Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».(пункт 2.6 ФГОС ДО). В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные основные цели и задачи по приобщению детей к искусству. Одной из таких задач в тематическом модуле «Приобщение к искусству» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста является знакомство детей с архитектурой, в частности: «продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения. Развивать умение выделять сходство и различие архитектурных сооружений одинакового назначения. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки и т.д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие - в каждом городе свои. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений , сказочных построек…». В соответствии вышеизложенными целями и задачами было составлено примерное перспективно-тематическое планирование по приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой.
|
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с архитектурой.
|
Другие формы ООД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
|
Взаимодействие педагога с детьми в других видах деятельности.
|
сентябрь
|
«Красна изба». Дать представление о жилище наших предков-славян: внешним видом избы, ее расположением, материалом, из которого она строилась. Познакомить детей с таким видом архитектуры как деревянное зодчество. Учить вычленять отдельные элементы декора деревянных зданий.
|
Рисование «Дом с резными ставнями».
«Наша древняя столица».
Лепка «Избушка на курьих ножках».
Моделирование «Старинный русский костюм».
Изготовление посуды из глины (соленого теста) с декоративным орнаментом.
|
Знакомство детей с красотой родного края через произведения русских художников: И. Шишкина, И. Левитана, А. Пластова, В. Васнецова. Беседа: «Как жили наши предки в старину». Экскурсия к деревянным постройкам.
|
октябрь
|
Архитектурный ансамбль «Московский Кремль». Продолжать знакомить детей с историей создания Московского Кремля – центральной части города. Дать представление об архитектуре башен Московского Кремля: каменный шатер, ярусные украшения. Въездные арки, башенные часы.
|
Рисование «Московский Кремль». Аппликация «Кремлевская стена». «Елка на Красной площади».
Декоративная лепка «Сувениры для московской ярмарки». Моделирование «Народная игрушка» (тесто, глина, бросовый материал).
|
Создание мини – музея «Моя Москва»: иллюстрации исторических мест, подбор тематической литературы. выставка изделий детского творчества по данной тематике.
Викторина «Знатоки Москвы».
|
ноябрь
|
«Храмовая архитектура». Дать детям представление о храмовой архитектуре. Рассказать о том, что люди воздвигали храмы в честь памятных событий. Рассмотреть отличительные черты храмовой архитектуры.
|
Рисование «Успенский Собор – главный собор земли русской». Аппликация «Собор Василия Блаженного». Конструктивно-модельная деятельность «Строители Кремля». Коллаж «Золотые купола России».
|
Рассмотреть фотоиллюстрации храмов, соборов, исторических памятников. Художественная литература: И. Черницкий «Есть на свете город», М. Лисянский «Золотая на веке веков», М. Исаковский «Москва».
|
декабрь
|
«Архитектурные стили». Познакомить детей с некоторыми архитектурными стилями: готика, барокко, классицизм. Дать представление об их характерных особенностях: высокие крыши с острыми шпилями. Стрельчатые окна и арки, каменное кружево в готике; простота форм. Монументальность в классицизме. Учить детей вычленять отдельные элементы декора.
|
Рисование «Цветные витражи», «Дворец для снежной королевы». Аппликация «Сказочный город». Конструирование «Страна доброй волшебницы». Дизайн обоев для детской комнаты «Интерьер для кукольного уголка». Изготовление альбома «Цветные витражи».
|
Рассматривание иллюстраций В. Конашевича к сказкам Г.Х. Андерсена и Братьев Гримм. Открытки «Государственная Третьяковская галерея». Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Старый дом». Игра с калейдоскопом.
|
январь
|
«Монументальная скульптура».
Познакомить дошкольников с монументальной скульптурой: фонтан «Дружбы народов», памятники историческим личностям: Ю. Гагарину, Петру 1 и др. Дать представление о военных барельефах и конных статуях.
|
«Лесная скульптура» (из природного материала). Создание мини-музея «Маленький скульптор» (лепка малых скульптурных форм из соленого теста, глины, пластилина).
|
В книжном уголке: иллюстрации изображений монументальной скульптуры, подбор художественного материала.
|
февраль
|
«Медальерное искусство».
Знакомить детей с предметами медальерного искусства: медалями, монетами. Понимать значение символов, изображенных на них. Понимать медальерное искусство как средство выражения отношения автора к какому-то событию.
|
Изготовление и дизайн значков: «Значок жителей сказочной страны», «Значок покупателей игрушечного магазина». Дизайн обложки для любимой книги. «Цирковая афиша». Дизайн плакатов.
|
Рассматривание различных значков, сувенирных значков разных городов, монет. Обсуждение обложек книг, печатных плакатов, афиш.
|
март
|
«Чугунное кружево».
Познакомить детей с изделиями русских мастеров-ковалей и кружевниц. Учить детей видеть тонкость работы, композиционное решение. Декоративность узора. Видеть в орнаменте чугунных решеток сходство с другим видом искусства – кружевоплетением и росписью по дереву.
|
Рисование «Ограда волшебного замка», «Морозные узоры». Аппликация «Ледяной дворец для Снегурочки», «Роспись посуды хохломским узором». Декоративное плетение из нитей: трехпрядная косица, поясок. Составление зимней икебаны.
|
Знакомство детей с народно-прикладным искусством: образцы русского кружева, вышивка, работа ковалей (чеканка), образцы росписи по дереву.
|
апрель
|
«Москва – космическая».
Познакомить детей с архитектурными сооружениями. Посвященными космосу: монумент «Покорители космоса», «Музей космонавтики», памятник К.Э Циолковскому. Закрепить знания детей о космосе и космонавтах.
|
Рисование «Лунный пейзаж», «Наша планета – Земля». Аппликация «Космос». Конструирование «Космодром». Макет «Солнечная система». «Космический коллаж». Организация мини-планетария из работ детей.
|
Выставка иллюстраций памятниками космонавтам, космических кораблей, звездного неба, планет, солнечной системы. Читаем детям: Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах. Ю. Дмитров «Соседи по планете.
|
май
|
«Путешествие к чудесам света».
Познакомить детей с характерными признаками архитектуры других стран.
|
Конкурс – викторина «Где мы побывали, что мы повидали». Изготовление масок. Составление африканского ландшафта. Рисование «Египетские пирамиды».
|
Рассматривание географической карты. Иллюстрации с изображением знаменитых архитектурных сооружений разных стран.
|
|