Конспект занятия по развитию речи
«Путешествие в страну Звуколяндию» в старшей группе.
Программное содержание:
-учить подбирать слова, сходные по звучанию;
-упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;
-упражнять в четком и правильном проговаривании скороговорок;
-закреплять умения отвечать на вопросы целыми предложениями.
Оборудование:
-два письма от Звуковичков;
-маршрутный лист:
-карточки с номерами станций-городов;
-карточка со скороговоркой;
-карточка с загадками;
-предметные картинки с изображением домашних и диких животных;
-мяч;
-карточка с вопросами;
-книга-энциклопедия.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо. Вот смотрите, что написано. Куда : детский сад №166, кому: детям группы «Непоседы».все правильно? (ответы детей) тогда открываем конверт. Читаю.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам Звуковички- жители волшебной страны Звукословоляндии. Мы узнали, что вы любите отгадывать загадки, умеете красиво произносить слова. Мы хотим узнать, сможете ли вы отгадать наши загадки, ответить на наши веселые вопросы и сможете ли придумать новые слова. Поэтому мы приглашаем вас в путешествие по нашим городам, где мы приготовили для вас веселые задания. Если вы с ними справитесь, то в конце пути вас ждет подарок. А чтобы вы не потерялись, мы присылаем маршрут пути. До свидания! Звуковички.»
А вот и маршрутный лист. (Воспитатель достает его из конверта)
Воспитатель. Посмотрите, ребята, все города здесь указаны по-порядку, а путь показывает стрелка. Ну что, ребята, согласны отправится в путешествие? А начнем мы путешествие с первого города. Найдите цифру 1,садитесь на стульчики. Этот город называется «Добавлялки». А задание такое: я буду читать стихотворение, но в нем не хватает некоторых слов. Вам надо будет подобрать подходящие слова.
(воспитатель читает стихотворение Д.Хармса «Очень – очень вкусный пирог»)
Воспитатель. Молодцы, с первым заданием справились! Отправляемся дальше. Смотрим на маршрутный лист. Нам нужен город под номером 2, который называется «Город Скороговорок». Давайте найдем этот город.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с цифрой 2, встают полукругом)
Звуковички приготовили для нас скороговорку. Послушайте внимательно: «Пушистые кошки сидят на окошке»
-Давайте эту скороговорку мы повторим все вместе. А теперь будем говорить так: сначала тихо, потом громче, еще громче. А потом наоборот: громко-тихо- шепотом.
-А теперь скажем медленно, потом быстро и еще быстрее.
Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Идем в следующий город.
(Дети находят цифру 3 и садятся за стол. На столе лежат предметные картинки.)
Воспитатель. Ребята, этот город-город Загадок. Звуковички приготовили загадки. Я буду их читать, а вы найдите отгадку на картинках и покажите ее.
1. Кто во дворе так заливисто лает,
Дом охраняя всю ночь напролет? (собака)
2. Крупная, рогатая, молоком богатая,
Мух, слепней пугает -хвостом отгоняет. (корова)
3. Вот бежит толстушка,
Хвостик завитушка, ушки- пирожки,
Рыльце пятачком. (свинья)
4. Летом в поле травку рвет,
А зимой в хлеву живет.
Шерстку у нее стригу,
Вяжут из нее и ткут. (овца)
5. Хвост- метелка, над глазами- челка,
Грива шелковиста, бывает норовиста.
Накормишь овсом- прокатит верхом. (лошадь)
6.Мягенькая шерстка, круглые глазищи
И расходятся от щек длинные усищи.
Любит лапкой покатать
Бабушкин клубочек. (кошка)
Воспитатель. Ребята, а как можно назвать этих животных одним словом? (домашние)
- А почему? (ответы детей)
-Как можно назвать других животных? (дикие) Почему? (ответы детей) Отгадали все загадки, молодцы. Можно идти дальше. Нас ждет 4-ый город –город «Поиграй-ка».
(Дети встают полукругом)
Воспитатель. Ребята, мы с вами повторили домашних и диких животных. А сейчас Звуковички предлагают нам вспомнить детенышей этих животных. Я буду вам бросать мяч и называть животных, а вы называете их детенышей и бросаете мяч мне.
кошка-котенок корова- теленок белка-бельчонок
коза-козленок свинья-поросенок собака- щенок
лиса- лисенок медведь- медвежонок овца- ягненок
Воспитатель. Молодцы, ребята! А вы знаете, как можно ласково назвать детенышей?
Котенок-котеночек теленок-теленочек козленок-козленочек
Щенок-щеночек поросенок-поросеночек лисенок-лисеночек
Воспитатель. С заданием справились. Давайте посмотрим, какой по счету город нам нужен? (пятый)
(Дети находят цифру 5 и садятся на стульчики)
Воспитатель. Этот город называется «Путаница». Звуковички приготовили интересное, но в тоже время сложное задание. Дело в том, что в этом городе живут звуки-озорницы. Они очень любят передвигаться с одного слова на другое. Вам нужно будет вернуть перепутавшиеся звуки на места и назвать слова правильно.
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
2. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
3. Ехал дядя без жилета (билета).
Заплатил он штраф за это.
4.Сели в ложку (лодку) и айда!
По реке туда-сюда.
4. Игры (тигры) усатые в клетке сидят,
На укротителя громко рычат.
5. Закричал охотник «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной»
Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием справились хорошо. А нас ждет еще один город, который называется город «Вопросов и ответов».
(дети садятся на стулья)
Ребята, я буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать. Но в этом городе существует такое правило: на вопрос нельзя отвечать одним словом, надо говорить предложением. Готовы? Какие же вопросы приготовили Звуковички?
(Воспитатель читает вопросы по карточке)
1) Кто охраняет дом?
2) Кого ловит кошка?
3) Кто зимой спит в берлоге?
4) Чем кормят коров, лошадей, коз?
5) Чья мама зайчиха?
6) Где живет ежик?
Воспитатель. На все вопросы ответили правильно. С заданием справились. Молодцы!
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, все ли города прошли?(нет) остался еще один. Кто нашел последнюю цифру?
(дети с воспитателем подходят к библиотечке)
Воспитатель. Ребята, а тут письмо. Давайте прочитаем.
(Воспитатель открывает конверт, читает)
«Дорогие ребята! Мы очень рады, что вы справились со всеми заданиями. Вам в подарок мы дарим умную книжку- энциклопедию. Вы в ней сможете найти много интересного. До свидания! Звуковички.»
Ребята, на этом наше путешествие заканчивается.
|