Сегодня: 19.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Планирование


Рабочая программа учителя-дефектолога "Коррекция задержки психического развития"

СКАЧАТЬ (78.6 Kb) 18.01.2017, 12:21
Карнаущенко Анжелика Юрьевна
учитель-дефектолог, "Детский сад комбинированного вида № 20 г. Хабаровска
Пояснительная записка:
    Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности в коррекционной группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, обеспечение гарантий качества содержания, создания условий для выявления и коррекции нарушений, обеспечения индивидуального развития и раскрытия потенциала каждого ребенка. Педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации дошкольника с интеллектуальными нарушениями в социуме.
Это достигается за счет модификации используемых программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данной группы, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного учреждения с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
     Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и Основной адаптированной образовательной программой МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 200».
     Разработана в соответствии с образовательными запросами родителей воспитанников с «особыми» образовательными потребностями.
     Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую решение задач дошкольного учреждения: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
    Основой для разработки данной рабочей программы явились:
- Основная дошкольная образовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 г.,
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, Е.А. Логиновой
    В рабочей программе представлены основные целевые ориентиры, подлежащие усвоению в процессе обучения детей данной категории, определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
      
    Данная программа разработана для осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет) с задержкой с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям –познавательному и речевому.
      
Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы:
     Основная цель рабочей программы – формирование у детей представлений об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, развитие речи и всестороннее развитие психических процессов.
    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе мониторинга определять пути профилактики и коррекции психических нарушений;
- расширять кругозор детей, развивать у детей психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;
- помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать целостную картину мира;
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- развивать элементарные математические представления, создавать условия для использования полученных знаний в самостоятельной деятельности;
- систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы в соответствии с программным содержанием, внедрять в коррекционно-образовательный процесс современные инновационные технологии.
 
     Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в ее основу заложены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
  1. Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  3. Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  4. Принцип системности и последовательности в подаче материала – опора на разные уровни организации психических процессов.
  5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
   Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
   Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий. С учетом онтогенетических особенностей детей со специальными образовательными потребностями выделяют ряд специфических принципов коррекционной работы:
  1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.  
  2. Принцип развивающего обучения   связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.
  3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
  4. Деятельностный принцип связан с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное развитие ребенка на данном этапе.
  5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения.
  6. Принцип комплексного (клинико - генетического, нейрофизиологического, психологического, педагогического) подхода к диагностике и реализации возможностей детей в процессе образования.
  7. Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма с целью повышения результативности проводимой системы психолого-педагогических мер.
Характеристика особенностей развития детей с ЗПР
    При разработке программы учитывался контингент группы.
В группе 17 детей: 15 мальчиков и 2 девочки. Группу посещают дети шестого года жизни с диагнозом: задержкой психического развития.
Вариативность отклонений в развитии воспитанников группы имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью, до «педагогической запущенности» или легких форм проявлений социальной дезадаптации. Уровень психофизического состояния и интеллектуальных нарушений воспитанников группы представлен в Приложении 1.
    Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, формирования коммуникативных навыков, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.
Дети с ЗПР это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений о себе и окружающих, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. у детей с ЗПР данной группы страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки информации. Кроме того, отмечаемся низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.
У детей слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь педагога и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.
Дети отстают в речевом развитии (нарушение звукопроизносительных умений и навыков, аграмматизмы, ограниченность словаря, несформированность связной речи), замедленный темп становления регулирующей функции речи.
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.
Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей данной группы являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
    Вариативность отклонений в развитии воспитанников группы имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью, до «педагогической запущенности» или легких форм проявлений социальной дезадаптации.
Первая группа -  ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания»), негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.
     При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны.  Очень быстро устают от учебной деятельности.
Вторая группа - ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.
     Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляется в виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми, вплоть до отказа от речевого общения.
Третья группа - ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм).  Характерна для детей, воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря.  Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности.  В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т.д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности.  При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.
Четвертая группа - ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития.
При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития.  Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов.  Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.

Особенности организации образовательного процесса
 
     Новизна рабочей программы заключается в использовании новых социально-педагогических и коррекци­онно-развивающих образовательных технологий. В коррекционно-развивающей работе с детьми (социоигровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные) (Приложение 2).
       Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное развитие детей. В программе представлены целевые ориентиры освоения детьми знаний, умений и навыков по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», определены наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Тематика НОД по разделам программы отражена в комплексно-тематическом плане (Приложение 3).
     Планирование работы по образовательным областям учитывает особенности общего развития детей с задержкой психического развития, обеспечивает развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического и речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
       При построении рабочей программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой межпредметных связей, а также с психофизическими особенностями воспитанников.
 
Планируемые результаты освоения рабочей программы
детьми старшей группы с ЗПР
 
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Уметь поместить и найти предмет по словесному ука­занию педагога;
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
- Уметь сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
- Создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, ве­личине) по аналогии;
- Употреблять слова, обозначающие изученные свой­ства (цвет, форму, величину) и расположение предме­тов в пространстве, в активной речи.
- Сравнивать два предмета по цвету, форме, назначению;
- Различать и называть круг, квадрат, треугольник; знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
- Распределять п предметы (их изображения) на группы по родовому признаку; называть группы однородных предметов (их изображений) обобщающими словами;
- Правильно называть времена года, их последователь­ность, части суток;
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных явлениях;
- Уметь устанавливать количественные и качественные отношения между предметами;
- Называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посу­де; домашних и диких животных, предметов сада и огорода; транспорту; профессий людей;
- Знать название своего города. Называть его главную улицу и площадь;
- Соблюдать правила поведения на улице и в других об­щественных местах;
- Соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;
- Правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, знать их отличительные признаки;
- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изучен­ные звуки.
- Составляет рассказ по картине, пересказ текста с опорой на картины-опоры, план.
 
Метапредметные результаты:
- Способен организовывать свою учебно-познавательную деятельность и владеет следующими навыками: постановка учебной деятельности, планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка.
- Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, осознаёт поставленные задачи и выбирает способ их решения; понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной и модельной форме; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; устанавливает причинно-следственные связи.
- Осуществляет продуктивное общение в совместной деятельности с педагогом и со сверстниками, участвует в общей беседе, задаёт вопросы, умеет выражать свои мысли, соблюдает правила речевого поведения.
Личностные результаты:
- Положительно относится к учению, к познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; признаёт для себя общепринятые моральные нормы, способен к самооценке своих действий, поступков; проявляет интерес и уважение к своей стране; готов поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Весь текст материал находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: redaktor | Теги: дошкольное образование, планирование, рабочая программа
Просмотров: 2274 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог