Проект: «Лето»
Тип проекта: информационно-творческий, познавательный
Вид проекта: групповой
Предмет исследования: природа родного края летом
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный (июнь – август) Возраст детей: старшая группа.
По количеству участников: дети группы, педагоги, родители
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Актуальность:
Лето — очень хорошее время года для общения детей с природой, это различные игры, наблюдение на свежем воздухе, это значительные возможности для познания детьми с окружающего мира, обогащение их знаний и понятий, закрепление правил безопасного поведения, гуманного и бережного взаимодействия с природой.
Цель:
в работе с детьми:
расширение представлений детей об окружающем мире, формирование правил безопасного поведения в природе
во взаимодействии с семьями воспитанников:
повышать экологическую грамотность родителей, помочь родителям донести до детей красоту русской природы родного края, расширять знания о безопасном поведении в природе.
Задачи:
Обобщать и расширять знания детей об окружающем мире;
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
Формировать знания о правилах безопасного поведения в природе;
Воспитывать экологически грамотное поведение, желание беречь природу.
Проблема:
низкий уровень осведомленности об окружающем мире, незнание норм безопасного поведения на природе, неумение корректно, гуманно и бережно взаимодействовать с живой природой.
Место проведения:
участок, группа
Оборудование, материалы:
иллюстрации для рассматривания; лупы для исследовательской деятельности; пластилин, стеки, дощечки, цветной картон для лепки; гуашь, листы бумаги для рисования; аудио записи и литература по данной теме.
Формы реализации проекта:
С детьми:
Целевые экскурсии по территории детского сада
Беседы
Наблюдения
Экспериментирование
Детское творчество
Игры
Чтение художественной и познавательной литературы
Слушание музыкальных произведений
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Папки-передвижки
Буклеты
Консультации
Беседы
Анкетирование
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели и задач.
2. Изучение методической и энциклопедической литературы.
II. Разработка проекта
1. Составление плана деятельности.
2. Подбор художественной и познавательной литературы.
3. Подбор пособий для работы с детьми.
4. Выбор формы работы с родителями.
5. Разработка конспектов совместной деятельности, развлечений, прогулок, совместных досугов для детей, консультаций и рекомендаций для родителей.
III. Внедрение проекта
1. Беседы, наблюдения, экскурсии с детьми.
2.Игровая, трудовая, продуктивная, экспериментально – исследовательская деятельность с детьми.
3. Чтение художественных произведений и познавательной литературы.
4. Слушание музыкальных произведений.
5. Отображение в изобразительной деятельности.
6. Составление консультаций, анкет, рекомендаций для родителей.
7. Оформление папок-передвижек.
8. Организация фотосъемки разнообразной деятельности по проекту.
IV. Итоговый этап
1. Стенгазета: «Летний калейдоскоп»
Предполагаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
Дети будут знать: о разнообразии природы родного края, будут соблюдать правила безопасного поведения в природе.
Будут уметь: решать проблемные ситуации, ухаживать за растениями, отгадывать загадки; рисовать, лепить объекты природы, делать поделки из семян-крылаток клена.
Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к природе.
Реализация проекта:
«Безопасность в природе»
Цель: формирование знаний детей о правилах безопасного поведения летом
Беседы: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Съедобные и несъедобные грибы», «Водоемы», «Правила поведения при встрече с насекомыми»
Наблюдение за одуванчиком, подорожником, чистотелом, ромашкой аптечной; за некоторыми насекомыми (комар, пчела)
Рассматривание энциклопедий «Мир вокруг нас», «Что растет в лесу?»
Рассматривание плакатов и карточек «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Съедобные и несъедобные грибы», картинки с изображением насекомых и среды их обитания.
Изготовление гербария «Лекарственные растения»
Решение проблемных ситуаций: «Как вести себя на водоеме?», «Какой грибок положу в кузовок?», «Всякую ли ягодку можно съесть?»
Художественное творчество: «Мухомор» (лепка)
Художественное творчество: «Одуванчик» (рисование)
Чтение художественной литературы: И. Лыкова, В Шипунова «Как вести себя в лесу», Л. Радзиевская «Ты и вода», Е. Серова «Ландыш», В. Зотов «Одуванчик», Г. Новицкая «Боровик», А. Стрижева «Огород на опушке»
Отгадывание загадок по теме (Ю. Илларионова)
Д/игры: «Хорошо - плохо», «Да – нет», «Что где растет?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Путаница», «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Узнай растение», «От какого растения часть?»
П/и: «Ручеек», «Море волнуется…», «У медведя во бору»
Составление рассказа: «Наша семья на пляже» (закрепления правил поведения на воде)
Совместное составление «Сказки о Шампиньоне» (педагоги и дети группы)
Опытно-экспериментальная деятельность «Плавает – тонет»
«Деревья и кустарники»
Цель: формирование знаний о характерных особенностях деревьев и кустарников
Беседы: «Деревья и кустарники, растущие на территории детского сада», «Мой зеленый двор» (деревья и кустарники, растущие во дворе, на даче), «Парки и кустарники нашего города», «Делают ли яблоням прививки?» (о плодовых деревьях и кустарниках)
Наблюдение за деревьями и кустарниками на территории детского сада (тополь, ива, береза, клен, сирень, калина)
Рассматривание энциклопедий «Деревья», «Мир вокруг нас», «Моя первая энциклопедия»
Рассматривание картинок и карточек «Деревья», «Кустарники»
Рассматривание репродукций: И. Левитан «Березовая роща», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща», И. Репин «Летний пейзаж»
Художественное творчество: нетрадиционная техника рисования (печатание листьями)
Художественное творчество: аппликация из засушенных листьев «Грибы на опушке», «Рыбка», «Лес»
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Черемуха», В. Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Береза», «Дуб», М. Пришвин «Разговор деревьев»
Отгадывание загадок по теме (Ю. Илларионова)
Д/игры: «Найди листок, как на дереве», «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «С чьей ветки детки?», «Узнай по описанию»
П/и: «К дереву беги!», «Пробеги, не задень», «Ловишки»
Слов. игра «Повторяй друг за другом»
Опытно-экспериментальная деятельность «Как узнать возраст дерева?»
«Цветы»
Цель: формирование знаний детей о цветах и их разнообразии
Беседы: «Цветники детского сада», «Где хочу, там и цвету или как ветер растениям помогает» (полевые, луговые цветы), «Мой любимый цветок», «Юный цветовод» (ребенок на даче)
Наблюдение и уход за цветниками на территории детского сада (с родителями на даче)
Рассматривание энциклопедий «Мир вокруг нас», «Цветы»
Рассматривание картинок и карточек по теме «Цветы» (садовые, полевые, луговые)
Решение проблемной ситуации: «Для кого нужны цветы?»
Художественное творчество: «Как на нашей клумбе выросли цветочки» (коллективная аппликация)
Художественное творчество: аппликация из засушенных цветов и листьев
Чтение художественной литературы: Н. Крупина «Сказки о цветах», Б. Бураков «Цветы», Л. Тарасенко «Солнечные цветы» познавательные сказки, Т. Гусарова «Колокольчики», В. Ивченко «Васильки», Е. Благинина «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг»
Просмотр презентации: «Путешествие в страну цветов»
Отгадывание загадок по теме цветы (Ю. Илларионова)
Д/игры: «Четвертый лишний», «Назови цветы, которые ты знаешь», «Где мы растем?», «Раньше – позже», «Цветы», «Найди такой же», «Найди цветок по названию»
Слов. игра «Опиши, мы отгадаем»,
Дидактическое упражнение: «Что изменилось?»
