МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 200
Научно – методическая разработка по теме:
«Индивидуальная программа коррекционно-развивающего сопровождения ребенка
с задержкой психического развития
в дошкольном учреждении»
Учитель – дефектолог:
Карнаущенко Анжелика Юрьевна
I квалификационная категория
г. Хабаровск
2014 г.
Индивидуальная программа коррекционно-развивающего сопровождения ребенка
с задержкой психического развития
в дошкольном учреждении
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство.
Разработка индивидуального коррекционно-развивающего маршрута позволяет осуществлять индивидуальный подход в коррекционно-образовательном процессе.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном коррекционно-развивающем сопровождении.
Индивидуальное сопровождение включает в себя систему, взаимосвязанных по целям, времени задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в развитии воспитанника, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие способностей ребенка.
Структура индивидуальной программы сопровождения для конкретного ребёнка включает в себя:
диагностику;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
график динамики развития ребёнка по разделам программы;
характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики.
Все этапы диагностики, отражаются в «Диагностической карте ребёнка» (Приложение 1).
Структура этой карты включает в себя следующее:
общие сведения о ребёнке;
сведения о родителях, условия воспитания в семье;
заключения специалистов о состоянии здоровья ребенка, наличие инвалидности;
психолого-педагогическое обследование, которое включает:
- внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица),
- состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность),
- средства общения,
- использование мимики и жестов,
- исследование движений и действий (состояние общей моторики и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, готовность руки к овладению письмом).
- изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире,
- состояние психофизических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
- особенности речевой деятельности (фонематические восприятие, состояние лексики, грамматический строй и связная речь).
- особенности математических представлений.
Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик.
Анализ полученной информации позволяет разработать индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут (Приложение 2).
Цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:
-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).
Динамика коррекционно-развивающего процесса отражается в графике (сводном листе обследования) динамики (Приложение 3). График динамики развития заполняется по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, состояние психических процессов.
Такой график позволяет наглядно показать результативность коррекционно-развивающей работы, проанализировать проблемы (Что удалось? Что не получилось? Почему?), выбрать дальнейшие шаги деятельности.
В процесс сопровождения активно вовлекаются родители, так как именно они в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды:
- положительная динамика: высокий уровень;
- относительно – положительная динамика: средний уровень;
- незначительная или отрицательная динамика: низкий уровень;
Динамика развития зависит от выраженности нарушения.
Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно-развивающей деятельности.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|