Программное содержание: закрепить знания об озере, уникальном месторождении поваренной соли; продолжать воспитывать любовь к родному краю, развивать речь детей, обогащать словарь, познакомить с народными пословицами и поговорками о соли, учить изображать красоту родного края в рисовании, узнавать свои родные места в произведениях искусства местных художниках. Приемы: рассказ, вопросы, дидактические и словесные игры, логические задачи, стихи, музыка, физкультминутки, награждение игроков.
Ход занятия: В начале занятия звучит первый куплет песни «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса. Воспитатель спрашивает у детей, в какой стране мы живем и о том, что наша страна - самая большая и красивая. – Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода) Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода обладает чудесным свойством - она настоящая волшебница и даже может превращаться и изменяться. ОПЫТ: Воспитатель предлагает детям определить, одинаковая ли вода в двух стаканах по вкусу. – В одном стакане вода пресная, а в другом – соленая. – Как вы думаете, откуда эта вода. Правильно, пресная вода из крана, а соленая - морская. Затем воспитатель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением горы Богдо и озера Баскунчак. –Дети, вы узнали, что это? Да, это гора Большое Богдо, а у подножия- озеро Баскунчак. Послушайте стихотворение: На Баскунчак мне не наглядеться, Гора Богдо, как прежде озеро хранит, Здесь все мое, здесь проходило детство, Полыни запах по степи летит. – Кто мне скажет, чем знаменито наше озеро? (Из озера добывают поваренную соль) А знаете, откуда взялась соль в озере? Когда-то давным-давно вместо нашей степи было дно Каспийского моря и, когда вода покинула свои берега, образовалась Прикаспийская низменность и при испарении в нашем сухом и жарком климате образовалась самосадочная соль. О хлебе-соли, как символе гостеприимства, говорят многие народные пословицы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Игра «Наш край». Воспитатель бросает мяч одному из детей (которые встали в круг), они в ответ говорят пословицы, и поговорки о соли: «Без хлеба-соли обедать не садятся» «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно» «Домой придешь, хлеб-соль найдешь» Наш родной край! Что может быть лучше родного края? Плоская равнина, высшей точкой которой является гора Большое Богдо. Засушливый климат, нередки пыльные бури, испепеляющий зной летом - обжигающие морозы зимой. Казалось бы столь неуютный край, но первое впечатление, как правило, обманчиво. Наш край имеет богатую историю, корни которой уходят в далекое прошлое. Еще во времена Золотой Орды после освобождения Нижнего Поволжья от татарского ига. В 1656 году сюда устремились крепостные, спасавшиеся от помещиков. Но наши земли не отличались плодородием и поэтому заселялись медленно. Но зато здесь было нечто другое. Недра таили сказочное богатство-соль. Еще в конце XVI века ученый-венецианец Константин побывав в наших местах, писал: «…в степи находится соленое озеро, столь обширное, что добываемой из него соли достаточно было бы для продовольствия большой части вселенной». Екатерина Вторая, стремясь к разработке соляных богатств края, заселяет волжские степи издаёт Указ, по которому всем переселенцам предоставляются льготы – участки земель и т. д. Не зря наш край долгое время носил название «Всероссийской солонки». Соль известна каждому! В скромной солонке она всегда занимает видное место на обеденном столе: ломится ли он от обилия кушанья в дни семейных праздников или скромно обслуживает своих хозяев в будни. Никакая пища без соли не будет вкусной. Особенно необходима соль для растущих организмов. Недостаточное поступление соли тормозит и останавливает рост и развитие организма. Любое живое существо без соли гибнет. Одна треть добываемой соли в России у нас. Красив наш край! Весной ярко – красные пятна тюльпанов в степи, алеют скалы горы Богдо, светится мраморное озеро зеркальной чистоты. Чуден мир земной в своей красоте и всё в нём наполнено жизнью. Весь этот мир создан для жизни и пользы человека – для каждого из нас. Поэтому мы, ребята, должны любить этот мир, нашу планету Земля! Далее ребятам предлагается изобразить родной край в своих рисунках. Обсуждение рисунков. – Чтобы вы могли пожелать людям всей Земли? (Ответы детей). – Я надеюсь, что когда вы вырастите, будете добрыми людьми и никогда не дадите в обиду нашу планету. (Дети становятся вокруг глобуса) Давайте беречь от невзгоды любой Большой и доверчивый шар голубой! Давайте, ребята, назло непогодам Обнимем планету своим хороводом, Развеем над нею тучу и дым, В обиду её никому не дадим – Ребята запомните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Это было, есть и будет всегда. Земля щедро наградила человека несметными богатствами, а в нашем случае наше богатство – это соль. Мы должны научиться беречь это богатство – не сорить и не бросать мусор, ведь он засоряет наше уникальное озеро. Берегите природу Родного края!
|