П/и: «Живая клумба», «Найди свое место», «Я знаю пять названий цветов…» (с мячом)
Хороводная игра: «Мы на луг ходили»,
Пальчиковые игры: «Мак», «Хризантемы», «Цветок»
Составление рассказа: «Мой любимый цветок»
«Насекомые»
Цель: формирование у детей представлений о насекомых, их строении, способах передвижения
Беседы: «Таинственный мир насекомых», «Кто летает, кто ползает, кто прыгает?», «В воде и на воде» (стрекозы, комары, ручейники…), «Бабочки-красавицы», «Насекомые – вредители» (колорадский жук, гусеницы, медведка, бабочка-капустница…)
Наблюдение за бабочками, стрекозами, шмелем, муравьями, кузнечиком, жужелицей, божьей коровкой
Рассматривание энциклопедий и познавательной литературы: «Мир вокруг нас», «Насекомые», «От муравья до бабочки», «Дружная семья», «Божья коровка»
Рассматривание картинок и карточек из серии «Насекомые»
Решение проблемной ситуации: «Если не будет насекомых»
Художественное творчество: монотопия «Бабочка»
Художественное творчество: лепка «Жучки и гусеницы», «Бабочка-красавица» (коллективная пластилинография)
Художественное творчество: изготовление поделок из пластилина и семян - крылаток клена – бабочки, стрекозы
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Приключение муравьишки», А. Барто «Жук», А. Усачев «Божья Коровка», Г. Обнорская «Рассказы о насекомых»
Отгадывание загадок по теме недели (Ю. Илларионова)
Слушание аудиозаписи: звуки природы (сверчок, пчела, мухи, кузнечик, комар)
Д/игры: «Чья тень», «Четвертый лишний», «Где чей дом?», «Кто как передвигается?», «Кто чем питается?»
Слов. игра «Кто знает, пусть продолжает», «Я знаю пять названий насекомых», «Подскажи словечко», «Насекомые – великаны» (словообразование)
П/и: «Паук и мухи», «Цветы и пчелы», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Медведь и пчелы»
Физкультминутка «Насекомые над лугом»
Русская народная игра – драматизация: «Паучок»
Театр пантомимы
Составление рассказа: «Мой рассказ о насекомом» (по схеме)
Продуктами проекта стали:
Анкета для родителей: «Экологическое воспитание дошкольника в семье». Был произведен анализ анкетирования, из чего выяснили, что хотя на одном из первых мест в воспитании ребенка должна стоять задача экологического воспитания и навыков безопасного поведения ребенка в природе, не во всех семьях воспитанников ведется работа по этому направлению.
Папки передвижки: «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», «Безопасность на водоеме», «Лето красное – для детей безопасное», «Лето – наблюдаем, экспериментируем, творим!»
Маршруты выходного дня: «Эти удивительные цветы!» (буклеты)
Буклет«Игры на природе»
Памятка: «Безопасное лето»
Фотоотчет по теме.
Гербарий «Лекарственные растения»
Стенгазета: «Летний калейдоскоп»
Список использованной литературы:
• Афонькин С.Ю., энциклопедия «Деревья», СПБ «БКК», 2009г.
• Афанасьев В., Бабенко В., энциклопедия «От муравья до бабочки», Москва, Издательский дом «Оникс», 2000 г.
• Гибсон Р. «Что я выращу», изд. «Росмэн», 2000 г.
• Илларионова Ю. Г., «Учите детей отгадывать загадки», Москва, «Просвещение», 1076 г.
• Махлин М. Ф., энциклопедия «Деревья», СПБ «БКК», 2009 г.
• Махлин М. Ф., энциклопедия «Насекомые», СПБ «БКК», 2009 г.
• Ордынская М. «Мир вокруг нас» энциклопедия для самых маленьких, изд. «АСТ», 1998 г.
• Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?», изд. «ГНОМ», 2013 г.
Интернет – ресурсы:
• http://rodnaya-tropinka.ru/tsvety-i-travy-v-kartinkah-zadaniyah-stihah-i-rasskazah-dlya-detej/
• http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii-proekt-v-srednei-grupe-raznocvetnoe-leto.html
|