Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Липчане – герои Великой Отечественной Войны!» предназначена для детей 6-7 лет. В ходе занятия дети через презентацию знакомятся с героями ВОВ, чьи имена носят улицы нашего города.
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение -презентация.
Тип занятия:
Занятие сообщения и
усвоения новых знаний Организационная часть
Изложение нового материала и
закрепление его
Методы: 2 классификация: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый
Приемы: беседа, работа с наглядным материалом.
Форма проведения: лекция, вопросы, загадки, физкультминутка.
Цель: Формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков героев Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о войне.
Познакомить с героями Великой Отечественной войны, чьи именами названы улицы нашего города Липецка.
Развивающие задачи:
Активизировать словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий: Отечество, защищать, оборонять, гордиться, сражаться, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, генералы, маршалы.
Развивать интерес к истории своей страны, к людям, которые внесли вклад в Победу.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми подвигами наших земляков - героев Великой Отечественной войны;
Подготовительная работа:
Беседы с детьми о Великой Отечественной войне.
Знакомство с детьми-героями войны.
Подготовка к сторителлингу «События и лица Победы!»
Подготовка исследовательский работ для фестиваля «Победы славное лицо!»
Музыкальное сопровождение:
От героев былых времен (Офицеры). Музыка: Рафаил Хозак. Слова: Евгений Агранович.
Участники:
дошкольники 6-7 лет
План занятия:
1.Организационная часть
2. Изложение нового материала и закрепление его
3.Подведение итогов
4.Рефлексия
Ход игры:
1. Организационная часть.
Педагог:
Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он?
Ответы детей: Герой
Педагог: Правильно. Своими героями гордится и наш город Липецк. Великая Отечественная война 1941-1945гг. оставила свой жестокий след и в истории города Липецка. Около 6 000 липчан не вернулось с полей сражений.
2. Изложение нового материала и закрепление:
Педагог: В первые же дни войны, почти десять тысяч липчан ушли на фронт добровольцами. Тысячи продовольственных и вещевых посылок направили горожане бойцам. В годы войны в городе действовали 104 госпиталя, вернувших здоровье десяткам тысяч бойцов.
Не смотря на то, что боевые действия напрямую не затронули город, гитлеровские захватчики дважды вторгались в пределы нашего края. Первый раз - при наступлении на Москву осенью 1941 года, когда они оккупировали Елец и были разгромлены в Елецкой наступательной операции.
Второй раз - в июле 1942 года при наступлении на Сталинград. Окончательно фашисты были изгнаны с территории современной Липецкой области в 1943 г. В годы Великой Отечественной войны 250 тысяч жителей Липецка и Липецкой области защищали нашу родину от оккупантов с оружием в руках. Каждый второй погиб в боях за Родину.
В тяжелой борьбе с врагом участвовали не только взрослые, но и дети.
Ученик 18-й железнодорожной школы Володя Макаревич в момент решающих боев за Елец указал советским воинам месторасположение огневых средств противника. Во время боя Володя был сражен пятью вражескими пулями. Бойцы отправили юного героя в госпиталь.
Пионеры Миша Бекетов и Леня Оборотов перерезали телеграфные провода у немецкого штаба, собрали разведывательные данные и сообщили их советским частям. Они помогли нашим воинским подразделениям в борьбе с немецкими оккупантами. Но вражеские пули настигли юных патриотов, и они пали смертью храбрых за родной город.
В боях под Екатериновкой погиб пионер Елецкой школы №12 Витя Орлов. Он прикрыл своим телом от пуль врага командира партизанского отряда М.В. Астапова.
Все это свидетельство высокого патриотизма русского народа!
Эстафета подвига:
Земля Липецкая.
Это пламя безмолвно.
Эти камни кричат.
Кто б ты ни был – склонись
Перед мужеством павших,
Перед памятью светлой
Героев-липчан,
Жизнь во славу Отчизны
Отдавших…
Дорогой ценой далась нам эта победа. Лучшие качества нашего народа проявились в годы Великой отечественной войны. Беспримерную доблесть, несгибаемое мужество, массовый героизм. Значительный вклад в разгром немецких захватчиков внесло население нашей области. Как и весь советский народ, наши земляки воевали за правое дело и заслужили почет и уважение на все времена.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим лишь о некоторых героях Великой Отечественной войны, чьи именами названы улицы нашего города. Так как таких героев у нас много. И на одном занятии просто не успеем со всеми познакомиться. Названия некоторых улиц вы хорошо знаете и может даже на них живёте. Названия других наверно просто слышали. А есть и такие, о которых вы узнаете только сегодня. Мы сегодня узнаем, их
Показ слайда № 1. Улица Катукова.
Педагог: Посмотрите на первый слайд. Узнаёте, какая улица на ней изображена? Какие здания знакомы вам? Кто из вас живёт на этой улице?
Это улица Катукова. Она находится рядом с улицей Стаханова, на которой находится наш Дом творчества. Михаил́л Ефи́мович Катуков́ родился в Московской области, он не липчанин.
В годы Великой Отечественной войны командовал танковыми соединениями и объединениями. Весной 1942 года в Липецке формировал танковый корпус, который в мае вступил в бой с врагом на рубеже Волово- Тербуны.
М.Е. Катуков -известный советский военный деятель, Маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза.
После войны находился на высших командных должностях в армии.
Показ слайда 2. Улица Литаврина.
Педагог: Ребята, эта улица Литаврина. Мне посчастливилось познакомиться с правнуками этого героя. Дима и Влад. Так зовут этих мальчиков, ходили к нам в студию «Талант-сити». Дима приносил фотографии своего прадеда и рассказывал нам о его подвигах.
Сергей Гаврилович Литаврин родился в с. Двуречки Грязинского района, в семье крестьянина. Отец Сергея поступил работать на Липецкие железные рудники и перевез семью в Липецк. Окончив 8 классов средней школы №5, Литаврин поступил учиться в Воронежский радиотехникум. Но вскоре вернулся в Липецк и стал учиться в аэроклубе. Через год был зачислен курсантом школы летчиков-истребителей. Ему было 16 -17 лет, представьте. Это ученик 10-11 класса, школьник, который уже стал лётчиком. По окончании школы служил командиром авиазвена.
С первых дней Великой Отечественной войны комсомолец Литаврин участвовал в боях на Ленинградском фронте. За время войны Литаврин совершил 490 боевых вылетов на разведку и штурмовку живой силы и техники противника, участвовал в 90 воздушных боях, в которых лично сбил 19 фашистских самолетов. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды и многим медалями. Капитану Литаврину Сергею Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Показ слайда № 3. Улица Водопьянова.
Педагог: Посмотрите на слайд. Узнаёте, какая улица на ней изображена? Какие здания знакомы вам? Кто из вас или из ваших близких живёт на этой улице? Это улица Водопьянова.
Водопьянов Михаил Васильевич родился в с. Большие Студёнки (ныне часть Липецка ) - советский лётчик, шестой Герой Советского Союза. В армию Михаил Водопьянов добровольно пошел в 20 лет. Сначала был обозным и шофером, но затем окончил Московскую летно-техническую школу и мечта о небе сбылась. Михаил Водопьянов первым открыл воздушный путь на Сахалин.
Вся страна узнала имя Водопьянова в 1934 году. В феврале советский корабль «Челюскин» с научной экспедицией отправился на освоение Северного морского пути. Судно было раздавлено льдинами в Чукотском море и утонуло. Михаил Водопьянов добился, чтобы его допустили к спасению челюскинцев. Он трижды летал к терпящим бедствие и спас около сотни жизней. В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Водопьянов был одним из организаторов авиации дальнего действия. Лично водил тяжелые воздушные корабли на бомбежку глубоких тылов фашисткой Германии. Во главе группы бомбардировщиков в числе первых громил военные объекты в Берлине. В послевоенный период Водопьянов вернулся в арктическую авиацию и принимал участие в ряде воздушных экспедиций
Педагог: Ребята, а каким должен быть герой?
Ответы детей: Сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.
Педагог: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.
Физкультминутка «Самолёт»:
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
К облакам поднялись,
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут,
Приготовим парашют.
Толчок, прыжок,
Летим дружок!
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
Показ слайда № 4. Улица Папина.
Педагог: Посмотрите на слайд. Узнаёте, какая улица на ней изображена? Какие здания знакомы вам? Эта улица находится недалеко от Водопьянова. Посмотрите на это здание. Это роддом. Многие из вас здесь возможно родились. Это очень важный дом- дом, в котором рождается человек. ЭИ находится он на улице Папина. Сейчас, когда идёт ремонт дороги по проспекту Победы, все автобусы едут по улице Папина.
Павел Андреевич Папин родился в г. Липецке. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Дважды был тяжело ранен. Награжден орденами Красного Знамени и Славы III степени. Героический подвиг командир взвода роты автоматчиков Папин совершил 12 марта 1945 года в районе деревни Ференц (Венгрия) при отражении атак крупных сил пехоты и танков противника. Послушайте внимательно рассказ об этом подвиге. Педагог читает:
«…Наступило затишье. Старшина Папин смотрел туда, где скрылись немецкие танки. Местность просматривалась плохо. Папин вздохнул. Все не такое, не похожее на родные места.
- Товарищ старшина, ползут! – услышал он приглушенный голос.
Отведя взгляд от деревни, устремил его вперед. Увидел темно-серые танки, за ними двигались маленькие фигурки немецких автоматчиков. Батальон гитлеровцев поредел, но все равно немцев было много, куда больше, чем уцелевших советских автоматчиков. Их рота и взвод, которым он командовал, были малочисленны. Солдаты делали последние приготовления к бою – четвертому с сегодняшнего утра. Навстречу врагу вытянулись длинные стволы противотанковых ружей. Бойцы, как и он, сам секунду назад, не глядя, проверяли свои гранаты. Гул движущихся по полю танков нарастал. Послышалась первая пулеметная очередь. "Не пройдешь… Остановлю! ." Старшина уже не видел ничего кроме танка. Нажим на курок, сильный толчок в плечо… И вдруг танк на полном ходу остановился. Вот кто-то рванулся из окопа и, пробежав навстречу стальной вражеской махине несколько шагов, снопом повалился на землю. В тот же миг, без шинели, без каски, на бегу выхватывая из чехла гранату, рванулся вперед еще кто-то, на этот раз сквозь грохот боя донесся взрыв – танк беспомощно повернулся на месте и замер. Старшина в ярости скрежетнул зубами, закрыл глаза, чтобы не видеть того места, где только что стоял человек. А когда глянул в сторону, снова увидел мчащуюся фигуру еще одного бойца навстречу другому танку. Потеряв несколько машин и десятки солдат, противник откатился. Через некоторое время бой начался снова. Папин опять наспех ощупал сумку с патронами, с гранатами. Немного!
- Слушай мою команду! – негромко крикнул бойцам своего взвода Папин. – Стрелять по цели, беречь боеприпасы!
Стрельба становилась ожесточеннее. Стремительность движения противника начала падать. Но что это?! В одном месте цепь советских автоматчиков подалась вдруг назад. Серые танки оказались на линии обороны. А к тому месту уже повернули и устремились другие машины…
- Взвод, за мно-о-ой!
Папин поднялся во весь рост и со связкой гранат в руке бросился навстречу врагу.
- Вперед, товарищи!
Папин видел перед собой только танки.
… Так отдал свою жизнь гвардии старшина Павел Андреевич Папин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии старшине Папину Павлу Андреевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.»
Показ слайда №5. Улица Шкатова.
Педагог: Ребята, эта улица, скорее всего, вам незнакома. Это улица Шкатова -улица в Правобережном округе города Липецка. Проходит в посёлке Студёновского рудоуправления от улицы Гагарина до стадиона «Горняк». В 1967 году на улице Шкатова была установлена 4-метровая стела, отделанная гранитной крошкой, с изображением летящей ракеты и текстом «50 лет». Столько тогда прошло после Октябрьской революции. Теперь надпись изменили и на самой стеле написали: «Студеновским горнякам» и «Стагдок»
Педагог: Ива́н Васи́льевич Шка́тов -Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны , командир взвода 490-го стрелкового полка.
Родился в селе Таволжанка (ныне часть города Грязи). Окончил курсы младших лейтенантов, командовал взводом, участвовал в боях на разных направлениях. Весной 1944 года полк, в котором служил лейтенант Шкатов, прибыл под Витебск, откуда началось большое наступление наших войск. Полку Шкатова, находившемуся в середине октября 1944-го у реки Шешупе, было приказано первому форсировать реку и вступить на вражескую территорию. Преодолеть ее было трудно, гитлеровцы заметили наш десант и стремились уничтожить полк Шкатова. На противоположный берег удалось переправиться только двенадцати бойцам, остальные погибли. Ведя непрерывный огонь, гитлеровцы приближались все ближе, несколько раз был ранен лейтенант Шкатов, но не выпускал из рук автомата. Уже истекающий кровью, он поднял оставшихся в живых в штыковую атаку. Три часа свыше ста пятидесяти фашистов пытались одолеть двенадцать советских воинов, выбить их с занимаемых рубежей и - не смогли. Лейтенант Шкатов в этом бою пал смертью храбрых. Он не отошел ни на шаг назад. Шкатову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Показ слайда №5. Площадь Константиновой.
Педагог: Ребята, эта площадь Константиновой — площадь в Правобережном округе Липецка. Находится на Соколе, рядом с территорией спорткомплекса «Сокол». На площади находится Дворец культуры «Сокол», в котором расположен Липецкий муниципальный драматический театр. Может кто-то из вас был в нём?
Педагог: Ксения Семёновна Константиновна родилась в в с. Сухая Лубна Липецкого района, в семье крестьянина. Успешно окончила семилетнюю школу и поступила учиться в Липецкую фельдшерскую школу.
Послушайте внимательно рассказ:
«Дважды она добровольцем пыталась уйти на фронт. И каждый раз ей отказывали. Разговор в военкомате происходили один и тот же:
- Сколько лет?
- Шестнадцать.
- Ничего не выйдет. Пока без тебя обойдемся.
В третий раз она была особенно настойчивой. И ее приняли. На фронт она попала не сразу. Сначала их всех, девчат-добровольцев, определили на краткосрочные медицинские курсы. А в конце мая старшина медицинской службы восемнадцатилетняя Ксения Константинова вместе со всем полком уже ехала на один из участков фронта Курско-Орловской дуги. В конце сентября 3-й батальон вел тяжелые бои за участок шоссейной дороги, идущей из Смоленска на Витебск. Батальон нес большие потери. Ксения еле успевала выносить в безопасное место раненых. Взмокла от пота гимнастерка, в нескольких местах была прострелена санитарная сумка. Но девушка ничего не замечала. Мысль была одна: если она замешкается, погибнут истекающие кровью люди. И Ксения спешила к ним на помощь. В полдень немцев выбили из деревни. Минуло полчаса. По полю мчалась повозка, немцы открыли огонь. Ксения положила на повозку несколько тяжелораненых солдат. Повозка скрылась из глаз. Она решила задержать немцев до прихода своих. Схватив автомат, отважная девушка дала несколько длинных очередей. Начали стрелять и раненые. Немцы залегли. А Ксения, перебегая с места на место, подбодряя солдат, все стреляла и стреляла. Немцы подползали все ближе, кольцом охватывая бесстрашную русскую девчонку. Вдруг что-то сильно толкнуло ее в голову. Ксения не почувствовала боли, но потом, когда по щеке потекла кровь, поняла, что ранена. Наскоро перевязав голову, продолжала стрелять. Кончились патроны. Тогда, поднявшись во весь рост, Ксения бросила несколько гранат в дико орущую группу фашистов, которые были в нескольких шагах. Нечеловеческим пыткам подвергали озверелые враги бесстрашную девушку. Но ни слова не добились от нее. Тогда, полуживую, ее прибили колом к земле…Ксения не боялась трудностей фронтовой жизни, всегда была веселая, обходительная, не жалела себя во имя победы над ненавистным врагом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года Константиновой Ксении Семеновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза».
3. Подведение итогов
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с героями Великой Отечественной Войны, чьи, имена носят улицы Липецка. Но у нас есть ещё много улиц, о которых мы с вами не поговорили: улица в честь генерала Меркулова, М.И. Неделина, который командовал противотанковой артиллерийской бригады. В поселке Матырский назвали улицу в честь лётчика Ануфриева, а в посёлке Трубного завода есть улица Нестерова, он был танкистом.
Сейчас я проверю, насколько внимательно вы меня слушали и запомнили имена героев, с которыми я вас познакомила. Я загадаю вам загадки на военную тему.
Педагог:
1.Хоть зовут меня ручная,
Но характер колкий.
Будет помнить навсегда,
Враг мои осколки.
Ответы детей: Граната.
2. Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это …
Ответы детей: Пулемёт.
3. Он стреляет безотказно,
И любой простой солдат
Управляет им прекрасно.
Что же это?...
Ответы детей: Автомат. Если дети не могут ответить на вопрос, педагог помогает с ответом.
Педагог: Кому нужен был пулемёт, автомат?
Ответы детей: Папину, Шкатову.
Педагог:
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
Ответы детей: Танкистом.
Педагог: Назовите танкиста, его именем названа улица, которая находится на пересечении с улицей Стаханова.
Ответы детей: Катуков.
Педагог:
В самолете он летает,
Страну нашу охраняет.
Выполняет он приказ:
Защищая с неба нас.
Ответы детей: Летчик.
Педагог: Вспомните имена лётчиков, чьи имена носят улицы Липецка.
Ответы детей: Литаврин и Водопьянов.
Педагог:
Если ранили солдата,
Он внезапно тут как тут.
Забинтует и подлечит
Как его друзья зовут?
Ответы детей: Медсестра, военный врач
Педагог: Назовите имя и фамилию медсестры, в честь которой названа площадь на «Соколе».
Ответы детей: Ксения Константинова.
4.Рефлексия
Педагог: Ребята, кому было интересно сегодня на занятии, много интересного узнал, на доску прикрепите зелёный магнит.
Кто из вас уже это уже знал от родных, знает героев, о которых мы говорили, прикрепите жёлтый магнит. Кому было сложно воспринять информацию и было неинтересно- красный.
Педагог:
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Все узнали этот день?
Ответы детей.
Педагог: Правильно. Самый главный день –День Победы. А теперь поднимите руку, кто пойдёт на парад и будет поздравлять ветеранов войны, а может даже пройдёт в «Бессмертном полку»?
Педагог: Ребята, пусть мирное небо всегда будет над нашей головой, и мы никогда не узнаем, что такое война.
|