Программа профилактики профессионального "выгорания" педагогов
"Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац! - и вторая смена"
Авторы-составители:
Вандышева Анастасия Вячеславовна,
педагог-психолог МАОУ "Лицей №29"
Кубасова Юлия Владимировна,
педагог-психолог МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в системе образования происходит много нововведений: внедрение ФГОС, новых профессиональных стандартов, часто меняющиеся правила аттестации педагогических работников, постоянно увеличивающиеся требования как к уровню профессионализма педагога, так и к его личности в целом. Все это, а также необходимость систематично использовать личностно-ориентированный подход ко всем субъектам образовательного процесса приводит к сильной подверженности педагогов различным стрессовым воздействиям. Безусловно, это отражается на физическом и психологическом здоровье специалистов.
Впервые о синдроме эмоционального выгорания заговорил американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Основным его проявлением он считал нарастающее эмоциональное истощение, которое может повлечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до глубоких когнитивных искажений).
Актуальность данной проблемы связана с развитием гармонично развитой личности не только ученика, но и самого педагога.
Целью программы является профилактика профессионального "выгорания" педагогов.
Задачи:
• определение актуального эмоционального состояния участников для осознания ими личной заинтересованности;
• развитие навыков рационального использования собственного времени;
• повышение уровня грамотности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья;
• снижение психоэмоционального напряжения;
• развитие умения бесконфликтно общаться с различными категориями людей (коллегами, учениками и их родителями);
• актуализация творческого, креативного развития педагога.
Программа ориентирована на педагогов. Количество участников: 10-15 человек. Занятия планируются 1 раз в месяц. Всего 8 занятий (с сентября по апрель).
Методы, применяемые в ходе реализации программы: объяснительный, исследовательско-поисковый, игровой.
Формы организации занятий: сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания, диагностика, обсуждение.
Предполагаемые результаты:
• Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов;
• Овладение педагогами приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
• Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления;
• Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Составителями данного курса был осуществлен анализ уже существующих программ по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Материал данной программы был подобран таким образом, что педагоги-психологи общеобразовательных организаций смогут использовать его без внесения каких-либо изменений. В связи с этим новизна программы заключается в учете особенностей системы образования в нашем регионе.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|