Пояснительная записка:
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности в коррекционной группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.
Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 200».
Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Основой для разработки данной рабочей программы явились:
- Основная дошкольная образовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.,
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой
В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –познавательному и речевому.
Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:
Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;
- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;
- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;
- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
- Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:
- Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.
- Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.
- Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
- Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.
- Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.
- Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.
- Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
Характеристика особенностей развития детей с ЗПР
При разработке программы учитывался контингент группы.
В группе 17 детей: 15 мальчиков и 2 девочки. Группу посещают дети шестого года жизни с диагнозом: задержкой психического развития.
Вариативность отклонений в развитии воспитанников группы имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью, до «педагогической запущенности» или легких форм проявлений социальной дезадаптации. Уровень психофизического состояния и интеллектуальных нарушений воспитанников группы представлен в Приложении 1.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, формирования коммуникативных навыков, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.
Дети с ЗПР это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений о себе и окружающих, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. у детей с ЗПР данной группы страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки информации. Кроме того, отмечаемся низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь педагога и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (нарушение звукопроизносительных умений и навыков, аграмматизмы, ограниченность словаря, несформированность связной речи), замедленный темп становления регулирующей функции речи.
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей данной группы являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Вариативность отклонений в развитии воспитанников группы имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью, до «педагогической запущенности» или легких форм проявлений социальной дезадаптации.
Первая группа - ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания»), негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.
При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Очень быстро устают от учебной деятельности.
Вторая группа - ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.
Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляется в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения.
Третья группа - ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм). Характерна для детей, воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря. Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности. В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т.д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности. При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.
Четвертая группа - ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития.
При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития. Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов. Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.
Особенности организации образовательного процесса
Новизна рабочей программы заключается в использовании новых социально-педагогических и коррекционно-развивающих образовательных технологий. В коррекционно-развивающей работе с детьми (социоигровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные) (Приложение 2).
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное развитие детей. В программе представлены целевые ориентиры освоения детьми знаний, умений и навыков по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Тематика НОД по разделам программы отражена в комплексно-тематическом плане (Приложение 3).
Планирование работы по образовательным областям учитывает особенности общего развития детей с задержкой психического развития, обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического и речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межпредметных связей, а также с психофизическими особенностями воспитанников.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
детьми старшей группы с ЗПР
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
- Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по аналогии;
- Употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.
- Сравнивать два предмета по цвету, форме, назначению;
- Различать и называть круг, квадрат, треугольник; знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
- Распределять п предметы (их изображения) на группы по родовому признаку; называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;
- Правильно называть времена года, их последовательность, части суток;
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях;
- Уметь устанавливать количественные и качественные отношения между предметами;
- Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; домашних и диких животных, предметов сада и огорода; транспорту; профессий людей;
- Знать название своего города. Называть его главную улицу и площадь;
- Соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
- Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
- Правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, знать их отличительные признаки;
- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки.
- Составляет рассказ по картине, пересказ текста с опорой на картины-опоры, план.
Метапредметные результаты:
- Способен организовывать свою учебно-познавательную деятельность и владеет следующими навыками: постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка.
- Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, осознаёт поставленные задачи и выбирает способ их решения; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; устанавливает причинно-следственные связи.
- Осуществляет продуктивное общение в совместной деятельности с педагогом и со сверстниками, участвует в общей беседе, задаёт вопросы, умеет выражать свои мысли, соблюдает правила речевого поведения.
Личностные результаты:
- Положительно относится к учению, к познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признаёт для себя общепринятые моральные нормы, способен к самооценке своих действий, поступков; проявляет интерес и уважение к своей стране; готов поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Весь текст материал находится в приложенном файле
|