайка сможет вернуться домой.
Упражнение для глаз.
Смотрим попеременно вдаль и на зеленый кружок на стекле, два-три раза; поглаживание век, 5о сек; моргание, 50 секунд.
Упражнение для рук.
Растирание пальцев по очереди, загибание пальцев одновременно с их называнием; пальцы здороваются, обнимаются; растирание ладоней.
2.Основная часть. На первой ступеньке нужно будет с закрытыми глазами определить, что будет у нас в руках.
Дети садятся на стульчики напротив друг друга. Одна группа закрывает глаза, другая наблюдает. В это время воспитатель каждому ребенку с закрытыми глазами дает в руки предмет – геометрическое тело: кубик, цилиндр, конус, шарик. У этих предметов разная структура поверхности. Воспитатель по очереди спрашивает у детей, что они «видят» и чувствуют руками. Дети начинают рассказывать, описывая предмет, что это шарик, он гладкий, холодный, приятный на ощупь, затем каждому предлагается посмотреть, что у него в руках.
Игра повторяется с группой детей, сидящих напротив.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Все предметы дети кладут на стол и начинают считать,
сколько было в игре конусов, сколько цилиндров, шаров.
-На второй ступеньке нужно посчитать на слух.
Воспитатель берет кубики «шуршалки-шумелки» и начинается отсчет на слух. Затем ребенок стучит, гремит – дети считают; проигрывается игра с несколькими детьми.
-Хорошо играли ваши ручки и ушки, а пальчиками хотите поиграть?
Пальчиковая игра.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
На третьей ступеньке дети должны все вместе сыграть в оркестре. Все берут звучащие кубики и играют оркестром.
-Ступеньки мы преодолели, а домик не открывается, замок закодирован. Нужно подобрать ключик - описать с помощью кодов блоки, которые находятся на замке: большой синий квадрат, маленький красный круг и маленький красный треугольник.
Дети подходят к наборному полотну и с помощью кодов начинают описывать блоки. Когда работа закончена, замочек открывается, и все радуются, что зайчик попал домой.
-Дети, посмотрите вверх. Пока мы с вами играли, над нами пролетел самолет, и из него на землю на парашютах стали спускаться разные вещи. Давайте посмотрим, что быстрее долетит до земли?
-Капуста или мяч?
-Почему так думаете? «Капуста тяжелая, а мяч легкий».
Аналогично сравниваются другие предметы.
3.Подведение итогов.
- Пока шла игра, самолет сделал круг, вернулся к нам и приземлился, чтобы забрать нас и покатать.
Дети имитируют полет самолета.
Используемая литература:
З.А Михайлова, Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»
|