МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №12 компенсирующего вида»
г. Гатчина, ул. Киргетова, д.10
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Тропинка в природу»
«Огород на окне»
разновозрастная группа
Воспитатель: Жоржина Н.Н
2020 г.
Проект: долгосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: год.
Участники проекта:
-дети разновозрастной группы;
-педагоги;
-родители.
Возраст детей: 3 - 7 лет.
Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (лук Суворова или Анзур) и лук в процессе выращивания из луковицы.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
1. Познакомить с историей лука.
2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
4. Учить наблюдать изменения в развитии и росте растений.
5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
6. Учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: человек посадил луковицу, выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Формировать представление о выращивании растений из луковиц.
4.Формировать умение договариваться о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;
6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Разъяснять значимость труда.
8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Учить уходу за растениями, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
2.Воспитывать бережное отношение к своему труду и труду взрослых и сверстников.
3. Воспитывать желание добиваться результата.
4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Актуальность проблемы:
Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимает лук. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.
Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из луковиц и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от появления корня до появления первых листьев – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился лучок?»
Краткое описание проекта:
Проект рассчитан для детей разного возраста, реализуется на протяжении всего года. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей разного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из луковицы.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки:
Опыты, наблюдения, беседы.
Реализация проекта:
«Огород на окне» в разновозрастной группе.
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети не поливают цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами».
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе всей группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
Все ответы записывались в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.
Этапы реализации проекта
1-й этап: подготовительный
• сбор информации, материалов по теме;
• организация предметно- развивающей среды
• разработка цикла наблюдений, занятий;
• беседы;
2-й этап: реализационный:
• реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
3 этап: итоговый:
• выставка детских работ;
• презентация проекта.
• создание альбома
Перспективное планирование:
№
Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя
Воспитатели,
родители
.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». 1-я неделя
Воспитатели,
родители
3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме. 1-я неделя Воспитатели
2 этап – основной.
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. 2-я неделя Воспитатели,
родители.
5. Занятие «Посадка лука для выращивания на зелень» Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из луковицы. 2-я неделя Воспитатели
6. Практическая деятельность: посадка лука Суворова. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 2-я неделя Воспитатели
7. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) 2-я неделя Воспитатели
8. Занятие «Овощной суп» (рисование) познакомить со значением овощи,
фрукты в жизни человека.
2-я неделя Воспитатели
9. Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. 2-я неделя Воспитатели
10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. 3-я неделя Воспитатели
11. Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). 3-я неделя Воспитатели
12. Опыт – наблюдение за ростом лука. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих листьев лука. 3-я неделя Воспитатели
13. Наблюдение за формированием цветка и плода Учить детей замечать изменения в росте и развитии растений 3-я неделя Воспитатели
14
Итоговая беседа
Высадка в открытый грунт
(Огород на окне переносится на участок детского сада) Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста лука Суворова. 3-я неделя Воспитатели
3 этап – заключительный.
15 Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации из опыта работы 4-я неделя Воспитатели
16 Подбор стихотворений, поговорок, загадок об луке. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об луке» 4-я неделя Воспитатели, дети, родители
17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации 4-я неделя
Воспитатели
Анализ результативности
4-я неделя
Воспитатели
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на окне».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц про лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
Художественно- продуктивная
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».
Игровая деятельность
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о луке (чтение художественной литературы). Песня «Витамины» Филиппенко.
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об луке.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
Предполагаемый результат:
Участвовать в проведении опытов, экспериментов.
Знать и называть части лука;
Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
Составлять описательные рассказы о луке, используя опорную схему;
Знать, как растёт лук, где, как за ним ухаживать.
О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
|